РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» августа 2015 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Микитюка К.Г.,
при секретаре Парышевой И.К.,
с участием представителя заявителя Кременчугской М.А. – Хатамова Г.У., выступающего по доверенности, представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – Гаглоевой Е.В., выступающей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий и решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с данным заявлением, ссылаясь на те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ она, с учетом проекта планировки и застройки группы жилых домов в квартале 110 г. Петропавловска-Камчатского, выполненного по постановлению градоначальника № от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ), направила на имя главы Петропавловск-Камчатского городского округа заявление о предоставлении ей свободного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома (вход. №). Сведения о свободном земельном участке для индивидуального жилищного строительства она получила из публичной кадастровой карты соответствующей территории для использования неограниченным кругом лиц. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель получила отказ.
На основании изложенного, не согласившись с данным отказом, ФИО1 просила суд признать ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ обоснованным, признать незаконными действия и решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, возложить на Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения ее прав и свобод путем совершения действий, предусмотренных п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ.
Заявитель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела судом извещена, участия в судебном заседании не принимала, направила в судебное заседание представителя.
Представитель заявителя ФИО1 – ФИО4 в судебном заседании уточнил требования по указанным в заявлении основаниям и просил суд признать незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, рассмотревшего заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду свободного земельного участка, расположенного в районе <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, для строительства индивидуального жилого дома без учета регламентированных ст. 39.18 ЗК РФ особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, принятое по этому заявлению; возложить на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность рассмотреть указанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, а также обеспечить в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО1 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя с учетом их уточнения, полагала их необоснованными и удовлетворению не подлежащими. Дополнительно суду пояснила, что согласно Решению городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-нд «О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа» испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами – зона ж-2, в которой возможно размещение отдельно стоящих одноквартирных и двухквартирных домов. В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельногоучастка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение па официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ. В силу ст. 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В связи с тем, что ФИО6 обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не представив оснований предоставления испрашиваемого земельного участка без торгов, то в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ правовые основания для предоставления земельного участка в районе <адрес> без торгов, отсутствуют. В соответствии с положениями п.п. 7, 9 п. 2, п. 3 ст. 39.18 ЗК РФ к заявлению прикладывается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная с учетом требований ст. 11.10 ЗК РФ. Вместе с этим ФИО6 к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, границы испрашиваемого земельного участка не установлены, на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит, следовательно, как объект права земельный участок по <адрес> не существует.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 254 ГПК РФ (глава 25 ГПК РФ) установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.п. 25, 28 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ссылаясь на ст. 39.18 ЗК РФ обратилась на имя главы Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ей в аренду свободного земельного участка по ул. <адрес>ю 800 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. Также указала, что запрашиваемый земельный участок, в соответствии с генеральным планом Петропавловска-Камчатского городского округа, утв. Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р, расположен в зоне застройки отдельно стоящих одноквартирных и двухквартирных домов (л.д. 11).
К указанному заявлению прилагалась схема примерного расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 12).
Сообщением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № на указанное заявление (вход. №) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила отказ в связи с отсутствием в заявлении указаний на основания предоставления испрашиваемого земельного участка без торгов, а также в связи не предоставлением к указанному заявлению проекта межевания территории либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной с учетом требований п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ. Также было указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, вне линии существующей застройки (л.д. 9-10).
В соответствии с п. 1 Состава сведений кадастровых карт, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные кадастровые сведения, в том числе: границы земельных участков; контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках; номера единиц кадастрового деления; кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (частная собственность, собственность публично-правовых образований); сведения о кадастровой стоимости земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; площади земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения; границы территориальных зон; разрешенное использование земельных участков; назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства; сведения о пунктах опорной межевой сети (номера пунктов, координаты пунктов с указанием системы координат, типы знаков, описания местоположения пунктов (абрисы); информация о том, что земельные участки свободны от прав третьих лиц (для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных физическим или юридическим лицам).
Из содержания Положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в целях воспроизведения на публичных кадастровых картах дополнительных сведений в орган кадастрового учета уполномоченным органом направляется уведомление о принятии решения о прекращении прав на земельный участок, о расторжении договора аренды земельного участка, об образовании земельных участков.
Таким образом, гражданин или юридическое лицо, исходя из сведений публичной кадастровой карты, могут получить информацию о том, на какие земли можно претендовать, и выбрать участок, исходя из уже определенных параметров застройки, и направить соответствующее заявление в адрес уполномоченного органа.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства установлены ст. 39.18 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В обоснование принятого по заявлению ФИО1 решения Департамент сослался на отсутствие проекта межевания территории либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной с учетом требований п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ.
Регламентированные п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ основания, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе, в том числе, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса, подлежат применению исключительно при принятии решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, но не решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст. 39.16 ЗК РФ, положениями которой отсутствие схемы расположения испрашиваемого земельного участка, равно как отсутствие проекта межевания территории в качестве оснований для отказа не предусмотрены.
Кроме того, в силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае его предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно решению Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-нд «О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа» указанный земельный участок расположен в территориальной зоне ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой возможно размещение отдельно стоящих одноквартирных и двухквартирных домов.
Данное обстоятельство представителем Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в судебном заседании не оспаривалось.
Таким образом, изложенное свидетельствует о несоблюдении Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа определенного положениями ст. 39.18 ЗК РФ порядка рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которыми при поступлении заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; либо при наличии предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ оснований принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
В этой связи действия Департамента, рассмотревшего заявление ФИО1 без учета особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, регламентированных ст. 39.18 ЗК РФ, следует признать незаконными.
Учитывая, что в силу прямого указания в пп.2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса, принятое Департаментом решение об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, мотивированное отсутствием проекта планировки территории и проекта межевания территории, не может быть признано законным.
Поскольку принятое с несоблюдением норм действующего законодательства вышеназванное решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа нарушает права заявителя на рассмотрение заявления в установленном законом порядке суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования в части признания незаконными действий и решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, о возложении на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности рассмотреть указанное заявление в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о возложении на Департамент обязанности по обеспечению в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку порядок рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, регламентированный п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, наряду с названными действиями уполномоченного лица, предусматривает возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ.
Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, а также требования разумности, суд считает возможным установить Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для выполнения требования ФИО1 о возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем, с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО1 подлежат возмещению судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, рассмотревшего заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду свободного земельного участка, расположенного в районе <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, для строительства индивидуального жилого дома без учета регламентированных ст. 39.18 ЗК РФ особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, принятое по этому заявлению.
Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду свободного земельного участка, расположенного в районе <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ.
В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности по обеспечению в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отказать, - за необоснованностью.
Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО1 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме.
Судья К.Г. Микитюк
Решение в окончательной форме составлено 24 августа 2015 года.