Судья Бовсун В.А. дело № 33-3036(2-1195/2020)
25RS0011-01-2020-002366-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Мельниковой О.Г.,
судей Бузьской Е.В., Левицкой Ж.В.,
при секретаре Пауловой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Спасска-Дальнего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанности, по апелляционным жалобам ответчиков ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России на решение Спасского районного суда Приморского края от 3 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., прокурора ФИО8, представителя ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России ФИО14 судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Спасска-Дальнего обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанности. В обоснование указал, что Прокуратурой Приморского края проведена проверка в ФКУ «Следственный изолятор №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю», в ходе которой установлено, что в указанном следственном изоляторе не в полной мере выполняются требования законодательства о пожарной безопасности при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По итогам проведения проверки, Прокуратурой Приморского края в адрес начальника ГУФСИН России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении выявленных нарушений. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка исполнения требований представления с привлечением специалиста ОНД и ПР по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС по Приморскому краю, по ее результатам выявлено несоблюдение требований пожарной безопасности. Таким образом, администрацией ФКУ СИЗО-4 до настоящего времени в полной мере не соблюдаются требования законодательства, что влечет возникновение, либо возможность возникновения факторов, создающих угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, содержащихся под стражей, нарушает их право на благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности.
С учетом уточнений, просил возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Приморскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств осуществить следующие работы:
- разработать на эксплуатируемые здания, расположенные на территории ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проектную и техническую документацию (ст. 80 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.3 СНиП 21-01-97*; п. 33 ППР в РФ);
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания (п. 21 ППР в РФ; п.5.4.5 СП.2.13130.2012);
- разработать на здание содержания животных ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проектную документацию на установки пожарной автоматики (п. 61 ППР в РФ; ст. 54, 83 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- провести в здании теплицы ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания (п. 21 ППР в РФ; п. 5.4.5 СП.2.13130.2012);
- оборудовать здание теплицы ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю установками пожарной автоматики (приложение А СП 05.13130.2009; ст. 54, 83, 84 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- разработать на здание дизель-генераторной ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проектную документацию на установки пожарной автоматики (АПС и АУПТ) (п. 61 ППР в РФ; ст. 54, 83, 84 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать помещения гаража и складов ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю установками пожарной автоматики (Приложение А СП 05.13130.2009; ст. 54, 83, 84 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- провести в здании корпуса № 1 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания (п. 21 ППР в РФ; п. 5.4.5 СП.2.13130.2012);
- оборудовать здание корпуса № 1 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю (его части различной функциональной пожарной опасности (складские помещения) путем отделения от помещений иного функционального назначения противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости (ст. 88 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- произвести в здании корпуса № 1 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю планово-предупредительный ремонт (модернизацию) установок пожарной автоматики (п.п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 54, 83, 84 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать в здании корпуса № 1 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю поэтажные коридоры и лестничные клетки эвакуационным освещение (п. 43 ППР в РФ; п. 6.22 СНиП 21-01-97*; п.п. 7.72, 7.74 СНиП 23-05-95), у светильников защитные колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников (п. 42 ППР в РФ), на путях эвакуации знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки, выполняемые с применением фотолюминесцентных материалов или имеющие внутреннее, или внешнее освещение от автономного или аварийного источника питания (ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 33, 43 ППР в РФ; п. 6.1.4, ГОСТ Р 12.4.026-2015);
- осуществить возможность в здании корпуса № 1 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю дублирования сигнала автоматической пожарной сигнализации о пожаре, на пульт подразделения пожарной охраны без участия сотрудников ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю по адресу: Спасский район железнодорожная станция Старый ключ ул. Раздольная, 4 и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обеспечить здание корпуса № 1 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнетушителями в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п. 70 ППР в РФ; ст. 105 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- провести в здании корпуса № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания (п. 21 ППР в РФ; п. 5.4.5 СП.2.13130.2012);
- оборудовать в здании корпуса № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю (его части различной функциональной пожарной опасности (складские помещения) путем отделения от помещений иного функционального назначения противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости (ст. 88 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- произвести в здании корпуса № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю планово-предупредительный ремонт (модернизацию) установок пожарной автоматики (п.п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 54, 83, 84 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать в здании корпуса № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю все поэтажные коридоры и лестничные клетки эвакуационным освещением (п. 43 ППР в РФ; п. 6.22 СНиП 21-01-97*; п.п. 7.72,7.74 СНиП 23-05-95), у светильников защитные колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников (п. 42 ППР в РФ), пути эвакуации знаками пожарной безопасности и эвакуационными знаками, выполняемыми с применением фотолюминесцентных материалов или имеющие внутреннее, или внешнее освещение от автономного или аварийного источника питания (ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п.33,43 ППР в РФ; п. 6.1.4, ГОСТ Р 12.4.026-2015);
- осуществить возможность в здании корпуса № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю дублирования сигнала автоматической пожарной сигнализации о пожаре, на пульт подразделения пожарной охраны без участия сотрудников ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю по адресу: Спасский район железнодорожная станция Старый ключ ул. Раздольная, 4 и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать в здании корпуса № 2 в помещениях хозяйственного отряда и пищеблока ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю (его части различной функциональной пожарной опасности (складские помещения) путем отделения от помещений иного функционального назначения противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости (ст. 88 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать в здании корпуса № 2 в помещениях пищеблока ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю на путях эвакуации эвакуационное освещение (п. 43 ППР в РФ; п. 6.22 СНиП 21-01-97*; п.п. 7.72,7.74 СНиП 23-05-95);
- оборудовать в здании корпуса № 2 в помещениях хозяйственного отряда ФКУ СИЗО- 4 ГУФСИН России по Приморскому краю светильники защитными колпаками (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников (п.42 ППР в РФ);
- обеспечить возможность в здании корпуса № 2 в помещениях хозяйственного отряда ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю дублирование сигнала автоматической пожарной сигнализации о пожаре, на пульт подразделения пожарной охраны без участия сотрудников ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю по адресу: Спасский район железнодорожная станция Старый ключ ул. Раздольная, 4 и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обеспечить здание корпуса № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнетушителями в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п. 70 ППР в РФ; ст. 105 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- провести в здании корпуса № 3 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания (п. 21 ППР в РФ; п.5.4.5 СП.2.13130.2012);
- оборудовать в здании корпуса № 3 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю (его части различной функциональной пожарной опасности (складские помещения) путем отделения от помещений иного функционального назначения противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости (ст. 88 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- произвести в здании корпуса № 3 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю планово-предупредительный ремонт (модернизацию) установок пожарной автоматики (п.п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 54, 83, 84 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать в здании корпуса № 3 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю все поэтажные коридоры и лестничные клетки эвакуационным освещением (п. 43 ППР в РФ; п. 6.22 СНиП 21-01-97*; п.п. 7.72,7.74 СНиП 23-05-95), светильники защитными колпаками (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников (п. 42 ППР в РФ), выходы из поэтажных коридоров, ведущих в лестничные клетки дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (п. 6.18* СНиП 21-01- 97*; п.4.2.7 СП 1.13130.2009), пути эвакуации знаками пожарной безопасности и эвакуационными знаками, выполняемые с применением фотолюминесцентных материалов или имеющих внутреннее, или внешнее освещение от автономного или аварийного источника питания (ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 33, 43 ППР в РФ; п. 6.1.4, ГОСТ Р 12.4.026-2015);
- осуществить возможность в здании корпуса № 3 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю дублирования сигнала автоматической пожарной сигнализации о пожаре, на пульт подразделения пожарной охраны без участия сотрудников ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю по адресу: Спасский район железнодорожная станция Старый ключ ул. Раздольная, 4 и (или)" транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обеспечить здание корпуса № 3 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнетушителями в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п. 70 ППР в РФ; ст. 105 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- провести в здании корпуса № 4 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания (п. 21 ППР в РФ; п.5.4.5 СП.2.13130.2012);
- оборудовать в здании корпуса № 4 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю (его части различной функциональной пожарной опасности (складские помещения) путем отделения от помещений иного функционального назначения противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости (ст. 88 ФЗ № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- произвести в здании корпуса № 4 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю планово-предупредительный ремонт (модернизацию) установок пожарной автоматики (п.п. 61, 63 ППР в РФ; ст. 54, 83, 84 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать в здании корпуса № 4 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю все поэтажные коридоры и лестничные клетки эвакуационным освещением (п. 43 ППР в РФ; п. 6.22 СНиП 21-01-97*; п.п. 7.72,7.74 СНиП 23-05-95), светильники защитными колпаками (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников (п. 42 ППР в РФ), пути эвакуации знаками пожарной безопасности и эвакуационными знаками, выполненными с применением фотолюминесцентных материалов или имеющих внутреннее, или внешнее освещение от автономного или аварийного источника питания (ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 33, 43 ППР в РФ; п. 6.1.4, ГОСТ Р 12.4.026-2015);
- обеспечить возможность в здании корпуса № 4 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю дублирования сигнала автоматической пожарной сигнализации о пожаре, на пульт подразделения пожарной охраны без участия сотрудников ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю по адресу: Спасский район железнодорожная станция Старый ключ ул. Раздольная, 4 и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), огнетушителями в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п. 70 ППР в РФ; ст. 105 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- произвести расчет в помещениях Здравпункта № 2 филиала Медицинской части № 10 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России категории помещения складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7| и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и п. 20 ППР в РФ;
- отделить помещения Здравпункта № 2 филиала Медицинской части № 10 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России (складское помещение и чердачные помещения) от помещений иного функционального назначения противопожарными преградами с нормируемыми пределами (ст. 88 ФЗ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать в Здравпункте № 2 филиала Медицинской части № 10 ФКУЗ МСЧ-25 ГУФСИН России по Приморскому краю двери эвакуационного выхода, ведущие в лестничную клетку приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (п. 6.18* СНиП 21-01-97*; п. 4.2.7 СП 1.13130.2009);
- обеспечить Здравпункт № 2 филиала Медицинской части № 10 ФКУЗ МСЧ-25 ГУФСИН России по Приморскому краю огнетушителями в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п. 70 ППР в РФ; ст. 105 ФЗ № 123-" ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Спасск-Дальний уточненные исковые требования поддержал. Считал целесообразным установить срок для исполнения решения 12 месяцев, с учетом планирования и формирования бюджетных средств.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указал, что ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю имеет право расходовать денежные средства в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств по предусмотренным статьям расходов и не может самостоятельно распоряжаться ими. Денежные средства, выделяемые ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю на иные нужды, не могли быть использованы для устранения выявленных нарушений, поскольку данные расходы будут являться нецелевым использованием бюджетных средств. Ежегодно ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю подготавливается и направляется в ГУФСИН России по Приморскому краю проект бюджетной сметы с указанием сумм и вида расходов, на которые необходимы выделение соответствующих денежных средств. В данной смете указывались, в том числе и работы по обеспечению пожарной безопасности. Объём денежных средств, поступающих в адрес ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, не позволяет осуществить работы по обеспечению пожарной безопасности в полном объеме. При этом, несмотря на направляемые учреждением запросы о выделении необходимых денежных средств, финансирования на устранение выявленных недостатков не выделялось. Выявленные недостатки, не требующие финансирования устранены ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю в полном объеме. Полагал, что срок проведения работ должен составлять не менее 12 месяцев.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Приморскому краю в судебном заседании исковые требования также не признал. Пояснил, что ГУФСИН России по Приморскому краю является территориальным органом уголовно-исполнительной системы и осуществляет руководство учреждениями, находящимся на территории Приморского края; при этом не относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, не является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Расходным расписанием ГУФСИН России выделены лимиты бюджетных обязательств на 2020, 2021 и 2022 годы на изготовление проектно-сметной документации для монтажа пожарной сигнализации, обеспечения противопожарного режима. Согласно выделенных лимитов, ГУФСИН России по Приморскому краю утверждено распределение бюджетных обязательств на 2020, 2021 и 2022 годы подведомственным учреждениям Приморского края. Прокурором г. Спасска-Дальнего в исковом заявлении не указан размер финансовых средств, которые ФСИН России должно выделить для обеспечения пожарной безопасности ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю. Считает, что ГУФСИН России предприняты все необходимые меры по распределению лимитов бюджетных обязательств до подведомственных учреждений, в том числе ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю. Все поступающее финансирование на изготовление проектно-сметной документации для монтажа пожарной сигнализации, обеспечения противопожарного режима распределяется в первую очередь тем подведомственным учреждениям, у которых имеются неисполненные судебные решения 2015-2017 годов. Полагает, что заявленный истцом 6-месячный срок недостаточен для выделения финансирования на проведение учреждением ремонтных работ, поскольку лимиты бюджетных обязательств на 2020 год и плановые периоды 2021 и 2022 годов утверждены. Необходим срок от 12 месяцев. Полагал ГУФСИН России по Приморскому краю ненадлежащим ответчиком, просил в иске отказать.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 3 ноября 2020 года исковые требования прокурора г. Спасск-Дальний удовлетворены. На Федеральную службу исполнения наказаний России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Приморскому краю возложена обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, расположенном по адресу: <адрес>, проведение работ по устранению нарушений. На ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение восьми месяцев с момента поступления денежных средств осуществить работы по устранению нарушений.
С постановленным решением суда не согласился ответчик ФСИН России, его представителем подана апелляционная жалоба, которой просит решение Спасского районного суда Приморского края от 3 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требования о возложении обязанности на ФСИН России по финансированию в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проведения работ по устранению нарушений. ФСИН России предприняты все необходимые меры по финансированию подведомственных территориальных органов, в том числе и ГУФСИН России по Приморскому краю. С учетом отсутствия в иске объема финансирования, необходимого для проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, ответчик считает неправомерным утверждение о недостаточности выделяемого финансирования. Установленный судом срок недостаточен для выделения финансирования на проведение учреждением работ, поскольку лимиты бюджетных обязательств на 2021 год и плановые периоды 2022 и 2023 годов утверждены. При этом, понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Представителем ответчика ГУФСИН России по Приморскому краю также подана апелляционная жалоба, которой просит решение Спасского районного суда Приморского края от 03 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требования о возложении обязанности на ГУФСИН России по Приморскому краю по финансированию в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проведения работ по устранению нарушений. В обоснование указал доводы, аналогичные доводам возражений на иск. Указал, что все поступающее финансирование из ФСИН России распределяется и доводится до учреждений в установленные сроки. ГУФСИН России по Приморскому краю предприняты все необходимые меры по распределению лимитов бюджетных обязательств до подведомственных учреждений, в том числе до ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю.
Прокурором г. Спасск-Дальний принесены возражения на апелляционные жалобы ответчиков, которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Полагает, что указание конкретной суммы финансирования будет ущемлять права ответчиков в выборе способов, средств и мер устранения выявленных недостатков. Конкретная сумма, которая должна быть затрачена на устранение недостатков, истцом не указана с целью избежать необоснованного вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность органов государственной власти и государственных учреждений. При этом, в случае, если будет выявлена объективная необходимость в установлении дополнительного срока для исполнения решения суда, ответчики имеют право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки, либо рассрочки исполнения решения суда.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явился.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Изучив материалы дела, проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав объяснения прокурора ФИО8, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению и поддержавшей доводы письменных возражений, представителя ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО15., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу урегулированы положениями Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета (статья 8 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Положениями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме», а также иными нормативными актами.
Согласно пункту 2.1 Устава ФКУ «Следственный изолятор №4 ГУФСИН России по Приморскому краю» (ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю), предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников учреждения и иных лиц, находящихся на его территории; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права.
Для достижения указанных целей, Учреждение обеспечивает пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров (пункт 2.5.1 Устава).
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой Приморского края в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, установлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника ГУФСИН России по Приморскому краю внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка полноты исполнения требований, изложенных в представлении, с привлечением специалиста ОНД и ПР по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС по Приморскому краю. В ходе проверки установлено, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме, соблюдение требований пожарной безопасности не обеспечено.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, установив, что в комплексе зданий ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю имеются нарушения требований правил пожарной безопасности, которые на момент рассмотрения дела по представлению прокурора не устранены, учел, что данные обстоятельства ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (подозреваемых, обвиняемых и осужденных), пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора г. Спасск-Дальний.
При этом, разрешая вопрос об определении срока исполнения ответчиками обязанности устранить выявленные нарушения, а также профинансировать проведение данных работ, суд первой инстанции счел разумным установить срок восемь месяцев для исполнения решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они полностью основаны на нормах материального права, регулирующих правоотношения сторон, представленных доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционных жалоб о том, что ГУФСИН России по Приморскому краю распределены лимиты бюджетных обязательств на 2020-2022 годы, в том числе на обеспечение пожарной безопасности, не являются основанием для отмены или изменения судебного постановления, поскольку из возражений представителя ответчика ФКУ СИЗО-4 ГУФСИНРоссии по Приморскому краю, следует, что, несмотря на направление заявок на выделение дополнительного финансирования в связи с необходимостью устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки прокуратурой Приморского края, финансирования не поступало.
Судебной коллегией также отклоняются доводы апелляционной жалобы ФСИН России о том, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования проведения работ по обеспечению пожарной безопасности является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает принцип разделения властей.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава, ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (пункт 1.2 Устава).
Как следует из пункта 4.3 Устава, ГУФСИН России по Приморскому краю в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, учреждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений.
Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ. При недостаточности у учреждения бюджетных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю в порядке, установленном действующим законодательством РФ (пункты 5.8 и 5.12 Устава).
Согласно статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
По смыслу данных норм закона кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
В силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России. Следовательно, при недостаточности у ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю средств, субсидиарную ответственность несут ФСИН России как учредитель казенного учреждения и главный распорядитель, и соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Приморскому краю как участник бюджетного процесса и податель заявок бюджетных средств, порядок взаимодействия которого с ФСИН России определяется его компетенцией согласно бюджетному законодательству..
Соответственно, удовлетворение требований прокурора в части понуждения осуществить финансирование необходимых работ не будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России.
Несоответствие зданий ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю обязательным требованиям противопожарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, приводит к недопустимому риску для жизни или здоровья людей, при возможном возникновении пожара, и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю организовать финансирование, без которого устранение нарушений правил пожарной безопасности невозможно.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств. Ссылок на какие-либо новые обстоятельства, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Спор разрешен судом верно.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Спасского районного суда Приморского края от 3 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи