Дело: 1я инст. №2а-1183/2020, 2я инст. №33а-1423/2020 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Кныш Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Дудкиной Т.Н.
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием представителей:
административного истца Агабабян С.С.,
административного ответчика Шпак С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Пузиной Татьяны Павловны к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Севастополю об оспаривании решения должностного лица, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 февраля 2020 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Пузина Т.П. обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконными действия МРЭО ГИБДД России по г. Севастополю по отказу в рассмотрении заявления о регистрации транспортного средства, выдаче свидетельства о регистрации транспортного средства, номерных знаков, возложить на УМВД России по г. Севастополю обязанность рассмотреть заявление о регистрации на имя истца транспортного средства – автомобиль <данные изъяты>, 2014 года выпуска, цвет белый, идентификационный номер №, номер кузова №, номер двигателя № с выдачей паспорта транспортного средства.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Пузиной Т.П. удовлетворен.
Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что отсутствуют основания для регистрации спорного автомобиля за Пузиной Т.В. в упрощенном порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ №399 от 27.04.2015 года «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя», поскольку обязательным условием для постановки автомобиля на учет является приобретение права собственности на транспортное средство до ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством. Автомобиль же был приобретен истцом ДД.ММ.ГГГГ. Как разъяснено ГУ ОБДД МВД России, в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, ранее зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины юридические и физические лица, не прошедшие государственную регистрацию в качестве российского либо не воспользовавшиеся таким правом, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у них имущества, в том числе и транспортных средств. Однако, при переходе права собственности такого имущества (транспортных средств) его следует расценивать как ранее принадлежащее иностранному юридическому или физическому лицу. В связи с чем, приобретенное Пузиной Т.П. транспортное средство имеет статус иностранного товара и для введения в оборот на территории Российской Федерации и допуска к участию в дорожном движении должно пройти соответствующие таможенные процедуры, в частности, с целью получения необходимых для регистрации документов.
Ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации кассационной жалобы ООО «Севастопользеленстрой» жалобы на решение Арбитражного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Арбитражного суда Центрального округа от ДД.ММ.ГГГГ о признании незаконным отказа Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю в регистрации за обществом 11 транспортных средств.
Представитель административного ответчика в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным ней доводам.
Представитель административного истца против доводов жалобы возражал, представил письменные пояснения.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком было безосновательно отказано в проведении регистрационного действия.
С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации закреплено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.
В соответствии со ст. 6 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь» с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
До окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя, на территории города Севастополя применялось, в том числе ранее действующее законодательство, не противоречащее Конституции РФ, что следует из статьи 23 указанного Федерального Конституционного закона.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ №399 от 27.04.2015 «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя» установлено, что до 1 января 2018 г. регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - транспортные средства), находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01 января 2020 года вступили в силу Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ №1764 от 21.12.2019 года (далее Правила) и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденный Приказом МВД России №950 от 21.12.2019 года (далее Административный регламент).
Пунктами 2, 4, 14 вышеуказанных Правил установлено, что государственная регистрация транспортного средства (далее - регистрация транспортного средства) осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).
Регистрация транспортных средств производится любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств.
Регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт).
Административным регламентом определены сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с предоставлением государственной услуги, а также порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги, а также исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств.
В соответствии с пунктами 27.3, 27.4, 27.4.1 к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемых заявителями для совершения регистрационных действий относятся:
- паспорта транспортных средств (шасси транспортных средств) - для транспортных средств (шасси транспортных средств) в отношении которых в системе электронных паспортов отсутствуют сведения об оформлении соответствующих электронных паспортов транспортных средств (шасси транспортных средств);
- документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета;
- документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств (кузов, кабину, раму).
В соответствии с п. 92.8 Административного регламента основанием для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Пунктом 4 части 5 статьи 20 Федерального закона №283-ФЗ от 03.08.2018 года «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом Пузиной Т.П. и ООО «Авто-Люкс» заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, 2014 года выпуска, цвет белый, идентификационный номер №, номер кузова №, номер двигателя №.
Согласно акта приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) ООО «Авто-Люкс» передал, а Пузина Т.П. приняла вышеуказанный автомобиль.
При этом истцу также были переданы:
- акт приема-передачи транспортного средства серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), согласно которого спорный автомобиль произведен ООО «ПО «Кременчугский автосборочный завод» и передан ООО «Центр-Автострана»;
- справка-счет серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15);
- справка об освобождении от уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), выданная ООО «Центр-Автострана»;
- сертификат соответствия серия ВВ зарегистрированный в Реестра под №, действительный с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, выданный ООО «ПО «Кременчугский автосборочный завод» (л.д. 18).
Таким образом, автомобиль был приобретен истцом в г. Севастополе в марте 2014 года, в переходный период до момента, когда правоотношения по регистрации находящихся территории Республики Крым и г. Севастополя автотранспортных средств были впервые урегулированы Постановлением Правительства РФ №897 от 05.09.2014 года «Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя», а затем Постановлением Правительства РФ №399 от 27.04.2015 года «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя».
При этом, Пузиной Т.П. при приобретении автомобиля GELLY Emgrand 7, FE от продавца были получены документы, предусмотренные законодательством, ранее действующим на территории г. Севастополя, которыми подтверждалось его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Пузиной Т.П., признано право собственности на автомобиль <данные изъяты>, 2014 года выпуска, цвет белый, идентификационный номер №, номер кузова №, номер двигателя №. Названное решение ступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ при обращении в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю с заявлением № о регистрации транспортного средства Пузиной Т.П. были представлены все необходимые и достаточные документы на автомобиль для предоставления государственной услуги по его регистрации, в связи с чем решение старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю об отказе в проведении регистрационного действия (л.д. 13) на основании п. 92.8 Административного регламента не может быть призано законным и обоснованным.
Изложенное свидетельствует, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом пунктом 1 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия отмечает, что УМВД России по г. Севастополю доказательств того, что оспариваемые действия по отказу в проведении регистрационного действия являются законными суду не представило, напротив, Пузина Т.П. доказала, что оспариваемые действия и решение старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю об отказе в проведении регистрационного действия нарушают ее права, свободы и законные интересы.
Ссылки на судебную практику по иному делу о незаконности судебного акта не свидетельствуют, поскольку суд рассматривает каждое дело индивидуально с учетом конкретных установленных обстоятельств дела.
При этом письмо ГУ ОБДД МВД России, на которое ссылается административный ответчик, нормативным правовым актом не является и не подлежит применению судом.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, как и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для их удовлетворения не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 28 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд.
Председательствующий
судьи