Решение по делу № 2-538/2023 (2-2874/2022;) от 16.11.2022

Дело №2-538/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2023 года                                         город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                                      Казацкого В.В.,

при секретаре                                                                 Окуневой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Яхонтовой В. И., третьи лица: ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство города Севастополя, Бабенко Е. П. о признании права собственности на земельные участки -

установил:

Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 490 кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ш. Фиолентовское, <адрес>, и на земельный участок площадью 510 кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ш. Фиолентовское, <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что спорные земельные участки переданы из собственности города Севастополя в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность». Земельный участок военного городка , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), поставлен на государственный кадастровый учёт как ранее учтённый, ему присвоен кадастровый , категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для обслуживания административно-технической зоны». При осмотре имущественного комплекса военного городка истцом выявлено пересечение границ земельных участков, принадлежащих истцу и ответчику. Границы спорных земельных участков, принадлежащих ответчику, на местности не определены. Истец полагает, что спорные земельные участки выбыли из государственной собственности и перешли в собственность ответчика вопреки требованиям законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель истца, также являющийся представителем третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, в судебном заседании поддержал иск по основаниям, в нем изложенным, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в связи с их необоснованностью.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 ГПК Российской Федерации).

Согласно ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Судом установлено, что на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт на право постоянного пользования землёй II-КМ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), площадью 5,8289 га, передан в постоянное пользование войсковой части 10158 Министерства обороны Украины.

Согласно распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» недвижимое имущество военного городка , расположенное по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова, в количестве 11 зданий и сооружений, а также земельный участок площадью 5,8289 га, безвозмездно переданы из собственности города Севастополя в федеральную собственность, что подтверждается актом приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), площадью 58289 +/- 1 кв. м, поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый . Объект недвижимости имеет статус «актуальный, ранее учтенный», категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обслуживания административно-технической зоны. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Врио начальника ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений», на земельный участок военного городка площадью 5,8289 га имеется полное наложение 18 земельных участков третьих лиц, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами , правообладателем которых является Яхонтова В.И.

Как усматривается из мотивов иска, спорные земельные участки незаконно образованы за счет части земельного участка, предоставленного войсковой части 10158 Министерства обороны Украины в постоянное пользование, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно статье 4 ГК Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона №46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Постановлением Правительства города Севастополя №202 от 07 августа 2014 года утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Положениями статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (в редакции от 11.06.2019, действовавшей на момент образования спорного земельного участка) предусмотрено право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, которое осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Согласно статье 77 Земельного Кодекса Украины земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.

В соответствии со ст. 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», войсковым частям для выполнения возложенных на них функций, земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяются Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, согласно части 3 ст. 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», размеры земельных участков необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.

Приказом Министра обороны Украины №234 от 21 апреля 2005 года внесены изменения в Положение о порядке предоставления в пользования земель для нужд Вооруженных сил Украины. В частности, пунктом 44 заместителю Министра обороны Украины предоставлено право на изъятие земельных участков, которые не используются Вооруженными силами Украины, площадью до 50 га, а также на передачу земельных участков органам местного самоуправления.

В протоколе №11 от 08 декабря 2005 года заседания Комиссии по вопросам использования имущественных комплексов, другого недвижимого войскового имущества и земель обороны, которые высвобождаются в ходе реформирования Вооруженных сил Украины, под номером 10 указан земельный участок военного городка , площадью 2,1 га, расположенный в городе Севастополе.

Рассмотрев письмо Крымского территориального квартирно-эксплуатационного управления Министерства бороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении права постоянного пользования и передаче в земли города, план земельных участков, подлежащих передаче в земли города, акт обследования земельного участка Комиссии по приему-передаче земельных участков от Севастопольской КЭЧ (морской) по вопросам перевода земельных участков из категории земель обороны в земли запаса от ДД.ММ.ГГГГ, решением XIV сессии Севастопольского городского Совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении Севастопольской КЭЧ (морской) права постоянного пользования земельным участком площадью 2,1000 га в <адрес>, м. Фиолент (Лермонтова дача), предоставленного войсковой части А1497 (10158) Министерства обороны Украины для размещения и постоянной деятельности военного городка » прекращено Севастопольской квартирно-эксплуатационной части (морской) право постоянного пользования частью земельного участка общей площадью 2,1000 га, в том числе: земельный участок площадью 1,0000 га и земельный участок площадью 1,1000 га, расположенных в <адрес>, м. Фиолент (Лермонтова дача), предоставленных войсковой части А1497 (10158) Министерства обороны Украины для размещения и постоянной деятельности военного городка .

Пунктом 2.1 данного решения на Севастопольскую КЭЧ возложена обязанность в двухмесячный срок представить в Главное управление Госкомзема в г. Севастополе государственный акт на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , для внесения соответствующих изменений.

Земельный участок площадью 2,1 га передан Севастопольскому городскому Совета по акту приема-передачи в установленном порядке (пункт 2.2 вышеуказанного решения Севастопольского городского Совета).

В соответствии с письмом Главного управления Госкомзема в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 2,1 га, входивший в состав земель военного городка , расположенного в районе м. <адрес> (Лермонтова дача), на основании решения Министра обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ /з был исключён из учётных данных управления как земельный участок, относящийся к категории земель обороны.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части А3318 Ф.И.О обратился к начальнику Главного управления Государственного комитета по земельным ресурсам в г. Севастополе с просьбой выдать новый государственный акт на земельный участок площадью 3,73 га, поскольку первый экземпляр был утрачен в 2004 году.

Согласно акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок, расположенный в <адрес> м. Фиолент (Лермонтова дача) площадью 2,1 га Ялтинской КЭЧ района МО Украины передан Севастопольскому городскому главному управлению земельных ресурсов.

Из технической документации по землеустройству от 2011 года усматривается, что на основании заявления войсковой части А3318 Министерства обороны Украины инженером землеустроителем разработана техническая документация, на основании которой главным управлением земельных ресурсов в городе Севастополе земельному участку общей площадью 3,7306 га, присвоен кадастровый . Также вышеуказанной технической документацией определены каталоги координат граничных точек земельных участков и площадью 1,0000 га и 1,1000 га соответственно, подлежащих передаче в Севастопольский горсовет для вывода земельных участков из состава земель обороны Министерства обороны Украины (военный городок в районе Лермонтовой дачи).

В ходе выполнения работ по разработке технической документации на земельный участок площадью 3,7306 га, находящийся в пользовании войсковой части А3318 Министерства обороны Украины, проведено согласование границ участка со смежными землепользователями, границы земельного участка закреплены в натуре на местности межевыми знаками, которые переданы на сохранение командиру войсковой части А3318.

Таким образом, исходя из вышеизложенных установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что из первоначально предоставленного в постоянное пользование войсковой части 10158 Министерства обороны Украины земельного участка площадью 5,8289 га в установленном действовавшим на тот момент законодательством порядке были выделены 2 земельных участка общей площадью 2,1 га, которые переданы Севастопольскому городскому Совету.

Впоследствии правообладателем оставшейся части земельного участка площадью 3,7306 га были осуществлены действия, направленные на разработку технической документации, постановке участка на кадастровый учет и получение государственного акта на земельный участок площадью 3,7306 га с учетом площади земель, переданных в пользование Севастопольского городского совета.

Между тем, земельный участок военного городка , расположенного по адресу: г. Севастополь, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), был поставлен на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости с указанием площади 58289 кв. м. на основании копии утратившего силу государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего сведения о земельном участке без учета последующей передачи его части площадью 2,1 га в пользование Севастопольского городского Совета.

Также, как установлено судом в ходе рассмотрения дела, Управлением государственной регистрации и кадастра города Севастополя осуществлены действия по исправлению технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , в частности площадь участка изменена с 58289 кв. м. на 37306 кв. м., а также внесены сведения о ранее присвоенном кадастровом номере .

Таким образом, в настоящее время сведения о земельном участке военного городка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, внесены с учетом прекращения права пользования Севастопольской квартирно-эксплуатационной части на часть земельного участка площадью 2,1 га, впоследствии переданную Севастопольскому городскому Совету.

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 55 частью 3 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; признания права.

Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, испрашиваемого Бабенко Е.П. для индивидуального дачного строительства по <адрес>, 114/22, дано согласие Бабенко Е.П. на разработку проекта землеустройства по отводу вышеуказанного земельного участка.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ Бабенко Е.П. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 114/22, площадью 1000 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Бабенко Е.П. продала земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 114/22, площадью 1000 кв. м., Ф.И.О

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Ф.И.О продала земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 114/22, площадью 1000 кв. м., Яхонтовой В.И.

Впоследствии первоначальный земельный участок был разделен Яхонтовой В.И. на два земельных участка, которые поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости, а именно - земельный участок площадью 490 кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ш. Фиолентовское, <адрес>, и земельный участок площадью 510 кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ш. Фиолентовское, <адрес>.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

На основании ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальным органом.

Юридически значимым обстоятельством по данному спору является анализ предоставленных письменных доказательств, в том числе подготовленных уполномоченными органами власти документов, относительно смежной границы земельных участков истцов и ответчиков на местности и соответствие указанных сведений координатам характерных точек и линейных размеров земельного участка, содержащихся в ЕГРН.

Согласно ч. 8 ст. 22 ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно ч. 10 ст. 22 ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно сведений Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, право собственности Яхонтовой В.И. на спорные земельные участки ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на основании вышеуказанного договора купли-продажи.

Как следует из заключения специалиста №5289-Б от 17.04.2023 года, выполненного ООО «Офкадин»:

- границы земельного участка кн , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв. м. (земельные участки с кадастровыми номерами и после раздела) согласно проекта землеустройства 2009 года и согласно сведениям ЕГРН не накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь, <адрес>, мыс Лермонтова (Лермонтова дача), согласно технической документации 2011 года после выведения из состава земель Минобороны и передаче Севастопольскому городскому совету земельных участков и ;

- земельный участок с кн , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> площадью 1000 кв. м. (земельные участки с кадастровыми номерами и 91:01:006001:1582 после раздела) полностью расположен в границах земельного участка , выведенного из состава земель Министерства обороны и переданного Севастопольскому городскому совету согласно решения 14 сессии Севастопольского городского совета 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ .

Заключение специалиста соответствует положениям ст. 55 ГПК РФ, принимается судом в качестве доказательства, соответствующего требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60, 67 ГПК РФ).

Проанализировав содержание заключения специалиста, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. В обоснование сделанных выводов специалист приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации, образовании специалиста.

Доказательств ошибочности представленного заключения специалиста суду не представлено, в связи с чем при разрешении заявленных исковых требований суд принимает во внимание вышеуказанное заключение специалиста ООО «Офкадин» в качестве относимого и допустимого доказательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что земельные участки ответчика как на момент предоставления их предыдущему собственнику права на разработку технической документации, так и на момент их образования и предоставления на праве собственности не входили в состав военного городка .

Право собственности первоначального владельца земельного участка Бабенко Е.П. возникло на основании актов государственного органа Украины и Российской Федерации, уполномоченных на образование и предоставление земельных участков в собственность, в последующем на основании договоров купли-продажи право собственности последовательно перешло к Ф.И.О и ответчику Яхонтовой В.И.

В силу положений ст. 210 ГПК РФ собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что в свою очередь, предполагает должное оформление своего права (регистрацию) и его защиту.

При вышеуказанных обстоятельствах расценивать поведение ответчика, а также первоначального правообладателя спорного земельного участка в данном случае как противоправное и недобросовестное, по мнению суда, оснований не имеется.

Ссылки истца на то, что при образовании земельных участков ответчика была нарушена процедура их передачи в собственность, судом отклоняются как необоснованные. Решение о передаче части земельного участка военного городка Севастопольскому городскому Совету принято уполномоченным должностным лицом, в последующем войсковой частью совершены действия по разработке технической документации, постановке на кадастровый учет и регистрации права на земельный участок площадью 3,7306 га.

Кроме того, ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка в случае подтверждения данного обстоятельства, допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.

В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).

До 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).

Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее Закон N 46-ЗС).

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС (редакция, действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС (редакция, действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Во исполнение пункта 3 статьи 7 Закона N 46-ЗС Правительством Севастополя принято постановление от 25.07.2014 № "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права", которым к таким документам отнесен, в частности, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Частью 1 статьи 8 Закона № 46-ЗС установлено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 221-ФЗ.

При этом спорный земельный участок уже признан объектом недвижимости, поставлен на кадастровый учет.

Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.08.2019 года № 7395-РДЗ о передаче в собственность земельного участка правопредшественнику ответчика является действующим, никем не оспорено и не отменено.

Частью 1 статьи 131 ГК Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Частью 5 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).

Между тем, в нарушение вышеуказанных требований закона истцом не представлено каких-либо доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, свидетельствующих об образовании спорных земельных участков из земель обороны, находившихся в постоянном пользовании или собственности войсковой части Министерства обороны Украины или Министерства обороны Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования о признании права собственности на спорные земельные участки являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 301 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

    Частью 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено: если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

    Поскольку добросовестное приобретение в смысле статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество, последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация) (пункт 3.1).

Из приведенных положений закона и актов его толкования следует, что зарегистрированное право собственности лица, владеющего имуществом, приобретенным по сделке не у истца, а у другого лица, может быть оспорено истцом путем истребования этого имущества по основаниям, предусмотренным статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, с установлением всех необходимых для этого обстоятельств, в том числе связанных с защитой прав добросовестного приобретателя, и с соответствующим распределением обязанностей по доказыванию.

Учитывая вышеизложенные нормы права и их официальные разъяснения, суд полагает, что заявленный истцом способ защиты права в виде признания права собственности на земельный участок, по мнению Министерства обороны Российской Федерации, образованный с нарушением требований действовавшего законодательства, является ненадлежащим способом защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного суд приходит к убеждению, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований– отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2023 года.

Судья                                                                 В.В.Казацкий

2-538/2023 (2-2874/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Яхонтова Виктория Ивановна
Другие
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Правительство города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Бабенко Елена Павловна
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2022Передача материалов судье
16.11.2022Запрошены идентификаторы ответчика (п.3 ч.1 ст.131 ГПК РФ)
20.12.2022Получен(ы) идентификатор(ы) ответчика
20.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее