Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года сел. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Довлетханова А.Ф.,
при секретаре - ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> РД ФИО2, директора МКОУ «Чухверкентская СОШ» ФИО5, представителя Управления образования администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО4, представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к администрации МР «<адрес>», Управлению образования администрации МР «<адрес>» и муниципальному казенному образовательному учреждению «Чухверкентская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Чухверкентская СОШ») о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности объекта образования,
установил:
прокурор <адрес> Республики Дагестан, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Чухверкентская СОШ», в котором просит признать незаконным бездействие ответчиков по созданию условий для безопасного получения школьного образования, обязать обеспечить должную охрану объекта образования социальной значимости и устранить выявленные нарушения в сфере пожарной безопасности, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка состояния исполнения законодательства при обеспечении безопасности в образовательных организациях, в ходе которой установлено, что в МКОУ «Чухверкентская СОШ» не в полной мере обеспечивается безопасность детей и персонала обслуживания образовательного процесса, по настоящее время в школах отсутствует надлежащая охрана объекта, в дневное время пропускной режим обеспечивается обслуживающим санитарное состояние персоналом или иным должностным лицом с внесением записи в специальный журнал посетителей, в ночное время охрана обеспечивается гражданами по договору, при этом организации с лицензией к охране объекта в нарушении требований законодательства, не привлекаются. Выявленные нарушения способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала.
В ходе проверки также выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами, а именно: не осуществлена из расчета, 1 раз в год, проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки; не обеспечивается в соответствии с годовым планом-графиком выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией; в коридорах полы и стены на путях эвакуации отделаны материалом без подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, отсутствует сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности; отсутствует 2-ой эвакуационный выход из здания школы; здание не обеспечено наружным источником противопожарного водоснабжения; на путях эвакуации устроены пороги препятствующие свободной эвакуации людей эвакуации; в корпусе начальных классов и дополнительных занятий (складские помещения) применяются отопительные печи кустарного производства; не обеспечен вывод сигнала автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны; здание не обеспечено потребным количеством огнетушителей; имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии; не разработана декларация пожарной безопасности. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. В ходе обследования здания и территории МКОУ установлено, что в дневное время образовательное учреждение никем не охраняется, тем самым не обеспечен контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.
Представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании уточнила заявленные требования. Просила суд обязать администрацию МР «<адрес>» включить в бюджет МР «<адрес>» на 2020 год расходы, необходимые для устранения указанных в исковом заявлении мероприятий по устранению нарушений законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности объекта образования и обязать РУО и МКОУ «Чухверкентская СОШ» по мере финансирования из бюджета обеспечить должную охрану объекта образования социальной значимости и устранить указанные в исковом заявлении нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности.
Представитель Управления образования администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО4 уточненные требования прокурора признала и пояснила, что по мере финансирования из бюджета имеющиеся нарушения будут устранены.
Директор МКОУ «Чухверкентская СОШ» ФИО5 в судебном заседании уточненные требования прокурора <адрес> признал, ссылаясь на то, что руководство школы неоднократно обращалось в администрацию МР «<адрес>» и РУО для выделения денежных средств, необходимых для устранения имеющихся недостатков противопожарного законодательства. Принятыми администрацией района мерами часть указанных в иске нарушений устранены, а именно: в корпусе начальных классов и дополнительных занятий (складские помещения) не применяются отопительные печи кустарного производства; здание СОШ обеспечено потребным количеством огнетушителей, а также разработана декларация пожарной безопасности. В связи с чем, в удовлетворении этой части заявленных требований прокурора просил отказать, т.к. эти нарушения устранены. В остальной части, заявленные требования прокурора признал обоснованными и просил требования прокурора удовлетворить и пояснил, что по мере финансирования из бюджета оставшиеся нарушения будут устранены.
Представитель администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО6 в судебном заседании уточненные требования прокурора <адрес> по существу признал обоснованными. Обращения руководителей образовательных учреждений района о финансировании мер по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности учреждений администрацией района рассматривались и совместными усилиями ими принимались все возможные меры по устранению имеющихся нарушений. При этом пояснил, что администрацией района на каждый год образовательным учреждениям выделяются финансовые средства, необходимые для устранения нарушений, связанных с противопожарной безопасностью и антитеррористической защищенностью. Часть указанных в исковом заявлении прокурора нарушений устранены, для устранения остальных в бюджет МР «<адрес>» на 2020 год будут включены денежные средства.
Выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 Закона N 35-ФЗ).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе полномочие по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания, в силу чего суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что не оспаривается ответной стороной, в образовательном учреждении имеются выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами, а также установлено, что в дневное время образовательное учреждение никем не охраняется, тем самым не обеспечен контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.
Вместе с тем судом установлено, что также не оспаривается сторонами, часть указанных в иске нарушений требований пожарной безопасности устранены, а именно: в корпусе начальных классов и дополнительных занятий (складские помещения) не применяются отопительные печи кустарного производства; здание СОШ обеспечено потребным количеством огнетушителей, а также разработана декларация пожарной безопасности.
Выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья воспитанников, состав которых меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года, преподавателей, других работников школы, иных лиц, посещающих школу, например, родителей учеников, должностных лиц.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае, отказ представителя прокурора от части заявленных требований и изменение, уточнение требований, а также признание уточненных требований прокурора, представителями ответчиков, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Принимая во внимание то, что часть указанных в уточненных исковых требованиях прокурора нарушений пожарной безопасности устранены, суд считает необходимым требования удовлетворить частично.
Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Кроме того, согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные требования прокурора <адрес>, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан включить в бюджет МР «<адрес>» на 2020 год расходы, необходимые для устранения указанных в исковом заявлении мероприятий по устранению нарушений законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности объекта образованияМКОУ «Чухверкентская средняя общеобразовательная школа», а именно:
- обеспечить должную охрану объекта образования;
- осуществить из расчета, 1 раз в год, проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (ППР РФ № п. 21);
- обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (ППР РФ № п.63);
-в коридорах стены и полы на путях эвакуации отделать материалом с подтверждением соответствия требованиям пожарной безопасности, получить сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности (п.5 ст. 52 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ);
- обеспечить оборудование2-го эвакуационного выхода из здания школы (СНИП 21-01-97 п.6.12);
- обеспечить здание СОШ наружным источником противопожарного водоснабжения (ст.92 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ);
- демонтировать устроенные пороги на путях эвакуации, препятствующие свободной эвакуации людей (ППР РФ № п.34);
-обеспечить вывод сигнала автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны (п.83 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ);
- исправить имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию (ППР РФ № п.61).
Обязать Управление образования администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Чухверкентская средняя общеобразовательная школа» по мере финансирования из бюджета обеспечить должную охрану объекта образования и устранить вышеуказанные нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Ф. Довлетханов