Решение по делу № 11-1558/2023 (11-17378/2022;) от 27.12.2022

Судья Нуретдинова Н.Г.

дело № 2-997/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-1558/2023

02 февраля 2023 года                         г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего         Чертовиковой Н.Я,

судей                     Никитенко Н.В., Норик Е.Н.

при помощнике судьи Лифинцевой И.С.

с участием прокурора Соколовой Н.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 29 сентября 2022 года по иску прокурора Кунашакского района в интересах Шарипова О.В. к Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, объяснения прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кунашакского района, действующий в интересах Шарипова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенное на территории муниципального образования «Кунашакский муниципальный район», общей площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Челябинской области.

В обоснование исковых требований указано, что Шарипов О.В. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списках очередности на получение жилья в администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области. До настоящего времени Шарипов О.В. благоустроенным жилым помещением не обеспечен.

Истец Шарипов О.В., прокурор Мальсагов И.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области, представители третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области не принимали участия в суде при надлежащем извещении.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.

В апелляционной жалобе администрация Кунашакского муниципального района Челябинской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме. Решение о предоставлении жилого помещения указанной категории принимаются органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список. Указывает, что осуществление органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, обеспечивается за счет предоставляемых субвенций из областного бюджета. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно определять формы и направление расходования средств субвенций. Предоставление жилого помещения возможно лишь после выделения дополнительных денежных средств из бюджета Челябинской области. Полагает, что на Министерство социальных отношений Челябинской области должна быть возложена обязанность по выделению денежных средств на приобретение жилья для Шарипова О.В.

Шарипов О.В., представитель ответчика администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области, представители третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области не явились в суд апелляционной инстанции, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Шарипов О.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его мать Шарипова Г.Ш. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом ЗАГС администрации Кунашакского муниципального района 05 мая 2003 года выдано свидетельство о смерти. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Постановлением Главы Кунашакского муниципального района от 29 декабря 2003 года, несовершеннолетний Шарипов О.В. признан оставшимся без попечения родителей, над ним установлена опека, опекуном назначена Зазыбо Н.И.

Постановлением Главы муниципального образования «Халитовское сельское поселение» Кунашакского района Челябинской области от 02 декабря 2008 года Шарипов О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на учет для получения жилья на основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от 17 мая 2016 года Шарипов О.В. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Кунашакскому муниципальному району.

Шарипов О.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в собственности жилых помещений не имеет.

С 18 июня 2009 года зарегистрирована по адресу <адрес>. Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит Зазыбо Н.И.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).

В силу статьи 5 названного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье».

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включенных в список. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в список, по месту их жительства (пребывания) в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Челябинской области (ч.3 ст. 17 Закона Челябинской области)

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 №442-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решением Совета депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области № 55 от 21 июня 2006 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Кунашакского района в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Шарипов О.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, собственного жилья у него нет, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение жилья по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения должна быть возложена на администрацию Кунашакского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Челябинской области.

В апелляционной жалобе администрация Кунашакского муниципального района Челябинской области указывает на то, что в решении суда не имеется вывода о том, что нарушение прав Шарипова О.В. возникло в следствии действий администрации.

Указанные доводы являются несостоятельным, поскольку по смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Учитывая, что Шарипо О.В. достиг совершеннолетнего возраста в 2019 году, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, то у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением, независимо от момента включения его в список.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для приобретения жилых помещений, не может повлечь отмену решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам за счет органа исполнительной власти по месту жительства возложена законом.

Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применен закон, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-1558/2023 (11-17378/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кунашакского района
Шарипов Оскар Владимирович
Ответчики
Администрация Кунашакского муниципального района
Другие
Министерство социальных отношений Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Никитенко Наталья Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
28.12.2022Передача дела судье
02.02.2023Судебное заседание
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2023Передано в экспедицию
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее