Дело № 2а-1039/2021
25RS0039-01-2021-001033-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года ...
... районный суд ... в составе:
председательствующего судьи Сетраковой Л.В.,
при помощнике судьи Гонус Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шаповалова С.В. к администрации ... муниципального района о признании незаконным решения и возложении обязанности,
установил:
Шаповалов С.В. обратился в суд с административным иском, указав, что он является членом СНТ "...", в котором ему распределен земельный участок ....., площадью 1000 кв.м.
02.11.2020г. он обратился в администрацию ... муниципального района с заявлением ..... о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка на КПТ.
01.12.2020г. ответом ..... и.о. заместителя главы администрации ... муниципального района ФИО3 отказано в предоставлении в собственность земельного участка по тем основаниям, что местоположение образуемого земельного участка не соответствует проекту организации территории коллективного сада СНТ «...», а также на отсутствие документации по планировке территории СНТ "...".
Административный истец с решением не согласен и просит суд признать его незаконным и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения его заявления.
Административный истец Шаповалов С.В. в судебном заседании просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Надеждинского муниципального района ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица председатель СНТ "..." ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, предоставил письменный отзыв, в котором просил решение администрации Надеждинского муниципального района отменить как незаконное, а требования административного истца удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения, в результате которых, в том числе: нарушены права, свободы и законные интересы гражданина. При этом частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагается на орган, принявший оспариваемые решения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, Шаповалов С.В. является членом СНТ "...", в котором за ним закреплен земельный участок ....., площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ведение садоводства, адрес (местоположение) участка: ...
Из справки председателя СНТ "..." ФИО5 следует, что споров по границам с соседними участками Шаповалов С.В. не имеет, задолженность по обязательным платежам отсутствует.
02.11.2020г. Шаповалов С.В. обратился в администрацию ... муниципального района с заявлением ..... о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка для ведения садоводства, приложив схему участка.
01.12.2020г. ответом ..... и.о. заместителя главы администрации Надеждинского муниципального района ФИО3 в предоставлении в собственность земельного участка Шаповалову С.В. отказано по причине того, что местоположение образуемого земельного участка не соответствует проекту организации территории коллективного сада СНТ «...», а также на отсутствие документации по планировке территории СНТ "...".
Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Частью 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует совокупности условий, установленных указанной статьей.В соответствии с п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания, в границах которого расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, в рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица, первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подпунктом 2 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган обязан проверить представленные заинтересованным лицом документы на наличие или отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и пп. 5 - 9, 13 - 19 п. 8 настоящей статьи.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 4 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка может быть и несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Вместе с тем, отказывая административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка ..... в СНТ «Подснежник» административный ответчик не привел основания к отказу, предусмотренные ст. 39.15 и п.16. ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Испрашиваемый Шаповаловым С.В. земельный участок, и закрепленный за ним, входит в состав территории садоводческого товарищества «...», находится внутри его замкнутой границы, что подтверждается Проектом организации территории с/т «Подснежник» рабочих и служащих производственной –коммерческой фирмы «ФОМЗ», утвержденным распоряжением главы администрации ... ..... от .....
При установленных судом обстоятельствах, действия административного ответчика являются незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, создающими препятствия в реализации прав.
Согласно ч.2 и 3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При установленных судом обстоятельствах решение и.о. заместителя главы администрации ... муниципального района ... от .... ..... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ..., урочище "...", СНТ "...", участок ....., для ведения садоводства, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, административные исковые требования Шаповалова С.В. следует удовлетворить.
Во исполнение ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на администрацию Надеждинского муниципального района подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление Шаповалова С.В. о предоставлении в собственность земельного участка ....., площадью 1000 кв.м., расположенного в границах территории ведения гражданами садоводства по адресу: ...", из земель сельскохозяйственного назначения, для цели использования - для ведения садоводства.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
При подаче административного искового заявления административным истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Шаповалова С.В. к администрации ... муниципального района о признании незаконным решения и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать решение администрации ... муниципального района ... от .... ..... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ..., для ведения садоводства, незаконным.
Возложить на администрацию ... муниципального района ... обязанность в течении 5 рабочих дней повторно рассмотреть заявление Шаповалова С.В. о предоставлении в собственность земельного участка ....., площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ..., для ведения садоводства.
Взыскать с администрации Надеждинского муниципального района в пользу Шаповалова С.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в ...вой суд, через ... районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Сетракова
Мотивированное решение изготовлено .....