Дело № 4а-655/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Томск 22 декабря 2015 года
Заместитель председателя Томского областного суда Школяр Л.Г., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Томская нефть» Дьякова С.А. на вступившее в законную силу постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области от 26.02.2015, решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 27.05.2015 и решение судьи Томского областного суда от 13.08.2015 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Томская нефть»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области № Н-064 от 26.02.2015 ООО «Томская нефть» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 27.05.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Томского областного суда от 13.08.2015 вынесенные по делу акты оставлены без изменения.
Не согласившись с постановлением административного органа и судебными решениями, генеральный директор ООО «Томская нефть» Дьяков С.А. подал жалобу в Томский областной суд, в которой просит решение судьи отменить, как вынесенное с нарушением и неправильным применением норм процессуального права, принять по делу новый судебный акт, постановление должностного лица в части привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, отменить и изменить в части назначенного административного наказания по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа до 300 000 рублей.
В обоснование жалобы указывает, что состоявшиеся по делу судебные решения прияты с нарушением и неправленым применением норм процессуального права, а именно п. 1 ст. 1.5, п. 2 ст. 2.1, п. 2 ст. 24.5 и ст. 26.1 КоАП РФ.
В обоснование невиновности ООО «Томская нефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, заявитель ссылается на решение Советского районного суда г. Томска от 05.06.2014 согласно которому на Общество была возложена обязанность обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа на /__/ месторождении, расположенном в /__/, не позднее 31.12.2015. Указывает, что данным решением фактически установлена отсрочка обеспечения минимального уровня использования растворенного газа, определенного техническими проектами разработки /__/ месторождения, до 31.12.2015. При этом ссылается на положения п. 2 ст. 13 ГПК РФ о том, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. В связи с чем заявитель полагает, что судьи по настоящему делу в нарушение п. 2 ст. 13 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ неправомерно игнорируют решение Советского районного суда г. Томска от 05.06.2014.
Полагает, что выводы судей о виновности ООО «Томская нефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, со ссылкой на проектный документ, необоснованы, так как невыполнение требований проектного документа, по мнению заявителя, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление и решения судей в отношении ООО «Томская нефть» подлежащими оставлению без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в виде административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрено, что выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, представляющей собой установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Исходя из ст. 11, пп. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 22, п. 2 ст. 23 Закона РФ «О недрах», недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.
Обязанность природопользователя осуществлять эффективные меры сбора попутного нефтяного газа при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств предусмотрена ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).
Из п. 3 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.03.2007 № 61, следует, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляют на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством РФ о недрах порядке, и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.
Пунктом 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, установлено, что в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
В силу п. 7.5.1 ГОСТ Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1166-ст, система использования попутного нефтяного газа (далее – ПНГ), включая объекты утилизации газа, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%.
Из представленных документов усматривается, что на основании лицензии № /__/ ООО «Томская нефть» осуществляет геологическое изучение недр, добычу нефти и газа на /__/ месторождении, расположенном в /__/.
В соответствии с пп. 3.5, 4.1.9, 4.1.13 Приложения 1 к лицензии /__/ ООО «Томская нефть» обязано обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов при добыче углеводородного сырья, в том числе в части утилизации растворенного газа, объем которого определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Также Общество приняло на себя обязательство обеспечить полноту разведки месторождения, рационального использования и охраны недр, недопущения сверхнормативных потерь полезных ископаемых.
Согласно техническому проекту «Дополнение к технологической схеме разработки /__/ нефтяного месторождения» установлены годовые уровни использования растворенного газа (попутного нефтяного газа), согласно которым процент использования растворенного газа на /__/ нефтяном месторождении на 2014 год установлен в размере 95%.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Нарушение положений ст. 23 Закона РФ «О недрах» свидетельствует о нерациональном использовании недр, необеспечении наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих запасов полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Поскольку норматив вовлечения в хозяйственный оборот (т.е. использования) растворенного газа установлен в техническом проекте и является обязательным для недропользователя, несоблюдение этого норматива является нерациональным использованием недр, ведущим к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в 2014 году уровень использования попутного нефтяного газа при разработке /__/ месторождения составил 26%, тем самым ООО «Томская нефть» допущена сверхнормативная потеря добытого ПНГ, свидетельствующая о нерациональном использовании недр при их разработке.
Факт совершения ООО «Томская нефть» административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, а также ч. 1 ст.8.10 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, подтверждается: лицензией /__/; Приложением 1 к лицензии /__/; проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки /__/ нефтяного месторождения /__/», согласованным протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 27.12.2012 № 5594; объяснением представителя ООО «Томская нефть» от 18.02.2015; справкой о добыче ООО «Томская нефть» газа и уровне его утилизации, и иными доказательствами.
Обстоятельства дела подтверждаются исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица о назначении административного наказания и при рассмотрении жалобы на решение судьи по жалобе на постановление по делу, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и приведенными в обжалуемых постановлении и решениях судей доказательствами, совокупность которых является достаточной для вывода о виновности ООО «Томская нефть» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3 и ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «Томская нефть» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 и ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
По существу в жалобе ООО «Томская нефть» не содержится каких-либо новых данных, не учтенных ранее судебными инстанциями.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судьей районного суда и судьей Томского областного суда в полном соответствии с правилами ст.26.1 КоАП РФ. Данные доводы направлены на переоценку представленных по делу доказательств, оснований для которой при пересмотре дела не установлено.
Согласно законодательству ООО «Томская нефть» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Преследуя названную цель, юридическое лицо выбирает, исходя из имеющихся у него кадровых, имущественных, финансовых и иных ресурсов, наиболее оптимальные с экономической точки зрения способы ее достижения. Законодательство, в том числе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничивает выбор способов достижения хозяйствующим субъектом цели извлечения прибыли рамками правового поля, возлагая на юридическое лицо ряд обязанностей, невыполнение которых влечет установленную законом ответственность, в том числе административную.
Осуществляя регулирование деятельности юридических лиц, законодатель предусмотрел в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ условия признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения: наличие обязанности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, наличие возможности для ее исполнения, непринятие юридическим лицом всех мер, находящихся в сфере его контроля, для исполнения обязанности.
Приведенная правовая конструкция вины юридического лица предполагает, что хозяйствующий субъект, действуя в собственных интересах, имеет возможность самостоятельно определять приоритет своей деятельности, выбирая между извлечением прибыли и соблюдением законодательства.
Довод жалобы о том, что решением Советского районного суда г. Томска от 05.06.2014 фактически установлена отсрочка обеспечения минимального уровня использования нефтяного попутного газа до 31.12.2015, является несостоятельным, так как основан на неверном толковании закона.
Решением Советского районного суда г. Томска от 05.06.2014 никаких отсрочек в части исполнения ООО «Томская нефть» требований закона и проектной документации не предоставлено.
Вопреки доводам жалобы, одним действием (бездействием) Обществом выполнены составы двух самостоятельных административных правонарушений.
В связи с чем судьи районного и областного судов обоснованно пришли к выводу о законности и обоснованности постановления о привлечении ООО «Томская нефть» к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО «Томская нефть» с учетом положений ст. 3.1, 3.5, 4.1 и ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание является соразмерным совершенному административному правонарушению. Исключительных обстоятельств по делу не установлено, оснований для снижения размера назначенного штрафа ниже низшего предела также не имеется.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты отмене или изменению, в том числе и по доводам жалобы, не подлежат.
Руководствуясь ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Томского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.02.2015, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.05.2015 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13.08.2015 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 7.3, ░. 1 ░░. 8.10 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░