№2-186/2024
30RS0009-01-2024-000083-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года г. Камызяк Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Крипаковой Д.Р.
при секретаре Шеремет Л.А.,
с участием старшего помощника Прокурора Камызякского района Астраханской области Мухамбетьяровой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жумагалиева Палуанбека Нажмединовича к Бисемалиеву Фархату Тапуевичу о возмещении морального вреда, причиненного преступлением,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что приговором Камызякского районного суда Астраханской области от 31.07.2023 Бисемалиев Ф.Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни. В результате преступления истцу был причинен моральный вред, были причинены телесные повреждения, а именно: закрытые переломы 5,6,7,8 левых ребер со смещением костных отломков, левосторонний пневмоторакс (наличие воздуха в левой плевральной полости). Истец признан по делу потерпевшим. Преступными действиями ответчика истцу были причинены физические и нравственные страдания, который истец оценивает в размере 600 000 рублей.
В судебном заседании истец Жумагалиев П.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Бисемалиев Ф.Т. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что исковые требования завышены, готов выплатить в качестве компенсации морального вреда 40 000 рублей. Суду также пояснил, что предлагал в ходе рассмотрения уголовного дела истцу компенсировать моральный вред, на что был получен отказ.
Представитель ответчика – адвокат Кужагалиева Н.А. в судебном заседании суду пояснила, что исковые требования с учетом положительных характеристик Бисемалиева Ф.Т., тяжелого положения последнего, завышены.
Суд, выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, считавшего исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, основываясь на положениях ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд приходит к следующему.
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (ст.ст. 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 151 ГК РФ регламентирует, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статья 1101 ГК РФ устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер фактических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно абзаца 2 п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33, тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания, устранить эти страдания либо сгладить их остроту (абзац 2 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).
Таким образом, данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика и индивидуальных особенностей потерпевшего, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду.
Согласно п. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В судебном заседании на основании материалов уголовного дела, вступившего в законную силу приговора Камызякского районного суда Астраханской области от 31.07.2023, апелляционного определения Астраханского областного суда от 21.09.2023 установлено, что Бисемалиев Ф.Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, совершенного ответчиком в отношении истца. В результате преступления истцу были причинены телесные повреждения, а именно: закрытые переломы 5,6,7,8 левых ребер со смещением костных отломков, левосторонний пневмоторакс (наличие воздуха в левой плевральной полости).
Поскольку в судебном заседании установлено, что истцу Жумагалиеву П.Н. преступными действиями ответчика был причинен тяжкий вред здоровью, то есть была причинена физическая боль, в связи с чем, действиями ответчика истцу действительно причинен моральный вред, выраженный в физических и нравственных страданиях, связанных с причинением тяжких телесных повреждений.
Учитывая фактические обстоятельства дела, при которых был причинен истцу Жумагалиеву П.Н. моральный вред, характер и степень его физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, индивидуальные особенности ответчика, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что моральный вред, причиненный истцу Жумагалиеву П.Н. в следствии причинения тяжкого вреда его здоровью, подлежит компенсации в размере 100 000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование истца о возмещении морального вреда, подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 100 000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.