Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Бамбуровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1150/2017 по административному исковому заявлению Маслова В.П. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,
с участием представителя Маслова В.П. по доверенности Бакировой Г.М.,
представителя Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области Татаринцева С.А.,
у с т а н о в и л:
Маслов В.П. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 1 831 766,42 руб.
В обоснование заявленных требований Маслов В.П. указал, что является собственником названного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель Маслова В.П. по доверенности Бакирова Г.М. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области Татаринцев С.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик - Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация г.о. Самары, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФГБУ ФКП «Росреестра» по Самарской области представило отзыв. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях /пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»/.
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом помещении с кадастровым номером №, площадью 93,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
Вышеуказанное здание принадлежит на праве собственности Маслову В.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Спорный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 19 августа 2013 года и применительно к статье 24.19 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» его кадастровая стоимость определена по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 4 526 556,31 руб.
В силу положений статьи 1 Закона Самарской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» от 10 ноября 2014 года № 107-ГД, административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
Воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, и считая свои права нарушенными, Маслов В.П. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований Маслов В.П. представил отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 16 ноября 2017 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Региональный Центр Экспертизы» ФИО1, являющейся членом Саморегулируемой организации оценщиков «Региональная ассоциация оценщиков».
Указанным отчётом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 831 766,42 руб..
Исследовав отчёт об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Объектом оценки является часть объекта капитального строительств- нежилое помещение, наиболее эффективным использованием которого оценщик указал его использование в качестве универсального.
Исследование объекта недвижимости производилось доходным и сравнительным подходами. От применения затратного подхода оценщик мотивированно отказался.
В рамках доходного подхода применён метод прямой капитализации, при котором оценщик рассчитал величину арендной ставки для оцениваемого объекта, ввёл корректировки на торг, на площадь, на этаж расположения, на расположение относительно красной линии, на уровень отделки, согласовал скорректированные цены аналогов и определил стоимость объекта капитального строительства в размере 1 893 001,16 руб.
В рамках сравнительного подхода оценщик изучил рынок для отбора информации о сопоставимых объектах-аналогах, проверил информацию по каждому объекту-аналогу, сравнил каждый аналог с исследуемым объектом, скорректировал цены по каждому объекту, согласовал скорректированные цены объектов-аналогов и в итоге определил рыночную стоимость объекта капитального строительства в размере 1 770 531,68 руб..
В ходе согласования полученных результатов оценщиком была определена итоговая величина рыночной стоимости нежилого помещения равной 1 831 766,42 руб.
Методики исследования, объём и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 831 766,42 руб.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 24 ноября 2017 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Маслова В.П. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 93,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 831 766, 42 руб.
Датой обращения Маслова В.П. в суд считать 24 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина