УИД 59RS0027-01-2022-001621-89
Дело № 33-8181/2022 (№ 2-1336/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе председательствующего Лапухиной Е.А.
судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,
при секретаре Леоновой О.Г.
рассмотрела в городе Перми 24 августа 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФСИН России, ФКУ «ИК № ** ГУФСИН России по Пермскому краю» на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 3 июня 2022 года, которым постановлено:
«Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № ** Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно:
привести камеры ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, расположенные в здании, имеющем кадастровый номер ** на основании свидетельства о регистрации от 02.02.2013 № **, инвентарный номер **, в соответствие с требованиями приказа Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», СП 2.1.3678-20, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно:
- оборудовать камеры ШИЗО/ПКТ приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением;
- привести освещение камер ШИЗО/ПКТ в нормативное состояние в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативны и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - освещенностью не менее 150 лк (люкс);
- произвести ремонт камер ШИЗО/ПКТ №№ 1, 2, 4, 5, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 34, 36, 38, 39, 40, 42, а именно покраску стен и потолков, в камерах 12, 14, 15, 40, 42 произвести замену санузлов (чаш «Генуя»);
обязать Федеральную службу исполнения наказаний в двенадцатимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю, расположенных в здании, имеющем кадастровый номер ** на основании свидетельства о регистрации от 02.02.2013 № **, инвентарный номер **, в соответствие с требованиями приказа Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», СП 2.1.3678-20, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения представителя истца Кузнецовой С.Н., представителя ответчиков Бабушкина А.О., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Пермская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее – ФКУ ИК-40), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее – ГУ ФСИН по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) о понуждении к выполнению законных требований в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Требования мотивированы тем, что Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в результате проведенной 25.02.2022 проверки, выявлено несоблюдение ФКУ ИК-40 требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части обеспечения надлежащих медико-санитарных условий для осужденных, содержащихся в помещениях штрафного изолятора исправительного учреждения: в помещениях ШИЗО и ПКТ установлено наличие дефектов внутренней отделки стен и потолков в камерах № 1, 2, 4, 5, 10, 12, 14-18, 34, 36, 38-40, в камерах №10, 12, 15, 17, 19, 42 установлено наличие дефектов пола, в камере 12, 14, 15, 40, 42 состояние санитарного узла не удовлетворительное, имеются дефекты внутренней отделки, параметры искусственного освещения в камерах ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-40 не соответствуют требованиям санитарного законодательства, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением; в помещениях ШИЗО/ПКТ циркуляция воздуха не организована в соответствии с требованиями, параметры микроклимата (относительная влажность) в камерных помещениях не соответствует требованиям санитарного законодательства. Выявленные нарушения затрагивают основные цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, в части исправления осужденных, регулирования порядка и условий отбывания наказания, охране основных прав и законных интересов осужденных, в том числе создание нормальных медико-санитарных условий отбывания наказания и соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Прокурор просил возложить на ответчиков в соответствии с компетенцией каждого из них обязанность в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести камеры ШИЗО/ПКТ в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от 20.10.217 № 1454/пр, СП 2.1.3678-20, СанПиН 1.2.3685-21; оборудовать их приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением; привезти освещение камер в нормативное состояние; произвести ремонт камер, а также обязать ФСИН России в 12-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов ФКУ ИК-40.
Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель ответчиков с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчики ФСИН России и ФКУ ИК-40 просят решение отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального права. В жалобе заявитель указывает на то, что ФКУ ИК-40 является казенным учреждением, финансируемым за счет бюджета Российской Федерации, которым были приняты все возможные меры по получению финансирования. Также ссылается, что в иске не указано, какие права осужденных нарушены выявленными в ходе проверке дефектами, не приведены правовые основания требований о замене санитарно-технического оборудования, находящегося в исправном состоянии и выполняющих свое функциональное назначение, требования об устройстве приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением являются необоснованными, учитывая год постройки здания и действующие на тот момент строительные нормы и правила. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования ограничивает права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение отнесенных к его компетенции вопросов и нарушает принцип разделения властей.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. В судебном заседании представитель ответчиков Бабушкин А.О. на доводах жалобы настаивал, прокурор Пермской краевой прокуратуры Кузнецова С.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Статья 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», пунктом 2.7 которых установлено, что покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 24.02.2022 проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства Российской федерации о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Из докладной записки помощника прокурора по результатам проверки от 28.02.2022, с учетом протокола санитарно-эпидемиологического обследования от 25.02.2022 врача по общей гигиене ООСЭН филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, участвовавшего в проверке, следует, что на момент проверки, при осуществлении деятельности ФКУ ИК № 40 ГУФСИН России по Пермскому краю не соблюдались требования уголовно-исполнительного законодательства и законодательства Российской федерации о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения.
В частности, в камерах ШИЗО и ПКТ выявлены дефекты: внутренней отделки стен и потолка в камерах № 1, 2, 4, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 36, 39, 40; внутренней отделки стен в камерах № 34, 38; внутренней отделки потолка в камерах № 5, 10, 15; пола в камерах № 10, 12, 15, 17, 19, 42; отсутствует дверца в санитарном узле в камерах № 4, 9, 34, 41; не удовлетворительное состояние санитарного узла и дефекты его внутренней отделки в камерах № 12, 14, 15, 40, 42; на полу душевой дефекты в виде сколов плиточного покрытия.
Кроме того, в камерных помещениях ШИЗО/ПКТ параметры микроклимата (относительная влажность) не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: относительная влажность не соответствует в 42,8 % замеров; параметры искусственного освещения не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в 100 % замеров.
Из содержания ответа на представление прокурора об устранении выявленных нарушений, внесенного 28.05.2021 и 25.10.2021 начальнику ФКУ ИК-40, следует, что с сотрудниками проведены дополнительные занятия по вопросам исполнения должностных обязанностей, знаний нормативных правовых актов, требования УИК РФ, на устранение выявленных нарушений требований санитарного законодательства РФ требуется бюджетное финансирование, заявки на выделение денежных средств, строительных материалов направлены в ГУФСИН России по Пермскому краю. В ГУФСИН России по Пермскому краю неоднократно направлялись письма о необходимости предоставления финансирования для устранения выявленных нарушений, доведенные лимиты денежных средств не достаточны для устранения выявленных нарушений.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.03.2022 № 12 ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Разрешая исковые требования, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 2, 18, 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 10, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку установлены нарушения требований действующего санитарного законодательства при выполнении возложенных на ответчика уставных задач по созданию осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов, бездействие ФКУ ИК-40 по устранению выявленных нарушений признано незаконным.
При этом суд согласился с тем, что срок 1 год 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным для устранения ответчиками выявленных нарушений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Факт наличия выявленных в ходе проведенной 24.02.2022 проверки нарушений действующего санитарного законодательства, подтвержден материалами дела.
Довод апелляционной жалобы ответчиков об отсутствии в иске ссылки на то, какие права осужденных были нарушены выявленными в ходе проверки дефектами, судебной коллегией не принимается.
Как указано в исковом заявлении, согласно положениям статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С учетом того что указанный Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (преамбула), несоблюдение возложенных законом на учреждения, исполняющие наказания, обязанностей по выполнению установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, таким образом нарушает права осужденных на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Также судебная коллегия признает несостоятельными доводы жалобы о необоснованности возложения на ответчика обязанности по замене санитарно-технического оборудования, поскольку доказательств отсутствия дефектов и повреждений санитарного узла стороной ответчиков не представлено, тогда как в ходе проверки, проведенной прокуратурой с участием специалиста – врача по общей гигиене ООСЭН филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, были установлены неудовлетворительное состояние санитарного узла, дефекты его внутренней отделки.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о несогласии с заявленными требованиями об устройстве приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением.
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр утвержден и введен в действие "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)".
Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (п. 1.1).
В помещениях зданий ИУ в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением (п. 19.3.5 СП 308.1325800.2017).
Пунктом 19.3.6 СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:
- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;
- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
Учитывая вышеуказанные положения СП 308.1325800.2017, в том числе пункт 1.1, факт постройки здания ШИЗО-ПКТ в 1983 году не является препятствием для устранения нарушений прав осужденных в части несоответствия помещений действующим в настоящее время техническим требованиям.
ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом и осуществляет деятельность в соответствии с Уставом о федеральном казенном учреждении. Исходя из материалов дела, здание ШИЗО ПКТ находится на праве оперативного управления ФКУ ИК-40, содержится за счет средств Федерального бюджета, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю.
В этой связи судом сделан обоснованный вывод о возложении на ФКУ ИК-40 обязанности устранить выявленные нарушения. При этом то обстоятельство, что имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, не освобождает учреждение от обязанности по его содержанию в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в целях эксплуатации.
Судом проверялся довод ответчика, содержащийся также в апелляционной жалобе об ограничении прав ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение отнесенных к его компетенции вопросов.
ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, обязана для исполнения возложенных на нее полномочий решать вопросы, связанные с увеличением объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом потребностей.
Права осужденных, в том числе отбывающих наказание в ФКУ ИК-40, на соблюдение санитарно-гигиенических требований не должны ставиться в зависимость от наличия денежных средств, администрация ФКУ ИК-40 обязана соблюдать указанные права.
Следует отметить, что данных о том, что ФКУ ИК-40 ведет приносящую доход деятельность и имеет денежные средства, которые могли бы быть использованы учреждением для самостоятельного проведения работ по устранению выявленных нарушений, не имеется.
Таким образом, при возложении обязанности по устранению выявленных в ходе проверке нарушений на учреждение, в отсутствие обязанности ФСИН России по обеспечению финансирования таких работ, исполнение решения суда существенным становится фактически неисполнимым, что противоречит принципам гражданского судопроизводства.
Доводы представителя ответчиков о том, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования ограничивает права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение отнесенных к его компетенции вопросов и нарушает принцип разделения властей, не могут быть признаны обоснованными, поскольку вынесение решения судом по основаниям предъявленного искового заявления обусловлено необходимостью устранения нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также устранением нарушений прав осужденных.
Вопреки утверждению заявителя жалобы суд не вмешивался в хозяйственную деятельность органа исполнительной власти, не определял ни размер финансирования, ни его сроки, ни порядок выделения средств, указав лишь на организацию финансирования в случае недостаточности денежных средств у казенного учреждения. Обратное приведет к нарушению прав осужденных лиц, которым государство обязано обеспечить условия отбытия наказания, отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья. Выявленные нарушения существенным образом отражаются на санитарном состоянии камер ШИЗО/ПКТ, и, как следствие, ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие осужденных, отбывающих наказание в учреждении.
Изложенные в суде апелляционной инстанции доводы представителя ответчиков на то, что финансирование учреждения в настоящие время ведется в полном объеме, в связи с чем суд неправомерно возложил на ФСИН России обязанность по финансированию устранения выявленных в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю нарушений санитарных норм и правил, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку не опровергают выводов суда по существу разрешения спора на момент его рассмотрения.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Нарушений норм материального, процессуального права при разрешении настоящего спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 3 июня 2022 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ФСИН России, ФКУ «ИК № 40 ГУФСИН России по Пермскому краю», оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий - подпись
Судьи – подписи