Дело №а-1059/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 04 августа 2016 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Сандаковой С.Ц.,
с участием заместителя прокурора <адрес> РБ М.Т.С.,
при секретаре Дугаровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Б.А.Л. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «<адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Б.А.Л. обратился в суд с вышеназванным административным иском.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение о регистрации кандидатом на должность главы МО «<адрес>» Б.А.Л. ДД.ММ.ГГГГ решением ТИК МО «<адрес>» Б.Б.Д. зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «<адрес>». Считает указанное решение незаконным, т.к. в заявлении Б.Б.Д. указал, что работает на военной службе по контракту, в/ч № командир <данные изъяты>, при этом он приобщил справку, в которой его имя и отчество записаны неправильно, позже его представитель Лукьянчук представил исправленную справку с указанием правильных данных. Документ, подтверждающий нахождение Б.Б.Д. на военной службе, представлен в ТИК МО «<адрес>» не лично им, как того требует Закон, а его представителем Л.А.В. Также в первом финансовом отчете, в учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата от ДД.ММ.ГГГГ в разделе II «Возвращено денежных средств избирательный фонд (в т.ч. ошибочно перечисленных, неиспользованных) в столбце 1 «дата возврата средств на счет» указано ДД.ММ.ГГГГ; в столбце 3 «шифр строки финансового отчета» указан шифр 270; в столбце 4 «возвращено средств на счет» указано 2500 руб., тогда как в строке 5 отчета остаток средств фонда на дату сдачи отчета (шифр 300) указан в сумме всего лишь 95 руб., вместо 2595 руб., с учетом 2500 руб., которые были возвращены на счет ДД.ММ.ГГГГ В выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в ТИК в подтверждение остатка на счете на дату сдачи отчета значится остаток в сумме 95 руб. Таким образом, первый финансовый отчет, представленный для регистрации Б.Б.Д., содержит недостоверные сведения об остатке на специальном избирательном счете. Кроме того, первый финансовый отчет содержит в сроке 3.7 недостоверные сведения о расходах из избирательного фонда кандидата Б.Б.Д. на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ по договорам, шифр строки 270, на сумму 2500 руб. Фактически расходы в сумме 2500 руб. произведены не были, что следует из раздела IV учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, где указана только одна расходная операция от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление подписных листов на сумму 105 руб. со ссылкой на шифр строки финансового отчета 200, эта же сумма 105 руб. значится в итоговой строке раздела IV учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Просит признать незаконным решение ответчика о регистрации Б.Б.Д.
В судебном заседании административный истец Б.А.Л. отсутствовал, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель административного истца Я.В.В. иск поддержала в полном объеме по тем доводам, которые в нем изложены. Также представила суду дополнение к иску, указав, что 10 подписей кандидата в подписных листах являются недействительными по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п.8 ст.25 Закона РБ - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; п.п.3 п.8 ст. 25 - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Решением территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено количество подписей, необходимых для регистрации - 94 подписи, также было установлено предельное количество подписей, представляемых для регистрации - 103 подписи. Таким образом, с учетом недействительности 10 подписей избирателей, достоверных подписей в подписных листах в поддержку Б.Б.Д. остается 91 подпись (101 достоверных подписей в итоговом протоколе - 10 недействительных подписей = 91 достоверная подпись), данного количества недостаточно для регистрации в качестве кандидата на должность главы МО «<адрес>». Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика М.О.О. с иском не согласилась, представила суду письменное возражение, согласно которому на основании ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о выдвижении кандидата, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Кандидат Б.Б.Д. в соответствии с вышеуказанной статьей представил в ТИК МО «<адрес>» соответствующие документы для выдвижения, в том числе справку с места работы (службы). 11.07.2016г. Б.Б.Д. были представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы. Заседание по вопросу регистрации было назначено на 18.07.2016г., 13.07.2016г. от Б.Б.Д. (вх. №) были представлены сведения об изменениях в данных о кандидате. Никакой справки ДД.ММ.ГГГГ от Л.А.В., члена комиссии с правом совещательного голоса ТИК не принимала. Согласно требованиям п.3 ст.47 закона РБ «О выборах главы муниципального образования в <адрес>», кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет, а также учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Остаток средств фонда на дату сдачи отчета заверяется банковской справкой (выпиской из лицевого счета кандидата). Данный отчет кандидатом был представлен, кроме того, были представлены пояснительная записка к финансовому отчету, где подробно расписано о движении средств по фонду кандидата. Считает, что при регистрации кандидата Б.Б.Д. комиссия вынесла правильное решение.
В судебном заседании заинтересованное лицо Б.Б.Д. отсутствовал, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Л.А.В. просил в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, пояснив, что его доверителем представлены в ТИК документы в соответствии с требованиями законодательства.
Прокурор М.Т.С. дала заключение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что административным истцом не представлено доказательств того, что справка по основному месту работы Б.Б.Д. была предоставлена не лично кандидатом. Согласно журналу входящей корреспонденции ТИК, имеется запись за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым дополнительно представлен документ об основном месте работы и службы на занимаемой должности на 1 л. Первый финансовый отчет кандидата предоставлен, все последующие движения по счету будут в пояснительных записках предоставлены. Что касается сведений по 10 избирателям, полученным из ТП УФМС, также полагает, что существенных нарушений федерального законодательства в части указания адреса места жительства избирателей, а именно гпп., гп пос. и т.д. не имеется.
Выслушав стороны, заключение прокурора, проверив материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно п.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. В ТИК МО «Баргузинский район» обратился Б.Б.Д.. с заявлением в порядке самовыдвижения на должность главы МО «Баргузинский район». Решением от 17.07.2016 г. №14 ТИК МО «Баргузинский район» Б.Б.Д. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО «<адрес>».
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 ст.33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. «б» ч. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ), вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: если законом на основании п.14.3 ст.35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно ч.5 указанной статьи закона, документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Согласно обозренного судом подтверждения от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК МО «<адрес>» приняла от кандидата Б.Б.Д. документы для регистрации, заверенные кандидатом, на 1 л. Также суду представлены копии журнала регистрации входящей и исходящей документации, согласно записи за № от ДД.ММ.ГГГГ, кандидатом Б.Б.Д. представлены сведения об изменении в данных о кандидате. Сведений о непредставлении документов лично Б.Б.Д. суду не представлено.
На основании п.5 ч.1 ст.25.2 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. №417-III, для регистрации кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования в т.ч. первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, когда избирательный фонд в порядке, установленном пунктом 2 статьи 44 настоящего Закона, кандидатом не создается).
В соответствии с представленным суду подтверждением о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ, Б.Б.Д. представлен первый финансовый отчет на 5 л., в том числе: отчет на 1 л., пояснительная записка на 1 л., учет поступления и расходования средств избирательного фонда, банковская выписка от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пояснительной записки, денежные средства в размере 2500 руб. не были израсходованы на дату представления отчета, о чем указано в учете поступления и расходования средств избирательного фонда и самом отчете, (строка 3.7. в разделе примечание) указывается информация о наличии пояснений по данной сумме денежных средств.
Таким образом, довод заявителя о том, что в той или иной строке утвержденной формы отчета содержатся обязательные требования по предоставлению справки из банка на дату сдачи отчета не находят своего законодательного подтверждения и следовательно, не могут повлечь отказ в отмене регистрации заинтересованного лица.
Представителем административного истца представлено дополнение к исковому заявлению, согласно которому истец считает, что заинтересованным лицом представлено недостаточное количество подписей.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п.5 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ, ст.3 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», в соответствии с которыми адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Написание в подписных листах наименования населенного пункта «гп пос. Усть-Баргузин», «гп п. Усть-Баргузин» без указания его статуса «пгт» или «пос.», не свидетельствуют о нарушении избирательного законодательства о форме подписного листа, о представлении неполных сведений о кандидате. Суд не усматривает в этом оснований для признания всех подписных листов недействительными.
Таким образом, суд, исследовав в судебном заседании материалы административного дела, изучив в судебном заседании подлинные подписные листы, представленные ТИК МО Баргузинский район, проанализировав положения п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, содержащего основания признания подписей избирателей недействительными, а также нормы, предусматривающей основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты (пп. "в.1" п.24 ст.38 названного Закона), приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Б.А.Л.
Руководствуясь статьями 175-180,244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Б.А.Л. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «<адрес>» оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления прокурором через Баргузинский районный суд РБ.
Судья С.Ц. Сандакова