Решение по делу № 33-2481/2021 от 03.03.2021

Судья Степаненко В.П.

Судья-докладчик Сальникова Н.А.                                        № 33-2481/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2021 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Губаревич И.И.,

судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Попугаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                       №2-505/2020 по исковому заявлению Авдейчика Н.П. к администрации Уянского муниципального образования, администрации муниципального образования Куйтунский район, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводками, включении в постановление, предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения

по апелляционной жалобе Авдейчика Н.П. на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 16 декабря 2020 года,

установила:

Авдейчик Н.П. обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указал, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории Куйтунского района Иркутской области, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, поврежден. 13.08.2020 он обратился с заявлением в межведомственную комиссию по обследованию жилых помещений муниципального образования Куйтунский район для обследования его жилого помещения, пострадавшего в результате ливневых дождей в 2019 году. Ранее этого сделать он не мог, поскольку признан собственником жилого дома решением суда от 07.08.2020. Постановлением администрации МО Куйтунский район от 27.08.2020 № 684-п дом признан непригодным для проживания, однако, в назначении социальной выплаты ему отказано, поскольку дом не вошел в границы подтопленных зон в результате чрезвычайной ситуации.

Истец Авдейчик Н.П. просил суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводками; обязать администрацию муниципального образования Куйтунский район включить его дом в постановление администрации от 16.03.2020 № 255-п муниципального образования Куйтунский район «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования Куйтунский район «Об установлении границ подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район»; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» произвести социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 16.12.2020 исковые требования Авдейчика Н.П. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить по мотиву нарушении норм материального, процессуального права, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить.

    В обоснование доводов к отмене решения истец указал, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Им представлено суду заключение ООО предприятие «ИРКУТ-ИНВЕСТ», составленное в соответствии с нормами действующего законодательства, на основании которого дом подлежит сносу. Согласно генеральному плану, <адрес изъят> расположена в зоне подтопления. В администрацию с заявлением на выплаты и осмотр он не обращался, поскольку не являлся собственником, а только зарегистрирован в данном доме. Утверждение представителя ответчика, что истец постоянно не проживает в доме, не является достоверным, поскольку дом подлежал ремонту, присутствует электричество, спутниковая антенна. Отсутствовал истец временно, так как работает вахтовым методом.

    Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором Почта России, в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994                            № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019 введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

         Условия предоставления социальной выплаты установлены в положениях пункта 6 главы 2 Положения. Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

       1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством. Срок действия свидетельства ограничивается 30.11.2020 включительно (п.10 Положения на дату обращения истца).

Заявление о выдаче свидетельства и необходимые документы, указанные в пункте 12 настоящего Положения, могут быть поданы путем личного обращения в учреждение (пункт 14(1) Положения).

Пунктом 16 Положения определено, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 Положения № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции установил, что Авдейчик Н.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, в порядке наследования наследственной массы после смерти (данные изъяты) на основании решения суда от 07.08.2020, вступившего в законную силу (л.д. 95).

13.08.2020 Авдейчик Н.П. обратился в межведомственную комиссию по обследованию жилых помещений муниципального образования Куйтунский район с заявлением об обследовании принадлежащего ему жилого помещения, пострадавшего в результате паводка в июле 2019 г. (л.д.11).

Согласно акту обследования помещения от 21.08.2020, межведомственная комиссия МО Куйтунский район установила, что жилой дом по адресу Иркутская область, <адрес изъят> не попал в зону паводка (постановление администрации муниципального образования Куйтунский район №1078-п от 13.12.2019), рекомендовала провести инструментальное обследование строительных конструкций специализированной организацией (л.д.92).

Согласно заключению межведомственной комиссии от 25.08.2020 №131, имеются основания для признания жилого дома по адресу: (данные изъяты) <адрес изъят> непригодным для проживания вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ (л.д.93).

Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район №684-п от 27.08.2020 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> признано непригодным для проживания (л.д.94).

14.08.2020 Авдейчик Н.П. обратился к мэру муниципального образования Куйтунский район с заявлением о включении его дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> Приложение 1 к постановлению администрации МО Куйтунский район от 13.12.2019 №1078-п, так как дом пострадал в июле 2019 года в результате паводка и попал в зону подтопления. В заявлении указал, что своевременно не обратился в администрацию по причине того, что в это время находился на работе вахтовым методом в <адрес изъят>, а также отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на жилой дом (л.д.13).

21.10.2020 председателем межведомственной комиссии администрации МО Куйтунский район дан письменный ответ на заявление Авдейчика Н.П., в котором указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, не включено в границы подтопления в связи с тем, что границы устанавливались на основании информации, поступившей от администрации Уянского сельского поселения и комиссии по установлению факта утраты имущества, пострадавшего или утраченного в результате чрезвычайной ситуации. На момент обращения истца в межведомственную комиссию о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения установить факт подтопления паводковыми водами и включении его в зону паводка не представляется возможным (л.д.15).

Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район №1078-п от 13.12.2019 установлено описание границ подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район.

Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район №255-п от 16.03.2020 внесены изменения и дополнения в постановление администрации муниципального образования Куйтунский район от 13.12.2019 №1078-п (л.д.62).

Согласно Приложению 1 к указанному постановлению, жилой дом по адресу: Иркутская область, Номер изъят, не включен в зону чрезвычайно ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район (л.д.63).

28.08.2020 Авдейчик Н.П. подал в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Иркутской области» заявление о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (л.д.84-86).

01.09.2020 Авдейчику Н.П. направлено уведомление о принятом решении об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, не вошел в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации (л.д.97).

Разрешая спор по существу, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Авдейчика Н.П. о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводками; обязании включить в постановление администрации муниципального образования Куйтунский район от 16.03.2020 № 255-п «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования Куйтунский район «Об установлении границ подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район»; обязании предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, поскольку доказательств того, что жилой дом истца попал в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район, в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела.

        Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение стало непригодно для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, а не физического износа, подлежат отклонению. Данные обстоятельства были предметом спора, проверены судом, доказательств утраты жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район, материалы дела не содержат, жилой дом по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> не включен в границы чрезвычайной ситуации, признан аварийным, подлежащим сносу по причине его ветхости. Действующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются только на граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

Представленное истцом заключение ООО «Предприятие Иркутск-Инвест» от 25.06.2020 суд оценил в совокупности со всеми представленными доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ из которого следует, что техническое состояние строительных конструкций и их узлов, эксплуатация жилого дома является небезопасной. Фактические затраты на капитальный ремонт рассматриваемого здания превышают затраты на возведение аналогичного объекта в новоделе. Учитывая этот факт, а также длительный срок эксплуатации, фактическое техническое состояние и район расположения (зона затопления), жилой дом подлежит сносу. На основании заключения межведомственной комиссии от 25.08.2020 №131, постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район №684-п от 27.08.2020, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> признано непригодным для проживания. Вместе с тем, сведений о том, что данное жилое помещение попало в зону чрезвычайной ситуации и включено в границы не имеется.

Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

Поскольку из заключения межведомственной комиссии от 25.08.2020 № 131, составленного на основании акта обследования помещения, жилое помещение, принадлежащее истцу, непригодно для проживания не в результате чрезвычайной ситуации, регулирование которой производится Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп, а в результате иных поражающих жилое помещение факторов, оснований для удовлетворения исковых требований истца, не имелось.

Ссылка в жалобе на необоснованное утверждение представителя ответчика, что истец постоянно не проживает в доме, не влияет на выводы судебной коллегии, поскольку основанием для отказа в удовлетворении исковых требований явилось то, что жилой дом истца не находился в границах подтопленной зоны.

Таким образом, все изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, между тем, соглашаясь с оценкой, данной им судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает основания для предлагаемой переоценки.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 16 декабря 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                        И.И. Губаревич

Судьи                                                Н.К. Черемных

                                             Н.А. Сальникова

33-2481/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Авдейчик Николай Петрович
Ответчики
администрация МО Куйтунский район
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району
администрация Уянского муниципального образования
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Сальникова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
03.03.2021Передача дела судье
29.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Передано в экспедицию
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее