Решение по делу № 2-10003/2015 от 06.07.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«18» августа 2015 года                                                   г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                    Микитюка К.Г.,

при секретаре                            Парышевой И.К.,

с участием представителя заявителя Кременчугской М.А. – Хатамова Г.У., выступающего по доверенности, представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – Гаглоевой Е.В., выступающей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий и решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с данным заявлением, ссылаясь на те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ она, с учетом проекта планировки и застройки группы жилых домов в квартале 110 г. Петропавловска-Камчатского, выполненного по постановлению градоначальника от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ), направила на имя главы Петропавловск-Камчатского городского округа заявление о предоставлении ей свободного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома (вход. ). Сведения о свободном земельном участке для индивидуального жилищного строительства она получила из публичной кадастровой карты соответствующей территории для использования неограниченным кругом лиц. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила отказ.

На основании изложенного, не согласившись с данным отказом, ФИО1 просила суд признать ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ обоснованным, признать незаконными действия и решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, возложить на Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения ее прав и свобод путем совершения действий, предусмотренных п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ.

Заявитель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела судом извещена, участия в судебном заседании не принимала, направила в судебное заседание представителя.

Представитель заявителя ФИО1ФИО4 в судебном заседании уточнил требования по указанным в заявлении основаниям и просил суд признать незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, рассмотревшего заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду свободного земельного участка, расположенного в районе <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, для строительства индивидуального жилого дома без учета регламентированных ст. 39.18 ЗК РФ особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , принятое по этому заявлению; возложить на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность рассмотреть указанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, а также обеспечить в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО1 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя с учетом их уточнения, полагала их необоснованными и удовлетворению не подлежащими. Дополнительно суду пояснила, что согласно Решению городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -нд «О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа» испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами – зона ж-2, в которой возможно размещение отдельно стоящих одноквартирных и двухквартирных домов. В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельногоучастка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение па официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ. В силу ст. 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В связи с тем, что ФИО6 обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не представив оснований предоставления испрашиваемого земельного участка без торгов, то в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ правовые    основания для предоставления земельного участка в районе <адрес> без торгов, отсутствуют. В соответствии с положениями п.п. 7, 9 п. 2, п. 3 ст. 39.18 ЗК РФ к заявлению прикладывается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная с учетом требований ст. 11.10 ЗК РФ. Вместе с этим ФИО6 к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, границы испрашиваемого земельного участка не установлены, на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит, следовательно, как объект права земельный участок по <адрес> не существует.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 254 ГПК РФ (глава 25 ГПК РФ) установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.п. 25, 28 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ссылаясь на ст. 39.18 ЗК РФ обратилась на имя главы Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ей в аренду свободного земельного участка по ул. <адрес>ю 800 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. Также указала, что запрашиваемый земельный участок, в соответствии с генеральным планом Петропавловска-Камчатского городского округа, утв. Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р, расположен в зоне застройки отдельно стоящих одноквартирных и двухквартирных домов (л.д. 11).

К указанному заявлению прилагалась схема примерного расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 12).

Сообщением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление (вход. ) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила отказ в связи с отсутствием в заявлении указаний на основания предоставления испрашиваемого земельного участка без торгов, а также в связи не предоставлением к указанному заявлению проекта межевания территории либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной с учетом требований п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ. Также было указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, вне линии существующей застройки (л.д. 9-10).

В соответствии с п. 1 Состава сведений кадастровых карт, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные кадастровые сведения, в том числе: границы земельных участков; контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках; номера единиц кадастрового деления; кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (частная собственность, собственность публично-правовых образований); сведения о кадастровой стоимости земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; площади земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения; границы территориальных зон; разрешенное использование земельных участков; назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства; сведения о пунктах опорной межевой сети (номера пунктов, координаты пунктов с указанием системы координат, типы знаков, описания местоположения пунктов (абрисы); информация о том, что земельные участки свободны от прав третьих лиц (для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных физическим или юридическим лицам).

Из содержания Положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что в целях воспроизведения на публичных кадастровых картах дополнительных сведений в орган кадастрового учета уполномоченным органом направляется уведомление о принятии решения о прекращении прав на земельный участок, о расторжении договора аренды земельного участка, об образовании земельных участков.

Таким образом, гражданин или юридическое лицо, исходя из сведений публичной кадастровой карты, могут получить информацию о том, на какие земли можно претендовать, и выбрать участок, исходя из уже определенных параметров застройки, и направить соответствующее заявление в адрес уполномоченного органа.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства установлены ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

В обоснование принятого по заявлению ФИО1 решения Департамент сослался на отсутствие проекта межевания территории либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной с учетом требований п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ.

Регламентированные п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ основания, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе, в том числе, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса, подлежат применению исключительно при принятии решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, но не решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст. 39.16 ЗК РФ, положениями которой отсутствие схемы расположения испрашиваемого земельного участка, равно как отсутствие проекта межевания территории в качестве оснований для отказа не предусмотрены.

Кроме того, в силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае его предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно решению Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -нд «О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа» указанный земельный участок расположен в территориальной зоне ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой возможно размещение отдельно стоящих одноквартирных и двухквартирных домов.

Данное обстоятельство представителем Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в судебном заседании не оспаривалось.

Таким образом, изложенное свидетельствует о несоблюдении Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа определенного положениями ст. 39.18 ЗК РФ порядка рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которыми при поступлении заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; либо при наличии предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ оснований принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.

В этой связи действия Департамента, рассмотревшего заявление ФИО1 без учета особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, регламентированных ст. 39.18 ЗК РФ, следует признать незаконными.

Учитывая, что в силу прямого указания в пп.2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса, принятое Департаментом решение об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, мотивированное отсутствием проекта планировки территории и проекта межевания территории, не может быть признано законным.

Поскольку принятое с несоблюдением норм действующего законодательства вышеназванное решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа нарушает права заявителя на рассмотрение заявления в установленном законом порядке суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования в части признания незаконными действий и решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, о возложении на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности рассмотреть указанное заявление в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о возложении на Департамент обязанности по обеспечению в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку порядок рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, регламентированный п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, наряду с названными действиями уполномоченного лица, предусматривает возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ.

Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание обстоятельства дела, а также требования разумности, суд считает возможным установить Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для выполнения требования ФИО1 о возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем, с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО1 подлежат возмещению судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, рассмотревшего заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду свободного земельного участка, расположенного в районе <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, для строительства индивидуального жилого дома без учета регламентированных ст. 39.18 ЗК РФ особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , принятое по этому заявлению.

Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду свободного земельного участка, расположенного в районе <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ.

В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности по обеспечению в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отказать, - за необоснованностью.

Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО1 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

                Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме.

Судья                                        К.Г. Микитюк

Решение в окончательной форме составлено 24 августа 2015 года.

2-10003/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кременчугская М.А.
Другие
Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
06.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2015Передача материалов судье
08.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.08.2015Предварительное судебное заседание
18.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2015Дело оформлено
12.12.2015Дело передано в архив
18.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее