РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» февраля 2022 года <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рытова П.П.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ГУ – ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, об обязании назначить трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику ГУ– ГУ ПФР № по <адрес> и <адрес> (территориальное управление по г.о. <адрес>) с требованием признать решение ответчика от 24.11.2021 об отказе истцу в досрочном назначении пенсии по старости незаконным и отменить, признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по льготным основаниям в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также обязать ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с вышеуказанным законом.
В обоснование исковых требований указано, что истец обратилась к ответчику с заявлением за назначением пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ДД.ММ.ГГГГ получила нарочно решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №. Данным решением ей было отказано в досрочном пенсионном обеспечении по причине отсутствия правоустанавливающего документа, выданного в соответствии с нормами российского законодательства. С решением ответчика она не согласна, поскольку проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (основание: домовая книга). <адрес> отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля вследствие Чернобыльской катастрофы (4 категория) плотность загрязнения грунта цезием-137 от 1 до 5 ки/кв.км (На основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно перечню населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоэкологического загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы), что по российскому законодательству соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С указанного момента между истцом и пенсионным органом возникает гражданский правовой спор о праве на пенсионное обеспечение, подлежащий рассмотрению по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законом. На территории поселка <адрес>, попадающего под критерии территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом она проживала 12 лет 03 месяца 15 дней, и имеет право на назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона № «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на три года по мотиву отсутствия у нее документа, выданного в соответствии с нормами законодательства РФ, при этом законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств. Удостоверение установленного образца в соответствии с законодательством Российской Федерации о праве на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 11 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцом представлено не было, поскольку согласно ответа Министерства социального развития <адрес> Домодедовское управление социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ №, для граждан, выехавших из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, выдача специальных удостоверений единого образца не предусмотрена. При этом Домодедовское управление социальной защиты указало, что истец проживала по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (основание: домовая книга). На момент обращения к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста, она достигла возраста с учетом права на снижение пенсионного возраста установленного законом.
В этой связи истцом подано настоящее исковое заявление.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Главное управление ПФ РФ № по <адрес> и <адрес> по доверенности – ФИО4, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав доводы сторон по настоящему гражданскому делу, исследовав и оценив собранные по делу письменные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, полагает, что исковые требования истца обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, истец является гражданином Российской Федерации, имеет постоянную регистрацию по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ГУ – Главное управление ПФ РФ № по <адрес> и <адрес> вынесено решение № об отказе истцу ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости в соответствии Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживавшим на территории ФИО2, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании документов, выданных уполномоченными органами ФИО2 и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этого государства. Кроме того, указанные граждане не относятся к категории граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона №, поскольку проживали на загрязненной территории другого государства (л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ Домодедовским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> ФИО1 отказано в выдаче специального удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 18-19).
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ № выданной исполкомом Немешаевского поселкового совета <адрес> ФИО2, ФИО1 (истец), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (основание: домовая книга). <адрес> отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля вследствие Чернобыльской катастрофы (4 категория) плотность загрязнения грунта цезием-137 от 1 до 5 ки/кв.км (На основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - Закона N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ), определяющей цели и задачи Закона, настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Статьей 2 Закона N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Статьей 4 Закона N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ определено, что социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Статьей 7 Закона N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ определены зоны радиоактивного загрязнения, согласно которой действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Статьей 28.1 Закона N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 34 Закона N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержден «Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
По населенным пунктам, относящимся к территории ФИО2, принято Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 106 «По отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения», согласно которого <адрес> относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля вследствие Чернобыльской катастрофы, что отражено в выданной истцу справке (л.д. 27).
Не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела, что на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 проживала <адрес>, который постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 106 был отнесен к «зоне усиленного радиоэкологического контроля». Также не оспаривается ответчиком и подтверждается письмом истцу ФИО1, из Домодедовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что указанная зона в соответствии с Законом Российской Федерации N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из Письма Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 497) следует, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>, Туркменистан, <адрес>, ФИО2) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. Порядок пенсионного обеспечения, изложенный в настоящем письме, распространяется на граждан, постоянно проживающих (зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке) на территории России или признанных в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и ФИО2, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Статьей 5 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Статьей 11 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Статьей 13 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.
При таких обстоятельствах, по делу следует, что у истца имеются все необходимые для надлежащего пенсионного обеспечения документы.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, не опровергают выводы суда. Отказ в назначении пенсии, в том числе по тому основанию, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживавшим на территории ФИО2, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании документов, выданных уполномоченными органами ФИО2 и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этого государства, судом оценивается как несостоятельный.
Представленные истцом документы, свидетельствуют о зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подтверждают отнесение к категории лиц с льготным социально-экономическим статусом и дают право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 28.1, 34, 49 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В силу ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при обращении истца к ответчику, согласно ст. 34 ст. 34 Закона N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ истец имела право на уменьшение возраста выхода на пенсию, в связи с чем, соответствующая пенсия истцу в данном случае должна быть назначена с момента возникновения права на ее досрочное назначение, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по льготным основаниям в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московской областной суд через Домодедовский городской суд в месячный срок со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья П.П. Рытов
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.