Дело №
УИД 50RS0№-21
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
13 августа 2024 года <адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Козаченко Е.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству жилищной политики <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству жилищной политики <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты.
В обоснование искового заявления указал, с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес>, в доме, принадлежащем истцу праве частной собственности по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> оказался в числе наиболее пострадавших от наводнения населенных пунктов <адрес>. В зоне затопления оказался и дом истца, который был полностью разрушен, истец остался на улице без жилья вследствие катастрофы.
Истец подал заявление о выдаче государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, со всеми имеющимися документами через МФЦ, однако ему было отказано за отсутствием оригиналов документов, содержащих сведения о государственной регистрации на территории <адрес> и рекомендовано обратиться повторно с заявлением.
Собрав все необходимые подлинники документов, истец обратился в МФЦ, однако в связи с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации» подать повторно заявление через МФЦ невозможно.
На официальном сайте опубликована информация, что с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> подать заявления возможно только через государственную информационную систему <адрес> «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) <адрес>» (РПГУ). Доступ к РПГУ можно получить в любом МФЦ <адрес>.
На протяжении 2 недель, получив в МФЦ доступ к РПГУ, подать заявление по техническим причинам невозможно.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Президента РФ, а также подал заявление ответчику.
25.03.20524 г. был получен отказ, в связи с тем, что Согласно Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № подача заявления на перечисление соц.выплаты возможна до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом отсутствуют законные основания для предоставления выплаты на обзаведение имуществом и выдачу гос.жил сертификата.
Истец также обратился в Аппарат Губернатора и <адрес>, где также получил отказ в связи с истечением срока для подачи повторных заявлений.
Истец не согласен с отказом, считает его незаконным и немотивированным, в связи с чем, обратился с указанным иском в суд, просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты и в предоставлении государственного жилищного сертификата, обязать ответчика предоставить единовременную выплату на обзаведение имуществом на приобретение жилого помещения, одиноко проживающему в <адрес>, покинувшему место постоянного проживания и прибывшему в экстренном массовом порядке на территорию РФ на постоянное место жительства.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства жилищной политики <адрес> по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно указывала на несоответствие заявителя критериям для предоставления спорных мер поддержки.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ППК "Фонд развития территорий", в судебное заседание не явились, о времени и месте извещались в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебное разбирательство проведено в отсутствие не явившихся лиц, извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведения о причинах неявки.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории» утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятии по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
б) граждане до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;
в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки вышеуказанным гражданам, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию <адрес> на постоянное место жительства (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка право на получение сертификата предоставляется жителям Херсона, отвечающим в совокупности критериям, изложенным в Пункте 2 Правил, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании пункта 3 Порядка социальная выплата по сертификату предоставляется жителям Херсона однократно за счет средств ППК «Фонд развития территорий», доведенных <адрес> в соответствии с заключенным соглашением между <адрес> и ППК «Фонд развития территорий».
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых сертификатов, для получения сертификата жители Херсона обращаются лично либо через уполномоченного представителя (при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации) в Министерство жилищной политики <адрес> (далее - Министерство) посредством государственной информационной системы <адрес> «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) <адрес>» (далее - РПГУ) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес> с заявлением о предоставлении сертификата и следующими документами, подтверждающими факт постоянного проживания в <адрес> или части <адрес>:
1) документы, удостоверяющие личность жителя Херсона, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении для детей до 14 лет). При этом к членам семьи жителя Херсона, указанного в пункте 2 Порядка, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении жителя Херсона (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними;
2) документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в <адрес> или части <адрес> жителя Херсона, членов его семьи в любой период до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее ДД.ММ.ГГГГ либо компетентным органом <адрес>, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в <адрес> или части <адрес>, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в <адрес> или части <адрес>, либо иной документ, содержащий указанные сведения. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в <адрес> или части <адрес>, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей;
3) сертификат, полученный ранее (в случае изменения состава семьи: смерти жителя Херсона и (или) членов его семьи, а также включения в состав семьи жителя Херсона членов семьи, которыми или в отношении которых заявление на получение сертификата ранее не подавалось).
В интересах несовершеннолетних жителей Херсона с заявлением о предоставлении сертификата обращается один из их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей.
Министерство не позднее 9 рабочих дней (не позднее 19 рабочих дней - в случае, предусмотренном пунктом 7 Порядка) со дня регистрации заявления о предоставлении сертификата принимает решение о предоставлении сертификата или об отказе в предоставлении сертификата (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении сертификата являются:
1) несоответствие жителя Херсона критериям, указанным в пункте 2 Порядка;
2) несоответствие представленных жителем Херсона заявления и документов по форме или содержанию требованиям пункта 4 Порядка;
3) несоответствие информации, которая содержится в заявлении и документах, представленных жителем Херсона, сведениям, полученным в результате запроса, предусмотренного пунктом 7 Порядка;
4) отзыв заявления о предоставлении сертификата по инициативе жителя Херсона;
5) представление жителем Херсона электронных образов документов, качество которых не позволяет в полном объеме прочитать текст документа и (или) распознать реквизиты документа.
Таким образом, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующе меры поддержки только при соблюдении требований, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданин РФ.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, также истцом получен паспорт РФ ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Министерство жилищной политики <адрес> с заявлениями о выдаче государственного жилищного сертификата и о предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом.
К заявлениям приложены следующие документы:
паспорт гражданина Российской Федерации;
копия паспорта гражданина Украины с переводом, удостоверенным нотариусом Смоленского городского нотариального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
- копии документов на домовладение.
По вышеуказанным заявлениям Министерством жилищной политики <адрес> приняты решения об отказе.
В связи с несоответствием жителя Херсона критериям, указанным в пункте 2 Порядка, по указанному заявлению Министерством принято решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата
В разъяснении причин отказа указано, установлен факт наличия постоянной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из смысла п. 2 Правил следует, что условием для предоставления жилищного сертификата и единовременной выплаты является экстренность прибытия гражданина на территорию РФ, подразумевающую под собой совокупность двух связанных между собой обстоятельств: выезд гражданина с постоянного места жительства в <адрес> и <адрес> и одновременное прибытие в экстренном порядке на территорию субъекта РФ с целью постоянного проживания.
В соответствии с вышеприведенными положениями закона, для предоставления жилищного сертификата, помимо прочего, обязательным условием являлось отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел регистрацию на территории РФ.
Судом в адрес Пограничной службы ФСБ России был направлен запрос о пересечении ФИО2 границы Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно ответу на судебный запрос, ФИО2, будучи гражданином РФ, по паспорту РФ выехал из РФ ДД.ММ.ГГГГ на территорию Казахстана. Ранее сведений о пересечении границ не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец не относится к числу граждан, вынужденно покинувшим место постоянного проживания (<адрес> и часть <адрес>) и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, поскольку, имел регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 не отвечает совокупности критериев предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
В связи с чем, оснований для признания незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ, а также возложения обязанности предоставить единовременную выплату у суда не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству жилищной политики <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Козаченко
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Козаченко