Дело № 2а-304/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Закидальского Д.Е.
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 09 июня 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Сеидовой Ягут Ильдырым кызы к миграционному пункту Отдела министерства внутренних дел России по Княжпогостскому району, Отделу министерства внутренних дел России по Княжпогостскому району о признании незаконным решения от 13 апреля 2018 года о сокращении срока пребывания в Российской Федерации,
установил:
Сеидова Я.И.к. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 13.04.2018 о сокращении срока пребывания в Российской Федерации. В обоснование требований указала, что 13.04.2018 получила уведомление о том, что должна покинуть территорию РФ в течение трех суток, в связи с тем, что имеется решение от 22.02.2018 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Щелковское» ГУ МВД России по Московской области о неразрешении въезда в РФ на основании подпункта 14 части 1 статьи 27 Федерального закона № 114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон № 114-ФЗ). О данном решении она не знала, так как не получала его, намерена его обжаловать, поскольку оно вынесено незаконно, в связи с тем, что требований законодательства пребывания на территории РФ не нарушала. Приехала на территорию РФ в 2000 году, где у неё родились двое детей: сын ФИО1 и дочь ФИО2., которые в настоящее время проживают в <адрес> и согласно документам имеют вид на жительство в РФ до 18.10.2021, дочь обучается в медицинском колледже, поэтому в настоящее время истец не может покинуть РФ. Просит признать решение от 13.04.2018 незаконным и продлить срок пребывания в РФ до разрешения вопроса по существу.
Судом к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен Отдел министерства внутренних дел России по Княжпогостскому району, в качестве заинтересованного лица – Главное Управление МВД России по Московской области.
Административный истец Сеидова С.Р.к. и её представитель Кулаго М.Ю. в судебном заседании иск поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. В судебном заседании заявлено об изменении административного искового заявления, представлено административное исковое заявление (измененное), в котором оспаривалось также решение о не разрешении въезда в РФ от 28.02.2018, вынесенное МУ МВД России «Щелковское», с указанием, что нарушение административным истцом положений миграционного законодательства было вызвано уважительными причинами, при этом в качестве административного ответчика также указано МУ МВД России «Щелковское». Суд определил отказать в принятии письменного заявления об изменении и дополнении исковых требований на основании следующего. В соответствии с положениями части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска. При этом в измененном административном исковом заявлении указаны одновременно иной предмет и основания иска, заявлено самостоятельное требование к не привлеченному к участию в деле в качестве ответчика лицу. Истцу и его представителю разъяснено право обратиться в суд с самостоятельным административным иском о признании незаконным решения МУ МВД России «Щелковское» от 28.02.2018.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Княжпогостскому району Калько И.Н. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, пояснив, что Сеидова Я.И.к. въехала на территорию РФ 26.04.2015, срок её пребывания в РФ указан в миграционной карте, время убытия 26.04.2015, не знать о времени выезда из РФ она не могла, так как заполняла миграционную карту. В нарушение части 2 статьи 37 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) выехала с территории РФ 29.11.2017, то есть спустя 270 суток со дня окончания срока временного пребывания. 22.02.2018 факт нарушения Сеидовой Я.И.к. разрешенного срока пребывания в период с 26.04.2015 по 29.11.2017 установлен отделом миграции МУ МВД России «Щелковское», подтверждается сведениями из АС Центрального банка учета иностранных граждан, в связи с чем на основании подпункта 14 части 1 статьи 27 Закон № 114-ФЗ принято решение о неразрешении ей въезда в РФ в течение 10 лет. С решением о сокращении срок пребывания миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району Сеидова ознакомлена 13.04.2018, дала обязательство выехать за пределы РФ в течение 3 дней со дня ознакомления. Утверждение административного истца о том, что она не была ознакомлена с решением МУ МВД России «Щелковское» о запрете въезда в РФ, не является основанием для отмены решения миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району о сокращении ей срока временного пребывания в РФ.
Представитель административного ответчика миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району Манова Н.Е. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, пояснив, что решение о сокращении сроков пребывания в РФ от 13.04.2018 принято на основании решения отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Щелковское» ГУ МВД России по Московской области от 22.02.2018 о неразрешении въезда в РФ.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Московской области в судебное заседание не явился, юридическое лицо о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения на административное исковое заявление, в которых просит в заявленных требованиях отказать в полном объеме, поскольку решение миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району от 13.04.2018 принято на основании решения отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Щелковское» от 22.02.2018 о неразрешении въезда в РФ, вынесенного на основании сведений, полученных из автоматизированной системы центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, согласно которым гражданка Республики Азербайджан Сеидова Ягут, прибыла на территорию Российской Федерации 26.04.2015 и убыла с территории Российской Федерации 29.11.2017, то есть находилась на территории РФ непрерывно свыше 270 суток со дня окончания предусмотренного Федеральным законом срока временного пребывания в РФ, что в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 27 Закона № 115-ФЗ явилось основанием для принятия решения о неразрешении въезда в РФ.
В порядке статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица при его надлежащем извещении, так как его неявка не препятствовала рассмотрению дела по существу при имеющейся явке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что административный истец прибыла на территорию РФ 26.04.2015 и убыла с территории РФ 29.11.2017, имея иностранный паспорт <данные изъяты> с периодом действия до 09.09.2024.
После чего Сеидова Я.И.к. въехала на территорию Российской Федерации 26.01.2018, имея национальный заграничный паспорт <данные изъяты> с периодом действия с 08.12.2017, затем была поставлена на миграционный учет по месту пребывания с 30.01.2018 по 25.04.2018 по адресу: <адрес>.
11.04.2018 Сеидова Я.И.к. прибыла в г. Емва и встала на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>
Решением миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району от 13.04.2018 Сеидовой Я.И.к., 03.03.1975 г.р., гражданке Азербайджана, сокращен срок временного пребывания в РФ на основании пункта 3 статьи 5 Закона № 115-ФЗ в связи с тем, что в системе ППО «Территория» имеется информация о том, что отделом по вопросам миграции МУ МВД России «Щелковское» ГУ МВД России по Московской области 22.02.2018 вынесено решение о неразрешении въезда в РФ. С данным решением Сеидова Я.И.к. ознакомилась 13.04.2018 и обязалась выехать за пределы РФ в течение трех дней со дня ознакомления с решением.
Решением от 28.02.2018 МУ МВД России «Щелковское» закрыт въезд в Российскую Федерацию гражданке Республике Азербайджан, Сеидовой Я.И.к., <ДД.ММ.ГГГГ> г.р., сроком на 10 лет, в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 27 Закона № 114-ФЗ, данная гражданка включена в список лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен до 29.11.2027, в отношении Сеидовой Я.И.к. вынесено представление о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Основанием для вынесения этого решения послужили сведения, полученные из автоматизированной системы центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, согласно которым гражданка Республики Азербайджан Сеидова Я.И.к. прибыла на территорию Российской Федерации 26.04.2015 и убыла с территории Российской Федерации 29.11.2017. Законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации до 29.11.2017 гражданка Республики Азербайджан Сеидова Ягут не имела.
В судебном заседании исследовалась распечатка из автоматизированной системы центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, которая подтверждает данные обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Закон № 115-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 5 Закона № 115-ФЗ установлено, что решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом МВД России от 18.12.2017 № 933 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 21.2 указанного выше Порядка определено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случаях, если в отношении иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьями 26 и 27 Закона № 114-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 14 части 1 статьи 27 Закона № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение десяти лет со дня выезда из Российской Федерации.
В силу пункта 2 Приказа МВД России от 18.12.2017 № 933 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» в МВД России и его территориальных органах прием, рассмотрение и подготовку материалов о продлении либо об отказе в продлении срока временного пребывания, либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осуществляют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники Главного управления по вопросам миграции МВД России, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне).
На основании пункта 1 статьи 31 Закона № 115-ФЗ в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что миграционный пункт ОМВД России по Княжпогостскому району, принимая решение от 13.04.2018 о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации гражданке Республики Азербайджан Сеидовой Я.И.к., действовал в пределах своих полномочий в соответствии с вышеуказанным Приказом МВД России от 18.12.2017 № 933.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Гражданке Республики Азербайджан Сеидовой Я.И.к. решением от 28.02.2018 МУ МВД России «Щелковское» закрыт въезд в Российскую Федерацию сроком на 10 лет. Решение, вынесенное миграционным пунктом ОМВД России по Княжпогостскому району от 13.04.2018, принято на основании решения МУ МВД России «Щелковское». При этом суд не усматривает несоответствий требованиям законодательства, регулирующего правила пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также определяющего их правовой статус. Решение миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району принято компетентным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку пунктом 3 статьи 5 Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, при этом решение МУ МВД России «Щелковское» о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Сеидовой Я.И.к. от 28.02.2018 не отменено, незаконным не признано.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 02.03.2006 № 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния.
При этом право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
Оспариваемое решение миграционного пункта ОМВД России по Княжпогостскому району от 13.04.2018 о сокращении срока временного пребывания гражданке Республики Азербайджан не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку такое сокращение срока временного пребывания на территории Российской Федерации является предусмотренной законом адекватной мерой государственного реагирования на нарушения им миграционного законодательства, доказательств наличия каких-либо исключительных, объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца, суду не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 1 пункта 3.1 Определения Конституционного Суда РФ № 628-О от 05.03.2014, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции РФ и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики.
Наличие у административного истца членов семьи на территории Российской Федерации, не имеющих гражданство РФ, при том, что на территории РФ также проживает муж административного истца, имеющий со слов самой Сеидовой Я.И.к. временный вид на жительство, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство и не препятствует сокращению срока его пребывания на территории страны в случае его нарушения.
Обстоятельств, с которыми закон связывает возможность продления срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, по делу не установлено и административный истец на них не ссылается.
Ограничения прав, вытекающие из принятия решения о сокращении срока пребывания в РФ, являются соразмерными и носят временный характер.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушений требований ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем обжалуемое решение уполномоченного органа является законным и обоснованным. При этом суд учитывает, что в силу пункта 6 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 №12 при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Руководствуясь статьями 218-219, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Сеидовой Ягут Ильдырым кызы к миграционному пункту Отдела министерства внутренних дел России по Княжпогостскому району, Отделу министерства внутренних дел России по Княжпогостскому району о признании незаконным решения от 13 апреля 2018 года о сокращении срока пребывания в Российской Федерации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 июня 2018 года.
Судья Д.Е. Закидальский