Решение по делу № 2а-7093/2021 от 28.09.2021

УИД:56RS0018-01-2021-009272-79

№2а-7093/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 ноября 2021 года     г. Оренбург

    Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Толкачёвой М.С.,

с участием:

представителей административного истца – адвоката Шарафутдинова И.Р., Черкасова В.В.,

представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии N – Фролова А.А.,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Оренбурга – председателя территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Оренбурга Новокрещенова С.В.,

представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Оренбургской области – Ивановой Н.С.,

старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга – Абрамёнок Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к участковой избирательной комиссии N, территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Оренбурга, председателю участковой избирательной комиссии N ФИО о признании незаконными решений избирательной комиссии, итогов голосования, итоговых протоколов,

УСТАНОВИЛ:

избирательное объединение «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с названным административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии N.

    В обоснование иска указало, что 17, 18 сентября 2021года участковой избирательной комиссией N проведено голосование вне помещения с нарушением положений части 5 статьи 66 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», части 5 статьи 69 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» по письменным заявлениям избирателей датированным ранее 9 сентября 2021года.

Считает, что данные заявления не должны были быть признаны действительными, а избиратели якобы их подавшие не должны были быть допущены с нарушением норм действующего законодательства, их бюллетени не должны были учитываться при определении результатов голосования.

Данные нарушения были выявлены членом с правом совещательного голоса Областной избирательной комиссии, назначенным Оренбургским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия РФ» ФИО , которая в свою очередь ознакомила с указанным нарушением члена с правом совещательного голоса Окружной комиссии N Оренбургской области ФИО

ФИО , ФИО были поданы заявления о признании заявлений и бюллетеней недействительными, об аннулировании результатов сейф-пакетов содержащих эти бюллетени. Данные заявления рассмотрены не были, на них не были даны ответы, не было проведено заседание УИК и в нарушение законодательства утвержден итоговый протокол.

Учитывая, что бюллетени, содержащиеся в сейф-пакетах за 17, 18 сентября 2021года смешаны с остальными бюллетенями и учтены при подсчете голосов считает, что имеется необходимость отмены всех результатов голосования.

С учётом поступивших уточнений просит:

- признать недействительными решения участковой избирательной комиссии N о признании действительными заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования, датированные ранее установленного законом срока;

- признать недействительными решения участковой избирательной комиссии N о признании действительными избирательные бюллетени, полученные в ходе голосования вне помещения для голосования 17, 18 сентября 2021года по заявлениям избирателей и хранившиеся в сейф-пакетах N, N;

- признать недействительными итоги голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва на избирательном участке N;

- признать итоговые протоколы по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва участковой избирательной комиссии N незаконными и недействительными в связи с нарушением законодательства РФ.

В порядке подготовки судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков территориальная избирательная комиссии Ленинского района г.Оренбурга, председатель участковой избирательной комиссии N ФИО , в качестве заинтересованных лиц - избирательная комиссия Оренбургской области, окружная избирательная комиссия муниципального образования «город Оренбург».

Административный ответчик председатель участковой избирательной комиссии N ФИО , представитель окружной избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Представители административного истца - адвокат Шарафутдинов И.Р., Черкасов В.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные административные исковые требования с учётом уточнений поддержали, просили административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии N – Фролов А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, свою позицию изложил в представленном в материалы дела отзыве. Кроме того, пояснил, что заявления граждан о голосовании вне помещения были переданы территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Оренбурга и в день передачи были приняты и зарегистрированы. Жалобы, заявления в участковую избирательную комиссию не поступали, в связи с чем не был заведен реестр жалоб, и они не были указаны в итоговых протоколах.

Председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Оренбурга Новокрещенов С.В. возражал против удовлетворения иска, ссылался на отсутствие оснований для его удовлетворения.

    Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Оренбургской области Иванова Н.С., действующая на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, просила в иске отказать.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО пояснила, что 19 сентября 2021года являясь членом с правом совещательного голоса избирательной комиссии Оренбургской области, назначенным Оренбургским областным комитетом политической партии «КПРФ» прибыла на избирательный участок N с целью установления наличия нарушений избирательного законодательства в дни голосования. Было установлено, что на данном участке зарегистрировано большое количество заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. С целью установления причины голосования вне помещения ознакомившись с заявлениями ей было усыновлено, что данные заявления были поданы с нарушением сроков предусмотренных пунктом 5 статьи 66 Федерального закона №67-ФЗ. В связи с установленным нарушением было предложено заявления и сейф -пакеты где находились избирательные бюллетени лиц проголосовавших вне помещения для голосования признать недействительными. Учитывая, что ее устное обращение было оставлено без внимания, ей было подано на имя председателя участковой избирательной комиссии заявление об имеющихся нарушения. Представить доказательства принятия данного заявления не смогла, пояснила, что отметка о принятии заявления проставлена не была. Мотивированный ответ на свое заявление она не получила. Пояснила, что с аналогичным заявлением обратился член с правом совещательного голоса Окружной комиссии №... ФИО

Выслушав пояснения участников процесса, заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Абрамёнок Е.А., полагавшей заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Согласно пункту 2 статьи 28 названного закона под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с положениями статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15).

Аналогичные положения установлены пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Исходя из положений части 5 статьи 75, статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены в пунктах 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года №8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года №1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 №13/103-8 утверждено Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, которое применяется при проведении на территории Российской Федерации голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), назначенных на 19 сентября 2021 года, в соответствии со статьей 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 80.1 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Проведение голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года и установление итогов голосования осуществляются с соблюдением требований законодательства о выборах и референдумах (статьи 63.1, 64, 66, 68 Федерального закона №67-ФЗ, статьи 80.1, 81, 83, 85 ����������������������������������������������������������������������������������������������

Голосование 17, 18 и 19 сентября 2021 года проводится с использованием форм голосования:1) голосование в помещении для голосования; 2) голосование вне помещения для голосования (пункт 1.3 Положения).

Постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 17 июня 2021года N на ... назначены выборы депутатов Законодательного собрания Оренбургской области седьмого созыва.

Постановлением N избирательной комиссии Оренбургской области от 29 мая 2021года в целях проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва полномочия окружной избирательной комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N возложена на территориальную избирательную комиссию Ленинского района г.Оренбурга.

Статьей 66 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентирован порядок проведения голосования вне помещения для голосования.

Согласно положениям названной статьи участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).

Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 63.1, пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона и пунктом 18 настоящей статьи, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи, могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.

Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель, участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю, участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает избирателя, участника референдума.

Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона, для организации голосования вне помещения для голосования.

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, также должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 1.2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.

Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 настоящего Федерального закона.

Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, участникам референдума, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, участника референдума, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей, участников референдума делается особая отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов комиссии.

При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, одним из субъектов общественного контроля, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума.

Если избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю, участнику референдума в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, участника референдума, и установления факта, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.

По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.

Аналогичные положения содержаться в Законе Оренбургской области от 16 ноября 2005г. №2711/469-III-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» (статья 69).

     В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 17, 18 сентября 2021года участковой избирательной комиссией N ( ...,) председателем которой является ФИО проведено голосование вне помещения для голосования по письменным заявлениям избирателей.

17 сентября 2021года вне помещения для голосования проголосовало 39 человек, 18 сентября 2021года - 15 человек.

Согласно представленным в материалы дела реестрам заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования от 17, 18 сентября 2021года данные заявления были приняты и зарегистрированы участковой избирательной комиссией N 13 сентября 2021года, основаниями для подачи заявлений указано состояние здоровья.

Из представленного в материалы дела акта о проведении голосования вне помещения для голосования подтверждено, что 17 сентября 2021года в период с 14 час. 22мин. до 17 час. 25 мин. членами участковой избирательной комиссии N ФИО , ФИО , наблюдателя ФИО проведено голосование вне помещения для голосования с использованием ящика для голосования N. Количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования составило 42. Число полученных для проведения голосования вне помещения для голосования избирательных бюллетеней составило 42шт., количество избирательных бюллетеней выданных избирателям - 39шт., возвращено неиспользованных избирателями избирательных бюллетеней-3шт. Актом о проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования и сейф-пакета от 17 сентября 2021года подтверждено, что по завершению голосовании с использованием переносного ящика для голосования N избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет N.

Актом о проведении голосования вне помещения для голосования подтверждено, что 18 сентября 2021года в период с 10.30ч. до 13.00ч. членами участковой избирательной комиссии №... ФИО , ФИО проведено голосование вне помещения для голосования с использованием ящика для голосования N. Количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования составило 20. Число полученных для проведения голосования вне помещения для голосования избирательных бюллетеней составило 20шт., количество избирательных бюллетеней выданных избирателям- 15шт., возвращено неиспользованных избирателями избирательных бюллетеней - 5шт. Актом о проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования и сейф-пакета от 18 сентября 2021года подтверждено, что по завершению голосования с использованием переносного ящика для голосования N избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет N.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание вышеперечисленные положения закона, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организация. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.

Под решением государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.

Следовательно, решением, законность которого может быть оспорена в суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушающие права и интересы указанных в нем лиц.

Обращаясь с данным административным исковым заявлением, административный истец оспаривает законность принятых участковой избирательной комиссией N решений о признании действительными заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования, датированных ранее установленного законом срока, а также решений о признании действительными избирательных бюллетеней полученных в ходе голосования вне помещения для голосования 17, 18 сентября 2021года, при этом в судебном заседании установлено, что участковой избирательной комиссией N названные решения не принимались, доказательств обратному суду не представлено.

Требования административного истца о признании недействительными заявлений о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку заявление избирателя о голосовании вне помещения для голосования является волеизъявлением лица его подавшего, и не относится к сфере деятельности органов государственной власти. Порядок и основания признания избирательных бюллетеней недействительными предусмотрен законодательством в области избирательного права, вместе с тем заявленное административным истцом основание законом не предусмотрено.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что порядок голосования избирателей вне помещения для голосования предусмотренный статьей 66 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 69 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» участковой избирательной комиссией №... соблюден.

Участковой избирательной комиссией обеспечена возможность участия в голосовании избирателям которые включены в список избирателей на данном участке и не могли прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам, заявления указанных лиц зарегистрированы в реестре в день их поступления в участковую избирательную комиссию N, данные заявления имели все необходимые реквизиты и сведения позволяющие идентифицировать лиц их подавших, в них указано основание подачи данного заявления, голосование вне помещения для голосования проведено двумя членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (17 сентября 2021года с участием в том числе наблюдателя), имевшими при себе опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, при проведении голосования вне помещения для голосования нарушений требований предусмотренных статьей 64 Федерального закона №67-ФЗ не зафиксировано, по окончанию голосования составлены акты в которых указаны количество выданных членам участковой избирательной комиссии и возвращенных бюллетеней, количество письменных заявлений избирателей, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии проводивших голосование вне помещения для голосования.

Утверждение административного истца о допущенных нарушения требований части 5 статьи 66 Федерального закона №67-ФЗ, а именно несвоевременность подачи заявлений о голосовании вне помещения для голосования судом признается несостоятельным, поскольку какими-либо допустимыми, относимыми доказательствами не подтверждено.

Указанные в заявлениях о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избирателями даты не подтверждают дату их подачи, а лишь могут свидетельствовать о дате их подписания. Представленные в материалы дела заявления избирателей, соответствуют положениям требований пункте 4 статьи 66 Федерального закона №67-ФЗ, оснований для отказа в их принятии и регистрации не имелось.

Из представленного в материалы дела реестра заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования, а также пояснений представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии N, пояснившего, что заявления избирателей были переданы территориальной избирательной комиссией Ленинского района г.Оренбурга, следует, что заявления избирателей поступили в участковую избирательную комиссию N 13 сентября 2021года и в указанную дату приняты, что соответствует положениям пункта 5 статьи 66 Федерального закона №67-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании недействительными решений участковой избирательной комиссии N о признании действительными заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования, датированные ранее установленного законом срока; о признании недействительными решений участковой избирательной комиссии N о признании действительными избирательные бюллетени, полученные в ходе голосования вне помещения для голосования 17, 18 сентября 2021года по заявлениям избирателей и хранившиеся в сейф-пакетах N, N; о признании недействительными итогов голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва на избирательном участке №... не подлежат удовлетворению.

Судом признаются неподлежащими удовлетворению и требования административного истца о признании незаконными итоговых протоколов по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва участковой избирательной комиссии N.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Статьей 67 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. Протокол об итогах голосования может быть составлен в электронном виде.

В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;

б) название выборов, референдума, дату голосования;

в) слово "Протокол";

г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме. Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки: строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования; строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума; строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений; строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума;строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений. Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки: строка 11ж: число утраченных бюллетеней; строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении;

е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;

з) дату и время подписания протокола;

и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).

Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.

Материалами дела подтверждено, что по итогам голосования участковой избирательной комиссии N оформлены протокол N об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N и протокол N по областному избирательному округу. Протоколы подписаны председателем участковой избирательной комиссии и членами участковой избирательной комиссии в 23 час. 50 мин. 19 сентября 2021 года.

Протоколы оформлены на бумажном носителе, составлены на одном листе, заверены печатью участковой комиссии, содержат предусмотренные статьей 67 Федерального закона №67-ФЗ реквизиты и строки.

Заявляя требование о признании итоговых протоколов по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва незаконными, административный истец ссылается на нарушение пункта «е» пункта 2 статьи 67 Федерального закона №67-ФЗ, поскольку в протоколы внесены неточные сведения о количестве жалоб поступивших в участковую комиссию в день голосования 19 сентября 2021года и до окончания подсчета голосов, учитывая, что протоколах указано «0» жалоб, несмотря на то, что было подано две жалобы.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями статей 59, 60 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом вышеперечисленных норм закона, суд приходит к выводу об отсутствии объективных доказательств подтверждающих факт поступления в участковую избирательную комиссию жалоб, на которые истец ссылается в иске.

Представленные в материалы дела доказательства копия заявления от 19 сентября 2021года ФИО и пояснения последней данные в ходе рассмотрения дела не отвечают признакам допустимости, поскольку обстоятельства обращения с заявлениями (жалобами) должны быть подтверждены документально с подтверждением факта их принятия (наличия отметки о принятии). Доказательств обращения в участковую избирательную комиссию ФИО с жалобой (заявлением) материалы дела не содержат.

Учитывая, что при оформлении решения об итогах голосования на избирательном участке N нарушений избирательного законодательства допущено не было, итоговые протоколы N, N оформлены в соответствии с требованиями предусмотренными статьей 67 Федерального закона №67-ФЗ, содержат установленные данной нормой закона реквизиты и строки, основания для признания их незаконными у суда не имеется.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что нарушения избирательного законодательства, которые могли привести к искажению воли избирателей, а равно повлекли невозможность установления действительной воли избирателей, по делу не установлены, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к участковой избирательной комиссии N, территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Оренбурга, председателю участковой избирательной комиссии N ФИО о признании незаконными решений избирательной комиссии, итогов голосования, итоговых протоколов– отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись                    О.В.Ермошкина

Решение в окончательной форме изготовлено: 22 ноября 2021 года.

Судья: подпись          О.В.Ермошкина

Оригинал подшит в дело №2а-7093/2021

находящегося в производстве

Ленинского районного суда г. Оренбурга

2а-7093/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Избирательное объединение ""Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской федерации"
Прокуратура Ленинского района г. Оренбурга
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №1047
Участковая избирательная комиссия №1047 - председатель Камышникова Л.Т.
Территориальная избирательная комиссия Ленинского района г.Оренбурга
Другие
Окружная избирательная комиссия МО г. Оренбург
Избирательная комиссия Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Ермошкина Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
28.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Предварительное судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее