Решение по делу № 33-32469/2022 от 04.10.2022

Судья: ФИО                        Дело <данные изъяты> УИД <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>                          14 декабря 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи ФИО,

судей ФИО ФИО

при ведении протокола помощником судьи ФИО,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи ФИО,

объяснения представителя истца – адвоката ФИО,

установила:

Истец обратился в Одинцовский городской суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, в порядке приватизации. Мотивирует свои доводы наличием у него права на приватизацию данного жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

Ответчики - представитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», ФГАУ «Росжилкомплекс» не явились.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ФИО в судебное заседание не явилась.

Решением Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены, суд признал за ФИО право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, в порядке приватизации.

Не согласившись с решением суда, Министерство обороны Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить полностью, указывая на ненадлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что в полной мере может быть реализовано только в случае предоставления каждому из лиц, участвующих в деле, возможности присутствовать в судебном заседании.

О дате, времени и месте судебного заседания стороны должны быть извещены судом с использованием средств и способов, предусмотренных в ч. 1 ст. 113 ГПК РФ.

Согласно ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.

Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (ч. 3 ст. 113 ГПК РФ).

Согласно п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Как следует из материалов дела, Министерство обороны РФ <данные изъяты> привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

На <данные изъяты> было назначено судебное заседание по делу.

В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ответчика Министерства обороны РФ о времени и месте рассмотрения дела.

В связи с чем, протокольным определением от <данные изъяты> судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Представитель истца – адвокат ФИО доводы иска поддержала, просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом ч. ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные лица извещены о времени и месте судебного заседания за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Установлено, что <данные изъяты>, расположенная по адресу: <данные изъяты>, предоставлена ФИО на состав семьи из двух человек по ордеру <данные изъяты> от <данные изъяты> (л.д.12).

Согласно копии финансового лицевого счета в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО, ФИО

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Из п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ <данные изъяты>, следует, что споры, связанные с отказом гражданам в бесплатной приватизации занимаемых ими по договорам социального найма жилых помещений, разрешаются в судебном порядке независимо от ведомственной принадлежности жилого фонда, в котором находится данное жилье.

Согласно ст. 2 Закона РФ от <данные изъяты> N 1541-1 (ред. от <данные изъяты>) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Статьей 6 Закона РФ от <данные изъяты> N 1541-1, определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

По смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.

Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Содержание данной нормы закона указывает на то, что предоставление жилых помещений по договору социального найма является одной из форм исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Основания, препятствующие приватизации жилого помещения, изложены в ст. ст. 4, 11 Закона РФ от <данные изъяты> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Так, в соответствии со ст. 4 вышеназванного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Квартира по адресу: <данные изъяты>, в реестре муниципального имущества Одинцовского городского округа <данные изъяты> не значится (л.д.14).

Из ответа на запрос суда следует, что администрация Одинцовского городского округа решение об отнесении указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принимала (л.д.141).

Также установлено, что ФИО при предоставлении квартиры являлся военнослужащим.

В п. 2, 3, 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> N 693-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указано, что согласно статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б"части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 5-П, от <данные изъяты> N 3-П и от <данные изъяты> N 3-П) (п. 2).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее (п. 3).

Действовавшим ранее Законом Российской Федерации от <данные изъяты> N 4338-1 "О статусе военнослужащих" для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было установлено правило, в соответствии с которым им на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15), т.е. по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу. При этом согласно пункту 10 статьи 15 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).

Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от <данные изъяты> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который, в отличие от предыдущего правового регулирования, закрепил предоставление служебного жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем на весь срок военной службы для таких категорий лиц, как военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после <данные изъяты>, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после <данные изъяты>, и совместно проживающие с ними члены их семей (абзацы четвертый - седьмой пункта 1 статьи 15). В отношении же военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключенному до <данные изъяты> (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающих с ними членов их семей сохранена ранее существовавшая гарантия в виде возможности предоставления им жилых помещений на общих основаниях при продолжении военной службы свыше пяти лет (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), в том числе по договору социального найма, в рамках которого, согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются как малоимущим гражданам (часть 2), так и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3) (п. 3.1).

Из справки от <данные изъяты>, выданной <данные изъяты> военным комиссариатом, следует, что в соответствии со ст. 4 Указа Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО, имеющий календарную выслугу <данные изъяты> лет и уволенный по возрасту, имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемое жилое помещение в домах государственного и ведомственного фонда (л.д.18).

Основанием для отказа в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения ФГАУ «Росжилкомплекс» указал, что порядок передачи жилых помещений, в отношении которых заключены договоры социального найма (либо ранее выданы ордера), из федеральной собственности в муниципальную собственность (либо в собственность граждан РФ) в Минобороны России не определен (л.д.21).

По данным ФГАУ «Росжилкомплекс» сведения об отнесении к специализированному жилищному фонду квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, отсутствуют. На основании приказа Директора департамента военного имущества Министерства обороны РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» (л.д.28, 33-36).

По сообщению Министерства обороны РФ жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, к специализированному жилищному фонду не отнесено.

В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Если сторона в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства (ответчик), а другая сторона с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на сторону представившую убедительные доказательства, дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента (истца) будет противоречить состязательному характеру судопроизводства.

Доказательств, подтверждающих статус служебного помещения, ответчиками в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, установлено, что жилая площадь, занимаемая истцом, не входит в перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, предусмотренный ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".

Ранее истец в приватизации не участвовал, также истец не обеспечивался иным жильем для постоянного проживания, кроме спорной квартиры, что подтверждается собранными по делу доказательствами в их совокупности.

ФИО письменно выразила отказ от приватизации.

Разрешая возникший спор, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 92 ЖК РФ, ст. ст. 2, 4, 6, 11 Закона РФ от <данные изъяты> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из того, что спорное жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, не относится к категории жилых помещений, приватизация которых запрещена по основанию ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не является служебным жилым помещением, пришла к выводу, что требования искового заявления соответствуют закону, жилое помещение подлежит передаче истцу в собственность бесплатно.

руководствуясь ст.ст. 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Исковые требования ФИО к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за ФИО право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, в порядке приватизации.

Председательствующий

судьи

33-32469/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ярочкин Ефим Иванович
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГКУ ЦТУИО МО РФ
ФГАУ Росжилкомплекс
Другие
Ярочкина Галина Сергеевна
Суд
Московский областной суд
Судья
Полякова Ю.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.10.2022Судебное заседание
12.10.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
09.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022Передано в экспедицию
14.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее