Решение по делу № 33-7101/2020 от 07.08.2020

Судья Ващенко С.С. дело №33-7101/2020

УИД 91RS0024-01-2020-002029-35 дело №2-401/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.

судей Любобратцевой Н.И. и Подлесной И.А.

при секретаре Гамуровой М.А.

по докладу судьи Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Рогожниковой Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности по совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛА:

В ноябре 2019 года Рогожникова Светлана Викторовна обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности по назначению истице с 01.08.2018 года досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 27.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исковые требования мотивированы тем, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным; специальный стаж истицы составляет более 25 лет; нарушены пенсионные права истицы.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: обязать орган пенсионного обеспечения назначить Рогожниковой С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 19 сентября 2019 года.

В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым ставить вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представители сторон по делу.

2

Истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истицы, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель истицы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как предусмотрено п.2 ст.327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Данное нормативное положение предусматривает, что в интересах законности, проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции вправе выходить за пределы доводов апелляционной жалобы (ее обоснования).

Судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы органа пенсионного обеспечения и проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.

Заслушав представителей сторон по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

3

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из частичной обоснованности заявленных требований.

Выводы суда первой инстанции не в полной мере соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.

Как следует из материалов дела, истица является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована в Республике Крым с 2007 года.

Согласно записям в трудовой книжке истица с 01.08.1990 года и по настоящее время работает в Алуштинской Детской музыкальной школе на должности преподавателя по классу скрипки.

22.12.2014 года Алуштинская детская музыкальная школа была переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа Алушты», а с 26.01.2016 года в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г. Алушты Республики Крым.

19 сентября 2019 года Рогожникова Светлана Викторовна обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением органа пенсионного обеспечения истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости со ссылкой на то, что у истицы по состоянию на 31.12.2000 года продолжительность льготного стажа составляет 10 лет 4 месяца 15 дней при требуемых 16 годах 8 месяцах.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

4

Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.

Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы, в частности, до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности

5

истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.

Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.

Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ч.2 ст.30 Закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп.«м» п.1 Постановления Правительства РФ №665 от16.07.2014 года «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

6

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии. подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей",

с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

     Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на срочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с

7

подпунктом    19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в    Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж заботы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей"    списка, засчитывается в стаж работы    при условии ее выполнения    в учреждениях, указанных в пунктах    1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Согласно п.4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно г: основному и другим местам работы) нормы рабочего времен: (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими 11равилами.

В соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 21 «Наименование учреждений» списка за периоды, начиная с 1 января 2001г. засчитывается в стаж при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 по 31 декабря 2000 года в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела « Наименование должностей» и в пункте. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

П.2 раздела Списка «Наименование учреждений» предусмотрены такие наименование учреждений дополнительного образования детей как детская школа искусств, в том числе по видам искусств.

8

В данном списке отсутствует такое наименование учреждения дополнительного образования детей, как детская музыкальная школа.

Согласно п. 1.10 п.1 Списка в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «преподаватель», а в разделе «Наименование учреждения» предусмотрено учреждение «музыкальная школа», однако в разделе «Наименование учреждения» предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения».

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.09.2015 года №661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» по периоду с 01.01.2015 года по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, в том числе с проживанием в интернате, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (школы всех наименований; лицеи; гимназии), предусмотренных пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Как установлено ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Как разъяснено в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение

9

трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Согласно ст.ст.52,55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Как предусмотрено ст.29 Закона Украины «Об образовании» в систему образования в Украине входили внешкольное,- общее среднее, профессионально-техническое, высшее и иные образования.

Согласно ст.21 Закона Украины «О внешкольном образовании» права, обязанности и социальные гарантии для педагогических работников внешкольного учебного учреждения определяются Конституцией Украины, Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

Педагогическим работникам внешкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 42 календарных дней в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Педагогические работники внешкольных учебных заведений имеют право на пенсию по выслуге лет при наличии педагогического стажа работы не менее 25 лет.

В Перечень заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года №909, включены музыкальные школы и должность учителя без указания на обязательность выполнения норм педагогической нагрузки и на необходимость наличия специального стажа по состоянию на 01.01.2001 года в размере 16 лет и 8 месяцев.

Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного

Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года №909, работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.

10

Постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения, робота и социальной защиты и должностей на которых дает право на пенсию за выслугу лет» от 04.11.1993 года №909 предусмотрено, что в музыкальных и художественных школа право на пенсию по выслуге лет имеют лица при наличии специального стажа работы не менее 25 лет, которые работали в частности на должности преподавателя.

Постановлением Кабинета Министров Украины №344 от 06.05.2001 года «Об утверждении перечня типов внешкольных начальных заведений и Положения о внешкольном начальном заведении» музыкальные школы отнесены к перечню дошкольных учебных заведений.

Постановлением Кабинета Министров Украины №936 от 14.06.2000 года «Об утверждении перечня педагогических и научно-педагогических работников» должность преподавателя музыкальной школы включена в перечень должностей педагогических работников.

Проанализировав фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства и нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части нарушения пенсионных прав истицы.

За периоды работы до 01.01.2015 года следует учитывать положения ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ №400-Ф3, согласно которым периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Является несостоятельной ссылка апеллянта на невыполнение условий п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, поскольку по нормам ст.ст.52,55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года и с учетом Перечня заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года №909, - право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет, в том числе, учителя музыкальной школы без указания на обязательность выполнения норм педагогической нагрузки и на необходимость наличия специального стажа по состоянию на 01.01.2001 года в размере 16 лет и 8 месяцев.

Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при

11

разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно ст. 128 ТК РФ работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.

В силу ст.22 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Проанализировав фактические обстоятельства и документы, представленные сторонами по делу, судебная коллегия обращает внимание на то, что суд первой инстанции допустил противоречивые выводы по делу и оставил без внимания ряд исковых требований.

Как видно из текста искового заявления, истица указывала на необходимость включения в ее педагогический стаж периодов работы преподавателем в музыкальной школе, начиная с 01.08.1990 года по день обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом периода отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 11.06.1991 года по 21.04.1994 года, учебных отпусков, за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы; истица также просила признать незаконным решение органа пенсионного обеспечения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.

Суд первой инстанции исковые требования о возложении на ответчика обязанности по включению в педагогический стаж указанных истицей периодов не рассмотрел, не обратив внимания на то, что в решении органа пенсионного обеспечения не указано на включение в педагогический стаж каких-либо периодов, а стаж 10 лет 4 месяца 15 дней указан с той точки зрения, что истицей не выработан необходимый педагогический стаж по состоянию на 01.01.2001 года.

12

В то же время суд первой инстанции указал на то, что педагогический стаж истицы составляет более 25 лет.

Кроме того, истцом отказано в иске в остальной части, то есть по смыслу резолютивной части отказано и в иске о включении в педагогический стаж отдельных периодов и в части признания незаконным решения органа пенсионного обеспечения.

В то же время в мотивировочной части решения указано на то, что истице достаточно педагогического стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, а также то, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и нахождение в учебных отпусках подлежат включению в льготный стаж.

С учетом изложенного мотивировочная часть и резолютивная часть судебного решения порождают неясности в толковании и исполнении принятого судом решения.

С учетом этого решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Спорные периоды работы истицы с учетом учебных отпусков за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы подлежат включению в специальный стаж истицы.

При этом судебная коллегия исходит из того, что периоды работы истицы до 31.12.2014 года (период действия законодательства Украины) подлежат включению в специальный стаж на основании законодательства Украины.

Период работы истицы преподавателем музыкальной школы с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года также подлежит включению в педагогический стаж истицы; условие о подсчете стажа на 01.01.2001 года не может действовать, так как период работы с 01.08.1990 года по 31.12.2014 года включается в стаж без условия наличия 16 лет 8 месяцев стажа по состоянию на 01.01.2001 года.

При указанных условиях применение ограничения, предусмотренного п.12 Правил №781, нарушает права истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости, принимая во внимание то, что истица продолжает работать на том же месте, осуществляя педагогическую деятельность.

Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 11.06.1991 года по 01.09.1993 года, а также в части нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в льготный страховой стаж истца.

Ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

13

Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить и того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной трудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет.

14

Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В силу п.103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 ст.167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуск по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с ч.1 ст. 181 КЗоТ Украины в редакции, действовавшей в период предоставления истице отпуска по уходу за ребенком, - отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж

В силу ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или лицам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Принимая во внимание то, нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком и в учебных отпусках установлено документально, с учетом особенностей нормативного регулирования вышеуказанные периоды подлежат включению в педагогический стаж истицы.

Поскольку по состоянию на 31.12.2018 года с учетом спорных периодов стаж истицы по специальности составляет более 25 лет, право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным

и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж спорных периодов.

Согласно ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истицы на 01.01.2015 года отсутствовало, заявление о назначении пенсии подано ею 19.09.2019 года, досрочная страховая пенсия подлежит назначению истице с 19.09.2019 года.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным решения органа пенсионного обеспечения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж истицы периодов работы с 01.09.1990 года до 31.12.2018 года с учетом периода отпуска по уходу за ребенком, учебных отпусков, исключая периоды отпусков без сохранения заработной

15

платы, а также о возложении на ответчика обязанности по назначению истице досрочной страховой пенсии по старости с 19.09.2019 года.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 июня 2020 года отменить. Принять по делу новое решение.

Иск Рогожниковой Светланы Викторовны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым от 26.09.2019 года об отказе Рогожниковой С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым включить Рогожниковой Светлане Викторовне в стаж педагогической деятельности без включения отпусков без сохранения заработной платы периоды работы: с 01.08.1990 года по 02.06.1998 года, в том числе отпуск по уходу за ребенком до трех лет с 11.06.1991 года по 31.08.1993 года (7 лет 10 месяцев 2 дня); с     13.06.1998 года по 05.04.1999 года 0 лет 9 месяцев 23 дня); с 08.04.1999 года по 16.08.1999 года (0 лет 4 месяцев 9 дней); с 21.08.1999 года по 31.12.2000 года (1 год 4 месяца 11 дней); с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года (1 год 0 месяцев 1 день); с     01.01.2002 года по 07.01.2002 года (0 лет 0 месяцев 7 дней); с 07.02.2002 года по 31.05.2002 года (0 лет 3 месяца 25 дней); с 01.07.2002 года по 07.01.2003 года (0 лет 6 месяцев 7 дней);     с 03.02.2003 года по 31.05.2003 года (0 лет 3 месяца 29 дней); с 01.07.2003 года по 16.11.2003 года (0 лет 4 месяца 16 дней); с 17.12.2003 года по 31.03.2004 года (0 лет 3 месяца 15 дней); с 01.05.2004 года по 31.05.2004 года (0 лет 1 месяц 1 день); с 12.06.2004 года по 18.08.2004 года (0 лет 2 месяца 7 дней); с     28.08.2004 года по 05.06.2005 года (0 лет 9 месяцев 8 дней); с 15.06.2005 года по 19.08.2007 года ( 2 года 2 месяца 5 дней); с     01.09.2007 года по 08.06.2008 года (0 лет 9 месяцев 8 дней);?с 14.06.2008 года по 12.08.2008 года (0 лет 1 месяц 29 дней); с 29.08.2008 года по 29.11.2009 года (1 год 3 месяца 1 день); с 03.12.2009 года по 17.08.2010 года (0 лет 8 месяцев 15 дней); с 27.08.2010 года по 25.10.2012 года (2 года 1 месяц 29 дней); с 30.10.2012 года по 31.07.2013 года (0 лет 9 месяцев 2 дня); с     15.08.2013 года по 16.03.2014 года (0 лет 7 месяцев 2 дня); с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года (0 лет 9 месяцев 15 дней); с 01.01.2015 года по 19.09.2019 года (4 года 8 месяцев 19 дней).

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым включить Рогожниковой Светлане Викторовне в стаж педагогической деятельности периоды учебных отпусков с 08.01.2002 года по 06.02.2002 года, с 01.06.2002 года по 30.06.2002 года, с 08.01.2003 года по 02.02.2003 года, с 01.06.2003 года по 30.06.2003 года, с 17.11.2003 года по 16.12.2003 года (всего 0 лет 5 месяцев 24 дня).

16

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым назначить Рогожниковой Светлане Викторовне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19 сентября 2019 года.

В остальной части иска отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-7101/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Рогожникова Светлана Викторовна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г. Алушта РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Шестакова Нина Владимировна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.08.2020Передача дела судье
07.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее