Дело №2-169/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., с участием истца Молотовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Молотовой О.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, и назначению досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Молотова О.Н. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения и дополнения) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов: работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Ямашевским фельдшерским пунктом Аликовской центральной районной больницы в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца; работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет) в должности фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ясли (сада) № Чебоксарского электроаппаратного завода в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, и назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что Молотова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы на дату обращения за пенсией. При этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные спорные периоды работы истца. С решением ответчика истец не согласен, считает, что указанные спорные периоды неправомерно не включены в специальный стаж, поскольку в указанный период она осуществляла медицинскую деятельность в учреждении здравоохранения, а в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, за ней сохранялось рабочее место, заработная плата, из которой производились отчисления на государственное социальное страхование, в связи с чем полагает, что нарушены ее законные права и интересы.
В судебном заседании истец Молотова О.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему, вновь привела их суду.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщено.
В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев требования истца, заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону (ч. ч. 3, 4 ст.36 Закона №400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действующим с 01.01.2015) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Положения пункта 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из материалов дела, истец Молотова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с письменным заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу Молотовой О.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией, поскольку фактическая продолжительность специального стажа истца по подсчетам ответчика составила 22 года 1 месяц 26 дней, при требуемом стаже – 30 лет.
При этом в подсчет специального стажа ответчиком не были включены периоды работы истца Молотовой О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Ямашевским фельдшерским пунктом Аликовской центральной районной больницы, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы, поскольку не представлены документы, подтверждающие осуществление медицинской деятельности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ясли (сада) № Чебоксарского электроаппаратного завода, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516.
Из материалов дела, в частности копии трудовой книжки истца, копии справки, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии, от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Молотова О.Н. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № была принята на должность заведующей Ямашевским фельдшерским пунктом Аликовской центральной районной больницы Чувашской АССР.
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Молотова О.Н. была переведена на должность фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы. Уволена с занимаемой должности по собственному желанию на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №.
За указанный период, Молотова О.Н. находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за № Молотова О.Н. была принята на должность медицинской сестры ясли (сада) № Чебоксарского электроаппаратного завода, уволена с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным Списком предусмотрены должности - «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». При этом указанным работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) срок выслуги исчисляется в льготном порядке за один год работы - один год и три месяца.
Указанные положения о льготном исчислении специального медицинского стажа при работе в должности заведующего здравпункта в учреждениях здравоохранения - «больничные учреждения всех типов и наименований, здравпункты, учреждения скорой медицинской помощи» - в сельской местности предусматривались и Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение 1959 года). Раздел 2 Перечня 1959 года предусматривал включение работы в должности медсестры (независимо от наименования) в должностях врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры (все независимо от наименования должности) в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов (в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах).
В соответствии с названным Положением №1397, действовавшим в спорные периоды работы, в льготный стаж согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, законодатель относил больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, куда входил фельдшерско-акушерский пункт. В примечании к Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Пункт 3 Положения №1397 предусматривал, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях независимо от их наименований.
Работа заведующей фельдшерско-акушерским пунктом относится к руководящей, поэтому в соответствии с постановлением №1397 подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 27.07.1973 №566 (действовавшего до 2003 года) на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, заведующий ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №627 от 07.10.2005 утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пункт 4, 5 которого предусматривает, что фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские пункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
Учитывая то, что для занятия должности заведующей фельдшерским пунктом, согласно приведенным выше положениям, действовавшим на указанный спорный период работы истца законодательства, требовалось наличие среднего медицинского образования для осуществления медицинской деятельности, а учреждение – Ямашевский фельдшерский пункт <адрес>ной больницы является учреждением здравоохранения, расположенным в сельской местности, работа истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Ямашевским фельдшерским пунктом Аликовской центральной районной больницы ЧАССР, а также в должности фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы, в которой истица работала начиная с ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке, как один год работы за один год и три месяца.
Также подлежат удовлетворению и требования истца Молотовой О.Н. о включении в подсчет ее специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца.
Как указывалось выше, в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным Списком предусмотрены должности - «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». При этом указанным работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) срок выслуги исчисляется в льготном порядке за один год работы – один год и три месяца.
Указанные положения о льготном исчислении специального медицинского стажа при работе в должности фельдшера в учреждениях здравоохранения - «больничные учреждения всех типов и наименований, здравпункты, учреждения скорой медицинской помощи» - в сельской местности предусматривались и Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Период работы истца Молотовой О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы не был включен в подсчет ее специального стажа, ввиду непредставления документов, подтверждающих осуществление медицинской деятельности.
Однако сам факт работы в должности фельдшера, а также то, что организационно-методический кабинет является подразделением районной больницы, подразумевает осуществление фельдшером деятельности по оказанию медицинской помощи населению в учреждении здравоохранения.
Кроме этого, в соответствии с копией справки, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии, от ДД.ММ.ГГГГ Молотова О.Н. находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В информационном письме Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 04 ноября 2002 года указано, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Согласно Разъяснениям Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Кроме того, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.
Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Изложенная позиция согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума №30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком до 1,5 и 3- х лет у истца начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет) подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.
Кроме этого, истцом Молотовой О.Н. заявлены требования о включении в подсчет ее специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ясли (сада) № Чебоксарского электроаппаратного завода.
Для оценки пенсионных прав истца в указанный период подлежат применению: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), а также Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464
Так Перечень, утративший силу с 01 октября 1993 года, предусматривает наименование учреждения «Детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады» и наименование должности «медицинские сестры». При этом указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06 сентября 1991 года как и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года, равно как и действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года, не предусматривалось право указанной категории работников на включение в специальный стаж периодов трудовой деятельности в учреждениях, не входящих в систему учреждений здравоохранения.
Таким образом, требования истца в указанной части подлежат удовлетворению, в подсчет специального стажа истца Молотовой О.Н. в календарном исчислении подлежит включению период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ясли (сада) № Чебоксарского электроаппаратного завода.
Истцом также заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии трудовой книжки истца Молотовой О.Н., копии справки, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по день выдачи справки, Молотова О.Н. работала в БУ ЧР «Центральная больница» Минздрава Чувашии в должности медицинской сестры кардиологического кабинета поликлиники.
За указанный период работы Молотова О.Н. находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к).
Для оценки пенсионных прав истца в указанный период подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истец в спорные периоды работала в должностях, время работы в которых включено в подсчет спецстажа, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы являлось повышение квалификации медицинского работника, в связи с чем истец был направлен работодателем на курсы повышения квалификации и командировки с сохранением места работы и среднего заработка, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ, суд удовлетворяет исковые требования Молотовой О.Н. в части включения в подсчет специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Истцом также заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по назначению страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии Молотова О.Н. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку, с учетом включенных судом в специальный стаж истца спорных периодов работы, Молотова О.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выработала необходимый 30-ти летний стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», требование истца о досрочном назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 320 – 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
требования Молотовой О.Н. удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Молотовой О.Н. периодов:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности заведующей Ямашевским фельдшерским пунктом Аликовской центральной районной больницы Чувашской АССР и фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы, в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет за время работы в должности фельдшера организационно-методического кабинета Аликовской центральной районной больницы Чувашской АССР в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности медицинской сестры ясли (сада) № Чебоксарского электроаппаратного завода в календарном исчислении;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по назначению Молотовой О.Н. страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 22 января 2018 года.
Судья С.Н. Тигина