РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2016 года г.Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Лавровой Н.А.,
при секретаре: Надымовой Ю.В.,
с участием представителя истца Казаковой Е.В., представителя администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Печенкиной А.А., представителя Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Игуменщевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Е.В. к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации города Троицка Челябинской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Казакова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации города Троицка Челябинской области в котором просит обязать администрацию Троицкого муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования обосновала тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Истец Казакова Е.В. в судебном заседании не участвовала, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Троицкого муниципального района Челябинской области исковые требования не признала.
Пояснила, что администрация Троицкого муниципального района Челябинской области не оспаривает право Казаковой Е.В. на получение жилья, однако удовлетворение иска повлечет нарушение очередности предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в Список граждан по Троицкому муниципальному району Челябинской области в возрасте от 14 лет до 18 лет, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года №212-ЗО.
В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ирисова Ю.Е. просила в удовлетворении требований отказать.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд решил заявленные исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 указанного Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 8 ст. 8 данного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, согласно ч. 9 ст. 8 указанного закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 17 Закон Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 3 Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, включая: прием, регистрацию заявлений и документов, необходимых для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда; подготовку заключения о необходимости включения или отказа во включении лиц, в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; формирование муниципального специализированного жилищного фонда, из которого предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, и управление указанным фондом; направление заключения о необходимости включения или отказа во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также заявлений и документов, необходимых для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, в уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области; заключение договора найма специализированного жилого помещения.
Достоверно установлено, что Казакова Е.В., ***, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Троицкого муниципального района № от 29.12.2010г. Казакова Е.В. определена в МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Троицкого района № от 05.05.2004г. над Казаковой Е.В. учреждена опека, за ней закреплено жилье, расположенное по адресу: Челябинская область, п.Карабаново Троицкого района, ул. Молодежная, <адрес>
05.11.2014г. Казакова Е.В.обратилась с заявлением в УСЗН Троицкого муниципального района с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со списком граждан по Троицкому муниципальному району в возрасте от 18 лет и старше, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст.17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО, по состоянию на 01 января 2015 года Казакова Е.В. состоит на учете и значится в данном списке под номером 23.
На момент рассмотрения иска Казакова Е.В. достигла восемнадцати лет, на попечении не находится.
Правом пользования жилым помещением на условиях социального найма либо правом собственности на какое-либо жилое помещение истец не обладает.
Казакова Е.В. фактически проживает и зарегистрирована по адресу: Челябинская область, п.Карабаново Троицкого района, ул. Молодежная, <адрес>
Таким образом, на день рассмотрения дела в суде Казакова Е.В. является нуждающейся в жилье. Ее право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается.
Постановлением главы Троицкого муниципального района Челябинской области от 06 июня 2007 года № 276 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18,0 кв. м. на одного человека.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что следует обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области предоставить Казаковой Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, применительно к условиям Троицкого муниципального района Челябинской области, в соответствии с санитарно-техническими нормами, по норме предоставления в размере 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения.
Доводы представителя администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о том, что в случае предоставления жилого помещения Казаковой Е.В. будут нарушены права, свободы и законные интересы лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных ранее в список граждан по Троицкому муниципальному районе в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года г. № 212-ЗО суд считает несостоятельными. Данные доводы представителя ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст.9 ГК РФ).
Кроме того, действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку Казакова Е.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла возраста 18 лет, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, требования Казаковой Е.В. о возложении обязанности на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области предоставить Казаковой Е.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью, не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированных жилых помещений подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 14, 56, 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области предоставить Казаковой Е.В., ***, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в Троицком муниципальном районе Челябинской области, благоустроенное применительно к населенному пункту, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям,по норме представления площади жилого помещения не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: