Решение по делу № 2-1914/2024 от 09.04.2024

Принято в окончательной форме 03.06.2024

(УИД)76RS0024-01-2024-001608-88

Дело № 2-1914/2024

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2024 года                                                                                             г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Огореловой А.И., с участием

старшего помощника прокурора г. Ярославля Шараповой А.В.

от ответчиков, третьих лиц – не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о возложении обязанностей,

установил:

Заместитель прокурора г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, в котором просил возложить на мэрию г. Ярославля обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объекты недвижимости (участки газопровода) – два подземных газопровода, протяженностью 14,1 м. и 24 м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Туговская у газораспределеительного пункта ГРП-29, в течение трех месяцев после постановки на учет участков газопроводов в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке не учет бесхозяйных недвижимых объектов, в ходе которой установлено, что на территории г. Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости (участки газопровода) - два подземных газопровода, протяженностью 14,1 м. и 24 м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Туговская у газораспределительного пункта ГРП-29. Указанные объекты не являются объектами муниципальной собственности городского округа город Ярославль, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатели или балансодержатели не определены. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено. Данные участки сети газоснабжения обеспечивают коммунальной услугой неопределенный круг лиц. Непринятие мер по обращению в орган осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан (многоквартирных домов, находящихся поблизости с указанными участками газопроводов). Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ярославля Шарапова А.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославляв судебном заседании не участвовал, уведомлен надлежаще.

Третьи лица КУМИ мэрии г. Ярославля, ДГХ мэрии г. Ярославля, Филиал АО «Газпром газораспределение Ярославль» в городе Ярославле в судебное заседание представителей не направили, уведомлены надлежаще.

Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что прокуратурой г. Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке не учет бесхозяйных недвижимых объектов, в ходе которой установлено, что на территории г. Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости (участки газопровода) - два подземных газопровода, протяженностью 14,1 м. и 24 м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Туговская у газораспределительного пункта ГРП-29. Указанные объекты не являются объектами муниципальной собственности городского округа город Ярославль, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатели или балансодержатели не определены. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено.

В соответствии c пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

                        Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и     распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1990 N 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 98 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города, организует в границах города электро-тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приложением к приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу пунктов 2.4, 2.5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805 (далее - Порядок), комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит объекты газораспределения и газопотребления (газопроводы, ШРП, ГРП и пр.) к категории опасных производственных объектов.

В силу требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №534) и иных нормативных технических документов в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов должен выполняться комплекс мероприятий, включающих систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание таких объектов в исправном и безопасном состоянии.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно ч. 3 ст. 5 указанного закона Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

По материалам дела установлено, что до настоящего времени мэрией города Ярославля не приняты какие-либо меры по постановке на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества указанных участков газопровода, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц на бесперебойное газоснабжение, препятствует их своевременному и качественному обслуживанию, защите от неправомерного захвата газовых сетей, а также принятию их в собственность.

Согласно сведениям Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Министерства имущественных отношений Ярославской области и КУМИ мэрии г. Ярославля объекты недвижимости (участки газопровода) – два подземных газопровода, протяженностью 14,1 м. и 24 м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Туговская у газораспределительного пункта ГРП-29, в реестрах федерального имущества, имущества, находящегося в собственности Ярославской области и г. Ярославля не значатся.

При таких обстоятельствах исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, на мэрию г.Ярославля суд возлагает обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости (участки газопровода) - два подземных газопровода, протяженностью 14,1 м. и 24 м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Туговская у газораспределительного пункта ГРП-29 и осуществить передачу указанных участков газопровода организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение трех месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.

При разрешении спора суд учитывает, что обязанность по постановке на учет в установленном порядке указанного имущества мэрией г.Ярославляне оспаривается, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГПК РФ).

С учетомобъема работ необходимых для исполнения возложенной на ответчика обязанности, их предполагаемой длительности и сложности, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения заявленный прокурором срок.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объектов недвижимости (участки газопровода) – два подземных газопровода, протяженностью 14,1 м. и 24 м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Туговская у газораспределительного пункта ГРП-29, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать мэрию г. Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет указанных участков газопровода в качестве бесхозяйных недвижимых объектов организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                   Е.М. Пестерева

2-1914/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора города Ярославля
Ответчики
Мэрия города Ярославля
Другие
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля
АО "Газпром газораспределение Ярославль"
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Пестерева Екатерина Михайловна
Дело на странице суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2024Передача материалов судье
11.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее