№ 2-236/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2024 года г. Троицк Челябинская область
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Сойко Ю.Н.,
при секретаре: Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Диалог» к Литвинову Игорю Викторовичу о взыскании задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, пени
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Диалог» (далее ООО «Диалог») обратилось в суд с иском к Литвинову И.В. о солидарном взыскании задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, пени за период с 01 мая 2014 года по 01 сентября 2022 года в сумме 93431 рубль 44 копейки, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3003 рубля.
В обоснование требований указано, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги открыт лицевой счет №.
Истец на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме осуществлял деятельность по управлению МКД по адресу: <адрес>. Ответчик пользовался услугами истца по содержанию и ремонту многоквартирного дома с момента заключения договора управления. Ответчик уклоняется от оплаты потребленных коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель ООО «Диалог» не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.169,170).
Ответчик Литвинов И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
На основании ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Заслушав ответчика, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее\ ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФплата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества,
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Судом установлено, что Литвинову И.В. с 28 декабря 2012 года на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, площадью 32 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д.10, 155 т.1).
С 29 декабря 2012 года управляющей компанией по обслуживанию и содержанию многоквартирного дома <адрес> является ООО «Диалог» (л.д.231 т.1).
Для начисления оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме на имя ответчика открыт лицевой счет № (л.д.93 т.1).
Истец, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, просит взыскать задолженность за период с мая 2014 года по сентябрь 2022 года в сумме 93431,44 рублей.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца (п.3 ст.204).
Из разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 следует, что по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Истцом размер задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома определен за период с 01 мая 2014 года по 01 сентября 2022 года.
Из представленных доказательств следует, что 11 ноября 2022 истец обращался к мировому судье судебного участка № 8 Калининского района г.Челябинска о взыскании с Литвинова И.В. в порядке приказного производства задолженности за содержание жилья за период с 01 мая 2014 года по 01 сентября 2022 года (л.д.56-57 т.1). 18.11.2022 года мировым судьей судебного участка № 8 Калининского района г.Челябинска вынесен судебный приказ № 2-6844/2022 о взыскании с Литвинова И.В. задолженности по оплате услуг ЖКХ за период с 01 мая 2014 года по 01 сентября 2022 года в сумме 93431.44 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 1501 руб. (л.д.57 оборот т.1).
06 марта 2023 года по заявлению ответчика судебный приказ отменен (л.д.58 оборот т.1).
С иском о взыскании с Литвинова И.В. задолженности за содержание жилья за период с 01 мая 2014 года по 01 сентября 2022 года истец обратился 13 сентября 2023 (л.д. 44 т.1).
С учетом периода образования задолженности и даты обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, периода нахождения на исполнении судебного приказа с 11 ноября 2022 года по 06 марта 2023 года, суд приходит к выводу о применении срока исковой давности к обязательствам за период с 01 мая 2014 года по 21 мая 2020 года, оснований для взыскания задолженности за указанный период не имеется.
Частью 4 ст.158 ЖК РФ определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Поскольку общим собранием собственников помещений многоквартирного дома <адрес> решения об утверждении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома на 2020-2022 года не принимались, на основании вышеуказанной нормы Жилищного кодекса РФ истец был вправе при начислении оплаты за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома применять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденный Челябинской городской Думы Челябинской области.
Решением Челябинской городской Думы Челябинской области от 19 ноября 2019 года № 4\5 утвержден размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Челябинске для многоквартирного дома, оборудованного одним лифтом в подъезде, без мусоропровода с 20 декабря 2019 года в сумме 22,94 руб. (л.д.110-111 т.1).
Решением Челябинской городской Думы Челябинской области от 24 ноября 2020 года № 14\23 утвержден размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Челябинске для многоквартирного дома, оборудованного одним лифтом в подъезде, без мусоропровода с 01 января 2021 года в сумме 23,71 руб. (л.д.112-113 т.1).
Решением Челябинской городской Думы Челябинской области от 23 ноября 2021 года № 24\17 утвержден размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Челябинске для многоквартирного дома, оборудованного одним лифтом в подъезде, без мусоропровода с 01 января 2022 года в сумме 24,58 руб. (л.д.114-115 т.1).
Начисление оплаты за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирного дома произведено исходя из площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ответчику (32 кв.м.), и тарифов на содержание и обслуживание жилого помещения, утвержденных Решениями Челябинской городской Думы Челябинской области от 19 ноября 2019 года № 4\5, от 24 ноября 2020 года № 14\23, от 23 ноября 2021 года № 24\17.
Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.29 Правил № 491 расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе:
а) расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;
б) расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 29(2) Правил № 354 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с п.17 Правил № 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Из представленного истцом расчета (л.д.12-30) следует, что при начислении оплаты за услуги электроснабжения, водоснабжения на общедомовые нужды произведены исходя из показаний приборов учета. Начисление за услуги водоотведения произведены исходя норматив отведения сточных вод -0,01871 куб.м. в мес. на кв.м. общей площади, утвержденного постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2, в редакции постановления № 25\1 от 19 мая 2017г. (л.д.235-238 т.1).
При начислении оплаты применены тарифы на электрическую энергию, утвержденные постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 61/55 от 11.12.2020, № 81/1 от 23.12.2021 (л.д.137, 138-140 т.1), тарифы на водоснабжение и водоотведение, утвержденные постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 42/10 от 17.09.2020,№ 63/56 от 17.12.2020, № 72/37 от 02.12.2021 (л.д.141, 239-243, 244-249 т.1).
Из представленного истцом расчета (л.д.12-30) следует, что начисление за май 2020 года составило 863,05 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 128,97 руб. (56,814921 кВт.ч х 2,27 руб./кВт.ч.)
Начисление за июнь 2020 года за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома составило 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.),
Начисление за июль 2020 года за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома составило 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.),
Начисление за август 2020 года за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома составило 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.),
Начисление за сентябрь 2020 года за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома составило 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.).
Начисление за октябрь 2020 года составило 752,26 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 18,18 руб. (7,736011 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.)
Начисление за ноябрь 2020 года составило 832.26 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 98,18 руб. (41,779053 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.)
Начисление за декабрь 2020 года составило 813,97 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 734,08 руб. (32 кв.м. х 22,94 руб/кв.м.), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 62,49 руб. (26.590148 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,90 руб. (18,36 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 15.50 руб. (25.26 руб/куб.м. х 0,613678 куб.м).
Начисление за январь 2021 года составило 834,31 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 68,03 руб. (28,946915 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,90 руб. (18,36 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 5,66 руб. (25.26 руб/куб.м. х 0,224199 куб.м).
Начисление за февраль 2021 года составило 818,47 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,90 руб. (18,36 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение общедомовые нужды 57,85 руб. (25.26 руб/куб.м. х 2,290196 куб.м).
Начисление за март 2021 года составило 780,02 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,90 руб. (18,36 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 19,40 руб. (25.26 руб/куб.м. х 0,768168 куб.м).
Начисление за апрель 2021 года составило 1069,91 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,90 руб. (18,36 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 10,90 руб. (25.26 руб/куб.м. х 0,43516 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 298,39 руб. (28,946915 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.).
Начисление за май 2021 года составило 852,41 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,90 руб. (18,36 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 42,79 руб. (25.26 руб/куб.м. х 1,693888 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 49 руб. (20,851267 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.).
Начисление за июнь 2021 года составило 811,04 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,90 руб. (18,36 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 9,64 руб. (25.26 руб/куб.м. х 0,381674 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 40,78 руб. (17,354276 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.).
Начисление за июль 2021 года составило 783,5 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 5.92 руб. (25.26 руб/куб.м. х 0,234223 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 16,90 руб. (7,192731 кВт.ч х 2,35 руб./кВт.ч.).
Начисление за август 2021 года составило 761,44 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 0,76 руб. (26,29 руб/куб.м. х 0,028924 куб.м).
Начисление за сентябрь 2021 года составило 811,97 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 26,54 руб. (26,29 руб/куб.м. х 1,009354 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 24,75 руб. (10,184601 кВт.ч х 2,43 руб./кВт.ч.).
Начисление за октябрь 2021 года составило 791.14 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 30,01 руб. (26,29 руб/куб.м. х 1,141655 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 0,45 руб. (0,183644 кВт.ч х 2,43 руб./кВт.ч.).
Начисление за ноябрь 2021 года составило 820,52 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 59,84 руб. (26,29 руб/куб.м. х 2,276193 куб.м).
Начисление за декабрь 2021 года составило 819,15 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 758,72 руб. (32 кв.м. х 23.71 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 58,47 руб. (26,29 руб/куб.м. х 2,224161 куб.м).
Начисление за январь 2022 года составило 1050,53 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 38,38руб. (26,29 руб/куб.м. х 1,459971 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 223,63 руб. (92,028694 кВт.ч х 2,43 руб./кВт.ч.).
Начисление за февраль 2022 года составило 971,17 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 16,07руб. (26,29 руб/куб.м. х 0,611382 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 166,58 руб. (68,552846 кВт.ч х 2,43 руб./кВт.ч.).
Начисление за март 2022 года составило 988,56 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 66,44руб. (26,29 руб/куб.м. х 2,451038 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 133,60 руб. (54,978479 кВт.ч х 2,43 руб./кВт.ч.).
Начисление за апрель 2022 года составило 891 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 34,30руб. (26,29 руб/куб.м. х 1,304792 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 68,18 руб. (28,059302 кВт.ч х 2,43 руб./кВт.ч.).
Начисление за май 2022 года составило 851,64 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 36,87 руб. (26,29 руб/куб.м. х 1,402353 куб.м), за электроэнергию на содержание общедомового имущества 26,25 руб. (10,8044 кВт.ч х 2,43 руб./кВт.ч.).
Начисление за июнь 2022 года составило 793,85 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 1,96 руб. (18,98 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 5,33 руб. (26,29 руб/куб.м. х 0,202697 куб.м).
Начисление за июль 2022 года составило 840,18 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 2,05 руб. (19,80 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309), за холодное водоснабжение на общедомовые нужды 51,57 руб. (26,29 руб/куб.м. х 1,961703 куб.м).
Начисление за август 2022 года составило 788,61 руб., в том числе за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 786,56 руб. (32 кв.м. х 24,58 руб/кв.м.), за водоотведение на общедомовые нужды 2,05 руб. (19,80 руб.\куб.м. х 0,01871 х 0,103309).
Общая сумма начислений за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирного дома, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества за период с 01 мая 2020 года по 01 сентября 2022 года составляет 23237,28 рублей.
Из лицевого счета (л.д.63), расчета задолженности (л.д.12-30) усматривается, что по состоянию на январь 2018 года произведен перерасчет начисления оплаты за теплоснабжение, в соответствии с которым по лицевому счету 290106339, открытому на имя ответчика, имеется переплата на сумму 14137,44 руб. С учетом имеющейся переплаты, размер задолженности составляет 9189,84 руб. за период с октября 2021 года по 01 сентября 2022 года (23237,28 руб. - 14137,44 руб.), в том числе за октябрь 2021 года - 374,63 руб., за ноябрь 2021 года - 820,52 руб., за декабрь 2021 года -819,15 руб., за январь 2022 года - 1050,53 руб., за февраль 2022 года - 971,17 руб., за март 2022 года -988,56 руб., апрель 2022 года - 891 руб., за май 2022 года - 851,64 руб., за июнь 2022 года - 793,85 руб., за июль 2022 года -840,18 руб., за август 2022 года - 788,61 руб.
Ответчиком доказательств, подтверждающих оплату за содержание жилья., коммунальных услуг на общедомовые нужды не представлено, в связи с чем требования истца о взыскании с Литвинова И.В. задолженности по оплате за услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома за период с 01 октября 2021 года по 01 сентября 2022 года в размере 9189,84 руб. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы стороны ответчика о том, что истцом ненадлежащим образом исполнялась обязанность по ремонту канализационного стояка, входящего в состав общедомового имущества, не могут быть признаны основанием для освобождения ответчика от оплаты за содержание общедомового имущества с октября 2021 года исходя из следующего.
Пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила № 354), определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Основания и порядок изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность определены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила № 491).
Согласно п.3 Правил № 491 услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
В соответствии с п.16 Правил № 491 акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно п.105 Правил № 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п.106 Правил № 354).
Согласно п.107 Правил № 354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом (п.108 Правил № 354).
В силу п.109 Правил № 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения).
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Пунктом 110 Правил № 354 определено, что если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Согласно п.110(1) Правил № 354 в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Исходя из содержания вышеуказанного нормативного акта допустимым доказательством отказа от выполнения услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, нарушения качества предоставляемых услуг являются акты нарушения качества предоставляемых услуг.
Из представленного ответчиком заявления следует, что факт обращения о проведении ремонта канализационного стояка, входящего в состав общедомового имущества имел место в 2014 году. Истцу в удовлетворении требований о взыскании оплаты за период с 01 мая 2014 года по апрель 2020 года отказано, в связи с заявленным ответчиком ходатайством о применении срока исковой давности.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обращение в адрес истца с заявлением о ненадлежащем оказании истцом услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и составление актов о ненадлежащем выполнении работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома в период с мая 2020 года, в связи с чем оснований для освобождения ответчика от обязательств по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с мая 2020 года по август 2022 года не имеется.
Истцом заявлены требования о взыскании пени по март 2022 года в сумме 51630,66 руб. (л.д.12-30, 63).
Согласно ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Таким образом, при взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в судебном порядке, предусмотренная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неустойка начисляется по ставке, действующей на момент разрешения спора в суде.
Таким образом, при расчете неустойки должна применяться ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на момент вынесения решения (в случае взыскания неустойки в судебном порядке).
Таким образом, на основании ч.14 ст.155 ЖК РФ при взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в судебном порядке, неустойка начисляется по ставке, действующей на момент разрешения спора в суде, взыскание пени, рассчитанной по ставкам, действующим с начала периода, указанного истцом, не является правомерным.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 года № 474 определено, что до 1 января 2023 г. начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2382 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. N 474" срок действия вышеуказанной нормы продлен до 01 января 2025 года.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приостановлено с 6 апреля 2020 до 1 января 2021 года взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных в не полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. Названный мораторий действовал в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 года, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 года № 497 был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, передаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев. Данное постановление вступило в силу со дня его опубликования на официальном интернет-портале правовой информации 01 апреля 2022 года, вследствие чего срок его действия ограничен 1 октября 2022 года.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Согласно пункту 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Поскольку сведения об отказе ответчика от моратория в материалы дела не представлены, то пени за просрочку уплаты за содержание жилья за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 начислению не подлежит.
Таким образом, при расчете пени не подлежит ее начисление с мая 2020 года по 01 января 2021 года, с 01 апреля 2022 по 01 сентября 2022 года.
По состоянию на 27 февраля 2022 года действовала ключевая ставка, равная 9,5% годовых (информационное сообщение Банка России от 11.02.2022).
Пени на задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома составляет 54,59 руб. и рассчитана судом следующим образом:
На задолженность за октябрь 2021 пеня составила 21,08 руб.:
11.11.2021-10.12.2021 374,63 x 30 x 0 x 9.5% =0,00 р.
11.12.2021-08.02.2022 374,63 x 60 x 1/300 x 9.5% =7,12 р.
09.02.2022-31.03.2022 374,63 x 51 x 1/130 x 9.5% =13,96 р.
На задолженность за ноябрь 2021 пеня составила 28,18 руб.:
11.12.2021-09.01.2022 820,52 x 30 x 0 x 9.5% =0,00 р.
10.01.2022-10.03.2022 820,52 x 60 x 1/300 x 9.5% =15,59 р.
11.03.2022-31.03.2022 820,52 x 21 x 1/130 x 9.5% =12,59 р.
На задолженность за декабрь 2021 пеня составила 12,97 руб.:
11.01.2022-09.02.2022 819,15 x 30 x 0 x 9.5% =0,00 р.
10.02.2022-31.03.2022 819,15 x 50 x 1/300 x 9.5% =12,97 р.
На задолженность за январь 2022 пеня составила 6,32 руб.:
11.02.2022-12.03.2022 1050,53 x 30 x 0x 9.5% =0 р.
13.03.2022-31.03.2022 1050,53 x 19 x 1/300 x 9.5% =6,32 р.
Всего 54,59 рублей (7,12 руб. + 28.18 руб., + 12,97 руб. + 6,32 руб.).
На основании ст.155 ЖК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию пени за нарушение сроков оплаты за содержание жилья за период с 11 ноября 2021 года по 31 марта 2022 года в сумме 54,59 руб.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, то судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
При предъявлении иска истцом оплачена государственная пошлина в сумме 3003 рубля (л.д. 6-7 т.1).
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 297,30 руб. (3003 руб. х9,9%).
При рассмотрении спора ответчиком заявлены судебные издержки - компенсации за потерю времени в сумме 3581 руб. 91 коп. Суд не усматривает оснований для удовлетворения данных требований исходя из следующего.
Согласно ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.
Положения указанной статьи подлежат применению лишь в тех случаях, когда в судебном заседании будет доказано, что сторона недобросовестно заявила неосновательный иск или спор относительно иска, либо систематически злоупотребляла процессуальными правами, противодействовала правильному и быстрому рассмотрению и разрешению спора, при этом действовала виновно.
При этом недобросовестность в поведении истца может иметь место в совокупности с неосновательностью иска, что должно быть установлено в процессе рассмотрения и разрешения дела, а стороной, которая ходатайствует о выплате ей компенсации за потерю времени, должно быть доказано, что в результате указанных действий противоположной стороны она теряет доходы, заработную плату или понесла иные убытки.
Ответчиком не представлено доказательств вины лица, с которого взыскивается компенсация за фактическую потерю времени, а частичный отказ в удовлетворении заявленного иска не является безусловным доказательством недобросовестности поведения истца. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с истца в пользу ответчика компенсации за потерю времени в сумме 3581 руб. 91 коп.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56,198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Диалог» удовлетворить частично.
Взыскать Литвинова Игоря Викторовича (паспорт №) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Диалог» (ИНН 7448035489) задолженность по оплате за услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома за период с октября 2021 года по 01 сентября 2022 года в сумме 9189 рублей 84 копейки, пени за период с 11 ноября 2021 по 31.03.2022 в сумме 54 рубля 59 копеек, расходы по оплате государственной пошлины 297 рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: