Дело № 2-250/2018
Решение
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 25 сентября 2018 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Кленовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Прагмафарм» к наследственному имуществу Трофимовой Г.П., Головину С.И. о взыскании задолженности,
установил:
ООО «Прагмафарм» обратилось в суд с исковым заявлением к наследственному имуществу умершей Трофимовой Г.П. об определении круга наследников, состава и стоимости наследственного имущества, взыскании задолженности в размере 378242,64 рубля, расходов по оплате госпошлины в размере 6982,43 рубля, мотивируя свои требования тем, что в период осуществления Трофимовой Г.П. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя между истцом и Трофимовой Г.П. были заключены договоры поставки товара: № Трофимова Г.П. умерла *******. Задолженность за поставленный товар составила 378242,64 рубля.
На момент смерти Трофимовой Г.П. в помещении аптеки по адресу: <адрес>А, оставался товар (медикаменты), общая сумма которого неизвестна, истцу самостоятельно установить круг наследников умершей не представляется возможным.
Определением суда от 15.08.2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Головин С.И.
В судебное заседание представитель истца не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Головин С.И., привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено, что между ООО «Прагмафарм» и индивидуальным предпринимателем Трофимовой Г.П. были заключены договоры поставки товара № от *******, № №
Согласно справке о смерти Трофимова Г.П. умерла ******* в <адрес>.
В силу п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Из данной правовой нормы следует, что смерть должника влечет прекращение обязательства, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам должника или иным лицам, указанным в законе.
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из разъяснений, изложенных в п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при рассмотрении дел о взыскании долгов наследодателя судом могут быть разрешены вопросы признания наследников принявшими наследство, определения состава наследственного имущества и его стоимости, в пределах которой к наследникам перешли долги наследодателя, взыскания суммы задолженности с наследников в пределах стоимости перешедшего к каждому из них наследственного имущества и т.д.
Так, из материалов дела следует, что ******* открылось наследство после смерти Трофимовой Г.П. В наследственную массу вошли ее обязательства, возникающие из договоров поставки товаров.
Согласно материалам дела Трофимова Г.П. по день смерти была зарегистрирована и снята с учета по адресу: <адрес>., однако фактически проживала у сына Головина С.И. по адресу: <адрес>. Похороны Трофимовой Г.П. осуществлены ее сыном.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ******* жилое помещение и земельный участок по адресу: <адрес>, по праву общей долевой собственности принадлежат А.О.Н., А., А.
Из информации нотариуса нотариального округа «<адрес>», следует, что от наследников Трофимовой Г.П., умершей *******, заявления о принятии либо об отказе от наследства не поступали, наследственное дело не заведено.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что после смерти Трофимовой Г.П. имелось какое-либо конкретное наследственное имущество.
Так, в рамках рассмотрения дела судом направлялись запросы в различные организации Республики Алтай (Управление Росреестра по <адрес>, АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ», ОГИБДД ОМВД России по <адрес>), из которых следует, что у Трофимовой Г.П. отсутствует какое-либо движимое, недвижимое имущество.
Согласно справке из администрации Усть-Канского сельского поселения сведения о фактическом принятии наследства после смерти Трофимовой Г.Н. отсутствуют.
Таким образом, поскольку судом установлено, что наследственное имущество после смерти должника Трофимовой Г.П. отсутствует, то в силу приведенных выше положений закона обязательства по договорам поставки товаров прекращаются.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, расходов по оплате госпошлины в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ООО «Прагмафарм» к наследственному имуществу Трофимовой Г.П., Головину С.И. о взыскании задолженности в размере 378242,64 рубля, расходов по оплате госпошлины в размере 6982,43 рубля отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда принято 26 сентября 2018 года.
Судья С.А. Шадеева.