Дело № 2-2176/2019
УИД 33RS0011-01-2019-003103-03
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 28 августа 2019 г.
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Н.В.
при секретаре Рябовой А.Ю.,
с участием истца Кузиной С.В., представителя ответчика Лозьяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузиной С. В. к государственному учреждению управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кузина С.В. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, с учетом уточнения, о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, назначении пенсии.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала, указала, что <дата> она обратилась в управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако, решением <№> от <дата> в назначении пенсии ей отказано. Управление пенсионного фонда не зачло в специальный страховой стаж периоды работы с <дата> по <дата> в должности учителя физической культуры в ГОУ <адрес> образования <№> (ГБОУ <адрес> образования <№>), период нахождения на курсах повышения квалификации во время ее работы учителем в МОУ СОШ <№> <адрес> с <дата> по <дата>, а также период нахождения в академическом отпуске с <дата> по <дата>, и в отпуске без сохранения заработной платы с <дата> по <дата>. Не оспаривая решение управления Пенсионного фонда в части отказа во включении в специальный стаж периодов академического отпуска с <дата> по <дата> и отпуска без сохранения заработной платы с <дата> по <дата>, в остальной части с решением истец не согласна. Центр образования <№>, который в настоящее время именуется, как ГБОУ <адрес> «Школа <№>», и в спорный период являлся общеобразовательным учебным заведением, поименованным в Списке <№> от <дата>. Указанное учебное заведение было переименовано и реорганизовано несколько раз. Так, в <дата> году оно называлось «Школа №<адрес>», в 2008 г. переименовано в ГОУ <адрес> «Центр образования <№>», в <дата>. – в ГБОУ <адрес> «Центр образования <№>, в <дата> г. – в ГБОУ <адрес> «Школа <№>». Основным направлением деятельности Центра образования и в спорный период являлись обучение и воспитание учащихся, реализация образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. На курсы повышения квалификации она была направлена работодателем, указанная учеба для нее была обязательной. В период нахождения на курсах за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. С учетом этого, просит обязать управление Пенсионного фонда в <адрес> включить в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью период работы с <дата> по <дата> в должности учителя физической культуры в ГОУ <адрес> образования <№> (ГБОУ <адрес> образования <№>), курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>, назначить пенсию с <дата>.
Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности Лозьянова М.А. с требованиями Кузиной С.В. не согласилась по основаниям, указанным в решении от <дата> <№>. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от <дата> <№> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений…», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, указала на то, что тип учреждения, в котором протекала работа Кузиной С.В. в период с <дата> по <дата> (государственное образовательное учреждение <адрес> образования <№>, государственное бюджетное образовательное учреждение <адрес> образования <№>) не соответствует типу, поименованному в Списке, для такого вида учреждения как «центр образования», поскольку пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка предусмотрено наименование вида «центр образования», которое по типу относится к «общеобразовательным» учреждениям, а Центр образования <№>, в котором работала истец, поименован как «образовательное» учреждение. Также указала на то, что в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Другие отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными отпусками в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости, не включаются. В связи с этим в специальный страховой стаж Кузиной С.В. не включены курсы повышении квалификации с <дата> по <дата>, когда она работала учителем в МОУ СОШ <№> <адрес>. Поскольку права на досрочную страховую пенсию, в связи с педагогической деятельностью, у истца на момент обращения <дата> не возникло, и ее специальный стаж составлял менее <данные изъяты> лет, в назначении пенсии ей было правомерно отказано.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для педагогических работников льготных условий приобретения права на досрочную трудовую пенсию связывается не с любой работой в общеобразовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой, сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности. Полномочия по определению, какого рода является профессиональная деятельность, право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости предоставлено Правительству РФ.
Постановлением Правительства РФ от <дата> <№> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (далее Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от <дата> <№>.
Согласно названному выше Списку, к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, относятся, в частности, центры образования, отнесенные по типу к «общеобразовательным» учреждениям. (пункт 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от <дата> <№>), к должностям – должность учителя.
По данным трудовой книжки и справки от <дата> <№>, выданной ГБОУ <адрес> «Школа <№>», Кузина С.В. с <дата> принята на должность учителя физической культуры в Государственное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с этнокультурным татарским компонентом образования <№> <адрес>.
<дата> на основании приказа <№>/ак от <дата> Департамента образования <адрес> образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с этнокультурным татарским компонентом образования <№> переименовано в Государственное образовательное учреждение <адрес> образования <№>.
<дата> на основании приказа <№> от <дата> Департамента образования <адрес> образовательное учреждение <адрес> образования <№> переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение <адрес> образования <№>.
<дата> на основании приказа <№> от <дата> Департамента образования <адрес> бюджетное образовательное учреждение <адрес> образования <№> реорганизовано путем слияния в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа Москвы «Школа <№>».
Учитывая, что Устав Государственного образовательного учреждения <адрес> образования <№> (после переименования Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с этнокультурным татарским компонентом образования <№>) зарегистрирован в Межрайонной ФНС России <№> по <адрес> <дата>, и полагая, что наименование учреждения – Центр образования <№> не соответствует типу «общеобразовательное» учреждение, управление Пенсионного фонда в <адрес> не включило в специальный стаж Кузиной С.В. период работы учителем физической культуры в указанном образовательном учреждении с <дата> по <дата>.
Однако, как следует из Устава государственного образовательного учреждения <адрес> образования <№>, принятого <дата> и утвержденного руководителем Департамента образования <адрес>, государственное образовательное учреждение <адрес> образования <№> является государственным бюджетным общеобразовательным учреждением <адрес>. Центр является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности (п.1.1 Устава).
В соответствии с п.1.4 Устава Центр проходит лицензирование и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».
Согласно п.2.2 Устава Центр осуществляет следующие виды деятельности: реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, этнокультурного татарского компонента образования; реализация программ профессиональной подготовки; реализация программ дополнительного образования; реализация общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля; реализация двухуровневых общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (базового и профильного); оказание платных дополнительных образовательных услуг; … иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.В соответствии с п.3.1 Устава Центр осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем основных общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения <данные изъяты> года) <данные изъяты> класс; II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения <данные изъяты> лет), <данные изъяты> классы; <данные изъяты> ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения <данные изъяты> года), <данные изъяты> класс.
В связи с переименованием Государственного образовательного учреждения <адрес> образования <№> в Государственное бюджетное образовательное учреждение <адрес> образования <№>, распоряжением Департамента образования <адрес> от <дата> <№>р утвержден новый Устав, принятый <дата>.
Согласно п.1.2 Устава государственное бюджетное образовательное учреждение <адрес> центр образования <№> также является государственным бюджетным общеобразовательным учреждением <адрес>.
При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительных общеобразовательных программ, учреждение руководствуется в своей деятельности Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. (п.1.7).
Учреждение проходит лицензирование и государственную аккредитацию в порядке, установленном федеральным законодательством (п.1.8).
Согласно п.3.1 Устава учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем основных общеобразовательных программ трех ступеней образования: <данные изъяты> ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения <данные изъяты> года) <данные изъяты> класс; <данные изъяты> ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения <данные изъяты> лет), <данные изъяты> классы; <данные изъяты> ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения <данные изъяты> года), <данные изъяты> класс.
Истцом суду также представлен приказ Департамента образования <адрес> от <дата> <№> о государственной аккредитации Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с этнокультурным татарским компонентом образования <№> с присвоением государственного аккредитационного статуса по типу «общеобразовательное учреждение» и виду «центр образования».
В соответствии с п.п.2 п.2 ст. 23 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Согласно пунктам 5,6 ст.23 названного Федерального закона наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Таким образом, представленные суду истцом Уставы государственного образовательного учреждения <адрес> образования <№> и государственного бюджетного образовательного учреждения <адрес> образования <№> подтверждают, что указанные образовательные учреждения, имевшие лицензии на оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ общего образования, и прошедшие государственную аккредитацию, в которых истец осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя физической культуры, в том числе в период с <дата> по <дата>, по типу относятся к общеобразовательным учреждениям.
Следовательно, указанный период работы Кузиной С.В. с <дата> по <дата> в государственном образовательном учреждении Центр образования <адрес> <№> (государственном бюджетном образовательном учреждении <адрес> <№>) подлежит включению в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. (<данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.).
Удовлетворению также подлежат исковые требования Кузиной С.В. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с <дата> по <дата> в период работы учителем в МОУ СОШ <№> <адрес>.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения педагогическим работником профессиональных должностных обязанностей, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы (а не отпуском), с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, истец находилась на курсах повышения квалификации в период работы в должности учителя, который управление Пенсионного фонда засчитало в ее специальный стаж, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии (5 дней).
Управление Пенсионного фонда включило в специальный стаж Кузиной С.В. <данные изъяты> года <данные изъяты> мес.<данные изъяты> дней. С учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов на основании настоящего решения суда, на <дата> ее специальный стаж составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3).
Таким образом, общим правилом определения даты назначения пенсии является назначение пенсии со дня обращения с заявлением в подразделение Пенсионного фонда РФ, но в любом случае, не ранее дня, когда наступило право на пенсию.
Как установлено судом, обратившись <дата> в управление Пенсионного фонда в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, Кузина С.В. не представила документов, подтверждающих, что ее работа в период с <дата> по <дата> протекала в учреждении, соответствующем типу, поименованному в Списке.
В результате проведенной пенсионным органом проверки, в том числе из полученного сообщения ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ от <дата> <№>, данного факта также установлено не было.
Документы, подтверждающие, что государственное образовательное учреждение Центр образования <адрес> <№> (государственное бюджетное образовательное учреждение <адрес> <№>), относилось к общеобразовательным учреждениям, а следовательно, к типу учреждений, поименованных в Списке, представлены истцом суду только в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, а также то, что наличие у истца права на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью установлено только судом, после ее обращения с настоящим иском, которое последовало спустя год и десять месяцев после вынесения пенсионным органом решения об отказе в установлении пенсии, суд полагает назначить Кузиной С.В. досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с даты вынесения настоящего решения, то есть с <дата>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузиной С. В. удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Кузиной С. В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период работы в должности учителя физической культуры с <дата> по <дата> в государственном образовательном учреждении Центр образования <адрес> <№> (государственном бюджетном образовательном учреждении <адрес> <№>), период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, назначить пенсию с <дата>
В остальной части иска Кузиной С. В. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Одинцова Н.В.
Справка: резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 28.08.2019, мотивированное решение составлено 02.09.2019.