№ 2-4187/17 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации20 сентября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Волощенко Р.О.,
с участием:
истца Мякушева Г.Г.,
представителя истца Мякушева Г.Г. по устному ходатайству Максимова Д.В.,
ответчицы Мякушевой Е.К.,
ответчицы Колесниковой Г.А.,
ответчика Колесникова Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мякушева Геннадия Григорьевича к Мякушевой Екатерине Константиновне, Колесниковой Галине Алексеевне, Колесникову Юрию Константиновичу о проведении государственной регистрации перехода права собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора дарения доли в праве собственности на жилое помещение (квартиру) от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Мякушев Г.Г. обратился в суд с иском к Мякушевой Е.К., Колесниковой Г.А. о признании права собственности на 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора дарения доли в праве собственности на жилое помещение (квартиру) от ДД.ММ.ГГГГ, оставшейся после смерти ФИО1, ссылаясь на то, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартиры в собственность Мякушеву Г.Г. и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: <адрес>; права на указанную квартиру зарегистрированы за Мякушевым Г.Г. и ФИО1 в соотношении 1/3 доля и 2/3 доли в праве, соответственно; по условиям договора дарения доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) от ДД.ММ.ГГГГ даритель ФИО1 безвозмездно передал в собственность одаряемому Мякушеву Г.Г., а одаряемый принимает в качестве дара долю, равную 2/3 в праве собственности на квартиру; согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением Управления Росреестра по Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права в отношении спорной квартиры приостановлена, в связи с непредставлением в регистрирующий орган заявления дарителя ФИО1 (л.д. 4-5).
Определением суда от 20 сентября 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Колесников Ю.К.
Определением суда от 20 сентября 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец изменил предмет иска и просил провести государственную регистрацию перехода права собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора дарения доли в праве собственности на жилое помещение (квартиру) от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Мякушев Г.Г. и его представитель поддержали уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчики Мякушева Е.К., Колесникова Г.А., Колесников Ю.К. не возражали против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Управление Росреестра по Воронежской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, причина неявки не известна.
Выслушав объяснения сторон, представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из договора № на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием городского округа город Воронеж (владелец) и ФИО1, Мякушевым Г.Г. (приобретатели), владелец передал, а приобретатели приняли в долевую собственность квартиру, предоставленную по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, состоящую из 1 комнаты, общей площадью 31,50 кв.м., в том числе жилой площадью 14,60 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Приказом председателя Комитета по управлению жилищным фондом Департамента муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронежа за №, ФИО1 принадлежит 2/3 доли, а Мякушеву Г.Г. – 1/3 доля в праве в общей долевой собственности на указанную квартиру (л.д. 8, 9).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (даритель) и Мякушевым Г.Г., действующим с согласия своей матери Мякушевой Е.К., (одаряемый) был заключен договор дарения доли в праве собственности на жилое помещение (квартиру), по условиям которого даритель безвозмездно передает в собственность одаряемому, а одаряемый принимает в качестве дара долю, равную 2/3 в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Настоящий договор вступает в силу и считается заключенным с момента его подписания сторонами, одаряемый приобретает право собственности на долю после государственной регистрации перехода права собственности (п. 3.1, 3.3).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Как следует из сообщения нотариальной палаты Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в Реестре наследственных дел Единой информационной системы нотариата информация о наличии наследственного дела к имуществу ФИО1 отсутствует (л.д. 27).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Воронежской области о приостановлении государственной регистрации права в отношении квартиры по адресу: <адрес>, в процессе проведения правовой экспертизы установлено, что Мякушев Г.Г. обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта недвижимости на основании договора дарения доли в праве собственности на жилое помещение (квартиру) от ДД.ММ.ГГГГ, при этом заявление на переход права собственности от дарителя ФИО1 не представил (л.д. 12).
В силу ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В п. 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании п. 1 ст. 14 Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу пп. 2 п. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Нормами ГК РФ не регулируется порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения сторон договора дарения от такой регистрации.
В связи с этим в соответствии со ст. 6 ГК РФ по аналогии подлежит применению п. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которому в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
При этом иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (п. 61).
Из системного толкования п. 3 ст. 551, абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК РФ и п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что для разрешения иска о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по договору дарения следует установить не только наличие документа о передаче имущества, но также установить фактический переход имущества от дарителя к одаряемому.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на дату заключения договора дарения – ДД.ММ.ГГГГ собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> являлись одаряемый Мякушев Г.Г. и даритель ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ умер. Согласно договору дарения истец принял дар.
При таких обстоятельствах договор дарения 2/3 доли в праве собственности на указанную квартиру следует считать исполненным, а фактический переход имущества от дарителя к одаряемому - состоявшимся.
Поскольку договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключен и исполнен, смерть дарителя не является препятствием для государственной регистрации права собственности.
Кроме того, как следует из ответа Нотариальной палаты Воронежской области наследственное дело к имуществу ФИО1 отсутствует, ответчики по настоящему делу, являющиеся наследниками к имуществу умершего ФИО1, не оспаривали заключение договора дарения ДД.ММ.ГГГГ и не возражали против государственной регистрации перехода права собственности.
Таким образом, единственным препятствием для регистрации перехода права собственности на указанный объект к Мякушеву Г.Г. является отсутствие заявления дарителя. При таких обстоятельствах суд, учитывая разъяснения, данные в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», считает возможным произвести государственную регистрацию переход права собственности по договору дарения.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197, 268 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мякушева Геннадия Григорьевича к Мякушевой Екатерине Константиновне, Колесниковой Галине Алексеевне, Колесникову Юрию Константиновичу удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании договора дарения доли в праве собственности на жилое помещение (квартиру) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и Мякушевым Геннадием Григорьевичем.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 сентября 2017 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>