дело № 2-633/2024
УИД: 04RS0004-01-2024-001117-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при секретаре Шилкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации МО «Селенгинский район» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гусиноозерский межрайонный прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обращаясь в суд с вышеуказанным иском к Администрации МО «Селенгинский район», просит взыскать компенсацию морального вреда в пользу несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя Валеевой И.А. в размере 20 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной межрайонной прокуратурой проверки по факту участившихся случаев нападения собак на несовершеннолетних в г. Гусиноозерск установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> Республики Бурятия на детской площадке безнадзорные собаки (собаки без владельца) напали на несовершеннолетнего ФИО2, в результате чего одна безнадзорная собака нанесла последнему укус в область левого бедра, а также царапины на ноге. После нападения несовершеннолетний доставлен в ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ», где ему оказана медицинская помощь. У собак не имелось поводков, ошейников и намордников. При этом нападение собак не было вызвано поведением ФИО2, так как последний собак не злил, не дразнил, не играл с ними, находился со взрослым. В соответствии с Уставом МО «Селенгинский район» ответственность органов местного самоуправления пред физическими и юридическими лицами наступает в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При таких обстоятельствах именно Администрация несет ответственность за вред, причиненный безнадзорными животными несовершеннолетнему ФИО2 При определении размера вреда нанесенного ребенку, необходимо принимать во внимание тяжесть вреда здоровью, возраст пострадавшего, а также реальный вред, нанесенный психическому состоянию несовершеннолетнего ФИО2
В судебном заседании представитель истца по доверенности Салихов Р.Н. поддержал требования по доводам, указанным в исковом заявлении, суду пояснил, что в результате нападения собаки несовершеннолетнему ФИО2 были причинены физические и моральные страдания, вследствие чего имеет право на компенсацию морального вреда. Размер компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему в размере 20 000 руб. считает разумным, согласован с законным представителем несовершеннолетнего ФИО2 -Валеевой И.А. Просил удовлетворить в заявленном размере.
Представитель ответчика Администрации МО «Селенгинский район» Еранский Е.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, с размером морального вреда согласился.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 - Валеева И.А. в судебном заседании отсутствовала, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении лицу морального вреда, то есть физических или нравственных страданий, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Пунктом 32 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 № 1 также разъяснено, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, поэтому потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ) владельцем животного признается физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено другое.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Пунктами «б», «з» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном Обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (статья 3).
На основании статьи 17 Федеральным законом от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7, статьи 8 Федеральным законом от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 статьи 14.1 и пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях соответственно поселения, муниципального округа, городского округа.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1789 СанПиН 3.3686-21).
Статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ установлено, что за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В силу пункта 143 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Статьей 52 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Законом Республики Бурятия от 04.10.2019 № 581-VI «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в том числе по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных.
В связи с этим Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.12.2015 № 648 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из республиканского бюджета на осуществление передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Бурятия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» утвержден Порядка предоставления и расходования субвенций из республиканского бюджета на осуществление передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Бурятия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении Валеев М.В. и Валеева И.А. являются родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из материалов проверки КУСП № следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в дежурную часть ОМВД России по Селенгинскому району поступило сообщение от медицинского работника ЦРБ о том, что к ним за медицинской помощью обратился несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с диагнозом: <данные изъяты>
Из ответа ОМВД России по Селенгинскому району следует, что по факту нападения собак на несовершеннолетних детей материалы КУСП №№ направлены по подследственности в СУ СК.
Согласно акту судебно-медицинского исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, медицинской справки ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» № у ФИО2 имеется повреждение: <данные изъяты>, по своей тяжести расценивается как не причинившее вред здоровью.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 – Валеева И.А. просит Гусиноозерского межрайонного прокурора обратиться в суд с иском суд в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО2
Из объяснений законного представителя несовершеннолетнего ФИО2 – Валеевой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что ранее ДД.ММ.ГГГГ ее мать с детьми возвращалась домой, увидела 5-6 безнадзорных собак, без намордников, ошейников и поводков, которые находились в <адрес> №». Проходя мимо данного сквера собаки накинулись на ее сына ФИО2, от испуга он упал на землю, в этом время одна из собак накинулась на него, укусила в левое бедро, от чего он сразу заплакал и сильно закричал, после чего ее второй сын и бабушка закричали, также закричали мимо проходящие люди, от чего собаки убежали. После этого ее сына отправили в ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ», ребенку оказана медицинская помощь и отпущен домой. В настоящее время начал сильно бояться собак, при их виде пугается и думает, что его покусают проходящие мимо собаки, в том числе собаки с хозяевами.
В соответствии с ответом ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 был осмотрен фельдшером скорой медицинской помощи, доставлен в покой хирургического отделения, осмотрен педиатром, выставлен диагноз: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осматривался травматологом, назначено лечение, динамическое наблюдение, рекомендовано продолжить вакцинацию КОКАВ 1.0 мл п/к ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика пояснил и представил сведения о том, что Администрацией МО «Селенгинский район» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №, в соответствии с которым ИП ФИО7 оказывает услуги по выполнению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО «Селенгинский район», срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №, согласно которому ИП ФИО8 оказывает услуги по выполнению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО «Селенгинский район».
ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №, согласно которому ИП ФИО7 оказывает услуги по выполнению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО «Селенгинский район», срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа Администрации МО «Селенгинский район», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отлов безнадзорных животных не осуществлялся по причине не заключения на данный вид услуг муниципального контракта. Причиной отсутствия муниципального контракта явилось нежелание контрагентов заключать контракт.
Из материалов дела также следует, что в рамках проведенной в ДД.ММ.ГГГГ истцом проверки от ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» предоставлена информация о количестве пострадавших от укусов, в том числе уличных собак за период ДД.ММ.ГГГГ. Так, за ДД.ММ.ГГГГ от укусов уличных собак пострадало 9 взрослых и 3 несовершеннолетних ребенка, в том числе ФИО2
Изучив представленные доказательства, суд считает установленным, что мероприятия по обращению с животными без владельцев осуществляет Администрация МО «Селенгинский район», которая в случае неисполнения такого обязательства должна нести ответственность, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ являлась заказчиком по контрактам по оказанию услуг по осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории МО «Селенгинский район».
Поскольку органом местного самоуправления в ДД.ММ.ГГГГ не в полной мере проводились мероприятия в области обращения с животными без владельцев, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от ответственности.
Факт нападения безнадзорной собаки на несовершеннолетнего и причинение ему телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией МО «Селенгинский район» мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Бездействие администрации муниципального образования находятся в причинно-следственной связи с наступившими для несовершеннолетнего неблагоприятными последствиями.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Из материалов дела следует, что причинённый несовершеннолетнему потерпевшему моральный вред в данном случае заключается в его физических и нравственных страданиях, вызванных физической болью, негативными эмоциями от произошедших событий и наступивших неблагоприятных последствий. Следовательно, факт того, что несовершеннолетний ФИО2 реально испытывал и до сих пор испытывает нравственные страдания, является очевидным и нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
Поскольку в результате бездействия ответчика нападением и укусом собаки причинен моральный вред, учитывая характер и степень нравственных и физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями несовершеннолетнего, его возраст, степень вины ответчика, степень тяжести вреда, переживания ребенка после нападения собаки, его нахождение в состоянии повышенной тревожности и стресса, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд полагает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу законного представителя ФИО2 – Валеевой И.А. денежную сумму в размере 20 000 рублей в счёт компенсации морального вреда, причинённого в результате нападения бесхозяйной собаки, её несовершеннолетнему сыну.
По мнению суда, указанный размер компенсации морального вреда, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статья 21 Конституции Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 удовлетворить.
Взыскать с администрации МО «Селенгинский район» (ИНН 0318008354) в пользу ФИО1 (паспорт серии № №, выдан <адрес> <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ), действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.М. Фёдорова
Решение в окончательной форме принято 06 августа 2024.