Административное дело № 2а-880/099-2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Курск 24 июля 2018 года
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Иноземцева О.В.,
при секретаре Бушиной Н.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области к Коптеву Олегу Вячеславовичу о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по уплате налогов и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Курской области обратилась в Курский районный суд Курской области с административным иском к Коптеву О.В. о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по уплате налогов и пени, в обоснование указав, что Коптев О.В. ИНН <данные изъяты> с <данные изъяты> года состоит на учете физического лица в Межрайонный ИФНС России №5 по Курской области.
Коптев О.В. является плательщиком: земельного налога с физических лиц (<данные изъяты>), земельного налога с физических лиц (<данные изъяты>) и налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (<данные изъяты>).
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Согласно справке о состоянии расчетов ответчик имеет задолженность перед бюджетом:
по земельному налогу с физических лиц <данные изъяты>) в сумме 713 рублей 94 копейки (недоимка в сумме 713 рублей 94 копейки возникла в результате начисления за 2015 год, требования об уплате недоимки не выставлялись, в судебном порядке суммы задолженности не взыскивались);
по пени по земельному налогу с физических лиц (<данные изъяты>) в сумме 121 рубль 78 копеек (недоимка в сумме 121 рубль 78 копеек возникла в результате начисления: 112 рублей 08 копеек за период с 02.12.2016 года по 24.05.2018 года, 09 рублей 70 копеек за период с 02.12.2017 года по 11.02.2018 года, требования об уплате недоимки не выставлялись, в судебном порядке суммы задолженности не взыскивались);
по пени по земельному налогу с физических лиц <данные изъяты>) в сумме 1712 рублей 54 копейки (недоимка в сумме 1712 рублей 54 копейки возникла в результате начисления за период с 01.12.2015 года по 24.05.2018 года, требования об уплате недоимки не выставлялись, в судебном порядке суммы задолженности не взыскивались);
по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО <данные изъяты>) в сумме 3608 рублей 00 копеек (недоимка в сумме 3 608 рублей 00 копеек возникла в результате начисления за 2015 год, требования об уплате недоимки не выставлялись, в судебном порядке суммы задолженности не взыскивались);
пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО <данные изъяты>) в сумме 853 рубля 21 копейку (недоимка в сумме 853 рубля 21 копейка возникла в результате начисления в сумме 566 рублей 38 копеек за период с 02.12.2016 года по 24.05.2018 год, в сумме 286 рублей 83 копейки за период с 01.12.2015 года по 26.03.2017 года, требования об уплате недоимки не выставлялись, в судебном порядке суммы задолженности не взыскивались).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Оснований для прекращения обязанностей по уплате налога, сбора, пени и штрафов, взимаемых с налогоплательщика, не имеется.
Срок обращения в суд инспекцией пропущен. Просят восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления; взыскать с Коптева Олега Вячеславовича в доход бюджета задолженность по земельному налогу с физических лиц (<данные изъяты>) в сумме 713 рублей 94 копейки; по пени по земельному налогу с физических лиц (<данные изъяты>) в сумме 121 рубль 78 копеек; по пени по земельному налогу с физических лиц (<данные изъяты>) в сумме 1712 рублей 54 копейки; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО <данные изъяты>) в сумме 3608 рублей 00 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО <данные изъяты>) в сумме 853 рубля 21 копейку.
В судебное заседание административный истец - Межрайонная ИФНС России № 5 по Курской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, месте, времени слушания дела, своего представителя не направил, обратившись к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Коптев О.В., будучи надлежащим образом извещенным о дне, месте, времени слушания дела, в судебное заседание не явился, согласно заявления, содержащегося в письменном отзыве, просит в удовлетворении исковых требований отказать, административное исковое заявление подано заявителем спустя 1 год 7 месяцев с момента истечения срока исполнения обязанности по уплате налога. Довод заявителя о том, что срок пропущен по причине передачи учетных данных налогоплательщика из другого налогового органа считает несостоятельным, так как согласно его паспорту 27.09.2016 года он был снят с регистрационного учета по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы, д.123 и поставлен на регистрационный учет 12.11.2016 года по адресу: Курский район, д.Еськово, д.48.
Проверив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 1 части 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
По смыслу ч.1 ст. 45, ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 1, 3 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Такой же порядок применяется и в отношении пени.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).
В силу с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой сумм налога инспекцией в адрес ответчика на основании ст. 69 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Согласно справке о состоянии расчетов ответчик имеет задолженность перед бюджетом:
по земельному налогу с физических лиц (<данные изъяты>) в сумме 713 рублей 94 копейки;
по пени по земельному налогу с физических лиц (<данные изъяты>) в сумме 121 рубль 78 копеек;
по пени по земельному налогу с физических лиц (<данные изъяты>) в сумме 1712 рублей 54 копейки;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО <данные изъяты>) в сумме 3608 рублей 00 копеек;
пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО <данные изъяты>) в сумме 853 рубля 21 копейку.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом.
В судебном заседании установлено, что административное исковое заявление подано административным истцом 06 июля 2018 года, т.е. с пропуском срока, установленного для подачи административного искового заявления.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени административный истец в суд не обращался, доказательств обратного суду не представлено.
Указание в административном иске на то, что срок для подачи рассматриваемого иска был пропущен и просят восстановить его в связи с отсутствием иных возможностей взыскания данной задолженности, не может быть признан уважительной причиной, поскольку инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать правила обращения с иском в суд. Других уважительных причин пропуска срока для предъявления административного искового заявления в суд заявлено не было, доказательств уважительности пропуска срока не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении указанного срока не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований суд считает необходимым отказать в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с настоящим иском.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 138, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области к Коптеву Олегу Вячеславовичу о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по уплате налогов и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В. Иноземцев