Решение от 21.09.2022 по делу № 2-64/2022 (2-1107/2021;) от 29.11.2021

Дело №2-64/2022

УИД 29RS0017-01-2021-001941-05                                                                     

Решение

именем Российской Федерации

г. Каргополь 21 сентября 2022 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Галкиной М.С.,

при секретаре Русановой С.Л.,

с участием заместителя прокурора Каргопольского района Беннер Ж.В.,

представителя ответчика Б.Н.И. (посредством системы видеоконференцсвязи),

представителя третьего лица Фокина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда гражданское дело по исковому заявлению и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Т.М.А. о признании результатов межевания недействительными, истребовании участков из незаконного владения.

установил:

И.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора обратился с иском к Т.М.А. о признании недействительными результатов межевания земельных участков, истребовании их из незаконного владения.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокурорской проверки выявлены факты незаконного формирования земельных участков для сельскохозяйственного использования из земель лесного фонда. В июле 2021 г. отмежеваны и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами , , . В настоящее время в отношении данных земельных участков зарегистрировано право собственности за ответчиком. Кадастровые работы по их формированию проведены без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации. На вновь образованных земельных участках находятся лесные насаждения, их вырубка нанесёт вред лесному фонду и окружающей среде. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. При проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре. Факт наложения вновь образованных земельных участков подтверждается заключениями Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» с каталогами координат границ земельных участков и каталогами координат наложениях на земли лесного фонда, тематическими картами наложений. Просит суд признать недействительным результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами , , , истребовать данные участки из незаконного владения Т.М.А.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Каргопольского района Архангельской области Беннер Ж.В. исковые требования поддержала.

Ответчик Т.М.А. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.

Представитель ответчика Б.Н.И. с иском не согласился, указал, что говорить о наложении границ участков невозможно, экспертное заключение не соответствует закону.

В судебном заседании представитель третьего лица ГКУ АО «Каргопольское лесничество» Фокин И.А. с иском согласился.

Третьи лица ФКБУ «Рослесинфорг», Министерство природы и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явились, представили отзывы, в которых с иском согласились.

Представители третьих лиц администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области, Федерального агентства лесного хозяйства, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по АО и НАО, ООО «Архземпредприятие», ООО «ГеоСтрой Инновация», Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии со ст.ст.67-70.1 Лесного кодекса РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч.2 ст.91 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Пунктом 1 ст.4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

На основании ч.6 ст.39 указанного Федерального закона согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

В соответствии с ч.6 ст.47 поименованного Федерального закона участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Следовательно, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Применительно к положениям ч.1 ст.71 Лесного кодекса РФ действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в июле 2021 г. отмежеваны и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами , , .

В настоящее время в отношении данных земельных участков зарегистрировано право собственности за ответчиком Т.М.А.

Заключениями Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» с каталогами координат границ спорных земельных участков и каталогами координат наложения их на земли лесного фонда, тематическими картами наложений, представленными в материалы дела установлено наложение вновь образованных земельных участков на земли лесного фонда. Все вышеуказанные земельные участки образованы и имеют наложение с землями лесного фонда Каргопольское лесничество.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт наложения границ вновь сформированных земельных участков на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, в связи с чем результаты межевания следует признать недействительными и в соответствии со ст.301 ГК РФ независимо от обстоятельств, на основании которых отчуждалось спорное имущество, законный собственник вправе истребовать выбывшие из собственности Российской Федерации земельные участки из незаконного владения ответчика.

Доводы ответчика о том, что спорные земельные участки законно образованы не могут быть приняты судом в связи со следующим.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (подп.3.1 п.1 ст.11 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Согласно ст.ст.8, 83 Земельного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе вновь образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч.8 ст.24, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Несоблюдение установленной процедуры согласования собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Рослесхоза перевода земель лесного фонда в земли сельхозназначения при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

Заключения Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» подготовлены по форме, утвержденной приказом Рослесхоза от 1 февраля 2018 г. № «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке». Координаты поворотных точек границы пересекаемой части смежных земельных участков определены в местной системе координат, принятой для ведения единого государственного реестра недвижимости. Заключения содержат необходимые реквизиты, подписаны уполномоченными должностными лицами.

Как следует из материалов дела, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03 сентября 2008 № 240 об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Архангельской области и установлении их границ определено, что на территории Архангельской области создаются 28 лесничеств и 1 лесопарк, установлены границы лесничеств и лесопарков.

Согласно указанному приказу с приложениями создано Каргопольское лесничество Архангельской области, включающее в себя, в том числе, участок совхоз «Приозерный» Ошевенского участкового лесничества.

Нахождение кварталов 28, 31 участка савхоза «Приозерный» Ошевенского участкового лесничества в составе Каргопольского лесничества Архангельской области подтверждается материалами лесоустройства 1989 г., последующими материалами лесоустройства в 2009 г., а также Лесохозяйственными регламентами Каргопольского лесничества Архангельской области, утвержденными распоряжением Администрации Архангельской области от 02 февраля 2008 г. №255-ра/45 в целом по Каргопольскому лесничеству Архангельской области, после распоряжения Главы администрации Архангельской области от 09 июня 2007 г. №506-р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда» и приказа Рослесхоза от 03 сентября 2008 г. №240 об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Архангельской области и установлении их границ, постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 20 мая 2016 г. №8-п, от 10 октября 2018 г. №30-п.

Как следует из представленных материалов имеется наложение спорных земельных участков с кадастровыми номерами: , , .

Данные заключения о наложении границ земельного участка сельхозназначения на границы земельного участка лесного фонда ответчиками по правилам ст.ст.12, 56, 57 ГПК РФ не опровергнуты.

По ходатайству стороны истца судом в соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

В соответствии с экспертным заключением от 29 июля 2022 г. границы земельных участков , , имеют наложение на лесные участки из категории земель лесного фонда, расположенные в границах лесничества «Каргопольское» Архангельской области, с учетом материалов лесоустройства (лесоустроительных планшетов) и сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и едином реестре недвижимости.

Площадь наложения границ земельного участка на лесные участки категории земель лесного фонда, расположенные в границах лесничества «Каргопольское» Архангельской области, составляет 1983 кв.м.

Площадь наложения границ земельного участка на лесные участки категории земель лесного фонда, расположенные в границах лесничества «Каргопольское» Архангельской области, составляет 58316 кв.м.

Площадь наложения границ земельного участка на лесные участки категории земель лесного фонда, расположенные в границах лесничества «Каргопольское» Архангельской области, составляет 124059 кв.м.

Оснований не доверять выводам эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, у суда оснований не имеется.

К рецензии от 16 сентября 2022 г. №132/22, выполненной ООО «СтройБизнесКонсалтинг» суд относится критически, также как и к представленному ответчиком в материалы дела заключению специалиста №08/22 от 10 февраля 2022 г., поскольку данные заключения произведены по материалам, представленным ответчиком без учета материалов лесоустройства (лесоустроительных планшетов) и сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и едином реестре недвижимости

При проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, в обязательном порядке должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках содержится в государственном лесном реестре. В соответствии с п.2.2.9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничеств).

Если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться только данными государственного кадастра недвижимости, которые не содержат координат ранее учтенных лесных участков, недостаточно.

Вместе с тем, кадастровые работы в отношении спорных земельных участков проведены кадастровым инженером в 2021 г. без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре. При этом сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о них с указанием категории, отличной от категории «земли лесного фонда», нарушает права и охраняемые интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц на земли лесного фонда, на вновь образованных земельных участках находятся лесные насаждения, их вырубка нанесет вред лесному фонду и окружающей среде.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт наложения границ вновь сформированных земельных участков, принадлежащих ответчику, на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, в связи с чем результаты межевания следует признать недействительными.

В соответствии со ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как указано в п.39 совместного Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу п.1 ст.302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Добросовестность приобретения спорного имущества в настоящем деле никем не оспаривается. Вместе с тем, независимо от обстоятельств, на основании которых отчуждалось спорное имущество, законный собственник вправе истребовать этот земельный участок из незаконного владения иных лиц, поскольку он выбыл из его владения помимо воли этого собственника.

В связи с изложенным, иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ , , .

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , , .

░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ , , .

░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░.

2-64/2022 (2-1107/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Каргопольская райронная прокуратура Архангельской области
И.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
ТАСКАЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Другие
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Быков Николай Иванович
Федеральное агентство лесного хозяйства
Администрация Каргопольского муниципального округа АО
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО и НАО
Архангельский филиал ФГБУ "Рослесинфорг"
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по АО и НАО
ООО "Архземпредприятие"
Территориальный орган министерства природных ресурсов и ЛПК АО - Управление лесничествами Каргопольское обособленное подразделение
ООО "Геостройинновации"
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Галкина М.С.
Дело на сайте суда
nyandomasud.arh.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Судебное заседание
23.08.2022Производство по делу возобновлено
21.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее