Дело №
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 ноября 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Змеевской В.С.,
при секретаре Ткач А.Р.,
с участием представителя истца Барановой К.А., представителя ответчика Окорокова А.В. - Окороковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Окорокову А. В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, по встречному иску Окорокова А. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
Установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>; признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
РСЃРє мотивирован тем, что РЅР° основании распоряжения Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ «Об утверждении проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> РіР° СЃ установлением границ РІ натуре (РЅР° местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно–строительный кооператив В«<данные изъяты>В» Рё передаче РІ собственность членов кооператива земельных участков, расположенных РІ районе <данные изъяты>В», ответчику РІ собственность был передан вышеуказанный земельный участок Рё внесены сведения РІ государственный кадастр недвижимости как Рѕ ранее учтенных объектах недвижимости. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой <адрес> РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрацией РЅРµ издавалось распоряжение РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ «Об утверждении проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> РіР° СЃ установлением границ РІ натуре (РЅР° местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно – строительный кооператив В«<данные изъяты>В» Рё передаче РІ собственность членов кооператива земельных участков, расположенных РІ районе <данные изъяты>В», заявления членов указанного кооператива Рѕ выделении РёРј земельных участков РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ бесплатной приватизации РЅРµ поступали Рё соответствующие распоряжения РІ отношении членов данного кооператива Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрацией РЅРµ издавались. Таким образом, спорный земельный участок выбыл РёР· государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, что свидетельствует РѕР± отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности РЅР° спорный участок.
Окороковым А.В. было подано встречное исковое заявление о признании отсутствующим права собственности на земельный участок у Правительства Севастополя (Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя). В обоснование своих требований истец указывает, что его право собственности на спорный земельный участок подтверждается имеющимися у него документами, выданными государственными органами Украины и подлежащими признанию на территории Российской Федерации в силу ст.12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Против удовлетворения встречного искового заявления возражал ввиду его необоснованности.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, указывая на законность приобретения им права собственности на спорный земельный участок. Кроме того, представитель поддержал доводы встречного искового заявления, просил его удовлетворить.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора и Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к вводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.
В соответствии со статьями 81, 116 Земельного кодекса Украины, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из «земель» государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
В силу части 1 статьи 116, частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, проводится только после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
Судебным разбирательством установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжений Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении разрешения обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка, расположенного в районе <данные изъяты>, для индивидуального дачного строительства» и от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно – строительный кооператив «<данные изъяты>» и передаче в собственность членам кооператива земельных участков, расположенных в районе <данные изъяты>», ответчику передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, целевое назначение – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, что свидетельствует о несоблюдении порядка получения земельного участка в собственность, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.
Коме того, на момент издания Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины).
В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета.
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел Х), полномочия по распоряжению землями в переделах населённых пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.
Спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь (<адрес>), полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности принадлежали Севастопольскому городскому совету.
Согласно ответу Законодательного собрания города Севастополя на запрос суда о предоставлении решения Севастопольского городского Совета по спорному земельному участку, такого решения городским Советом не принималось, а документы о выделении указанного земельного участка в собственность ответчику в городской Совет не поступали.
Таким образом, распоряжение Севастопольской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р было издано за пределами полномочий данного органа.
Кроме того, Прокуратурой Балаклавского районного суда города Севастополя была проведена проверка, в результате которой установлено, что Севастопольской городской администрацией не издавалось распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «<данные изъяты><данные изъяты>» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе <данные изъяты>» на бланке №, заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались.
Согласно ответа ГКУ «Архив города Севастополя» на запрос прокуратуры сообщено, что в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год имеются два распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении разрешения обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «<данные изъяты> на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в районе <данные изъяты>» для индивидуального дачного строительства» и «Об утверждении проекта землеустройства и предоставлении в собственность обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив <данные изъяты> земельного участка, который расположен в районе <данные изъяты> для индивидуального дачного строительства».
В архиве Севастопольской городской государственной администрации с реквизитами №-р имеется распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении служебного расследования в отношении Малышева А.В.», с приложением документов, на основании которых оно было издано. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «<данные изъяты>» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе <данные изъяты>» на бланке <данные изъяты> не выявлено.
Кроме того, согласно предоставленному ГКУ «Архив города Севастополя» журналу регистрации выдачи бланков распоряжений городской государственной администрации на бланке № издано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении проекта землеустройства и предоставления в собственность гр. Бондарь Л.А. земельного участка по адресу: <адрес>, № для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)».
Согласно ответу ГКУ «Архив города Севастополя» на запрос суда, в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации отсутствует распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «<данные изъяты>» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе <данные изъяты>». При этом указанное распоряжение имеется в архивном фонде Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе за 2010 год, однако документов, послуживших основанием для его принятия, не имеется.
Между тем, суд полагает необходимым отметить, что юридически значимым обстоятельством является нахождение распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р именно в архиве государственного органа, его принявшего, что в данном случае не установлено.
Согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в архиве Главного управления Госземагенства Украины в г.Севастополе (которое осуществляло регистрацию права на земельные участки до 31.12.2012) и Регистрационной службы Главного управления юстиции Украины в г.Севастополе (осуществляла регистрацию права на объекты недвижимости с 01.01.2013 по 20.03.2014) архивные сведения о регистрации права собственности и техническая документация на спорный земельный участок отсутствуют. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Севастопольской городской администрацией решение о передаче в собственность членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков не принималось.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.
Кроме этого, незаконно было изменено целевое назначение спорного земельного участка.
Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено отнесение земель к той или иной категории.
Согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставлению в пользование и передаче в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами (ст. 55 ЗКУ).
Порядок использования земель лесного фонда определяется законом (п.2 ст. 57 ЗКУ).
Земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, что предусмотрено Земельным кодексом Украины (ст.ст. 56, 57 ЗКУ).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Согласно ст. 13 ЗКУ именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для вед лесного хозяйства (ст. 57 ЗКУ, ч. 1 ст. 17 ЛК Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (ст. 27 Лесного кодекса Украины).
Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.
Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
Согласно заключению специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от ДД.ММ.ГГГГ комплекс земельных участков по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га, расположен в кварталах № и частично в квартале № Севастопольского лесничества, входит в состав Чернореченского участкового лесничества.
Как следует из исторической справки, Севастопольское лесничество сформировано в 1921 году.
Постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № создано ГКУС «Севастопольское лесничество». Его границы, количество участков определены Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ гола №. В состав Севастопольского лесничества входит, в том числе Чернореченское участковое лесничество.
31 марта 2014 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП, с учётом изменений, внесенных распоряжением № 603-РП от 21 июля 2015 года «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», в соответствии с пунктом 1 распоряжения указано, что кадастровые работы следует производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».
16 ноября 2015 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение № 763-РДЗ, которым утверждена схема расположения земельного участка Чернореченского участкового лесничества. То есть в основу определения границ земельного участка Чернореченского участкового лесничества легли материалы лесоустройства 2001 года.
Судом обозревались материалы лесоустройства 1999 года, утвержденные в 2001 году, и материалы лесоустройства 2011 года, планово-картографические материалы как 1999 года, так и 2011 года подтверждают расположение спорного участка в пределах земель Чернореченского лесничества
Фактическое расположение спорных земельных участков в составе лесного участка Чернореченского лесничества подтверждается актом определения (восстановления) границ земельного участка в натуре (акта приема-передачи межевых знаков на хранение) от 29 марта 2006 года, составленной в 2007 году ГП «Севгеоцентр» технической документацией по инвентаризации и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок, для ведения лесного хозяйства в границах Чернореченского лесничества, государственным лесным кадастром г. Севастополя 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка №.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что согласно технической документации и планово – графическим материалам лесоустройства, спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово–картографических материалов лесоустройства.
Вместе с тем, при выделении спорных земельных участков Государственное предприятие "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" согласие на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давало.
Кроме того, ОК «<данные изъяты>» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью <данные изъяты> га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 Земельного кодекса Украины, ст. 17 Лесного кодекса Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.
Земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «<данные изъяты>», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование ОК «<данные изъяты>» в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.
Земельный участок площадью <данные изъяты> га мог быть передан в пользование ОК «<данные изъяты>9» только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.
Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.
Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью спорного земельного участка из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось.
Следовательно, принятие Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения о передаче спорного земельного участка в пользование ОК «<данные изъяты>9» не отвечает требованиям земельного и лесного законодательства Украины.
Кроме того, Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению означенным земельным участком и передаче его кому-либо в пользование.
Таким образом, земельные участки, предоставленные членам ОК <данные изъяты>», относятся к землям лесного фонда, а распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено их целевое назначение, при этом решение об изъятии спорных земельных участков для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами власти не принималось.
Выше установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
В статьей 12 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Рсковые требования Рѕ признании недействительным свидетельства Рѕ праве собственности ответчика РЅР° земельный участок, признании отсутствующим права собственности РЅР° спорный земельный участок Рё исключении сведений Рѕ границах земельного участка РёР· государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение СЃСѓРґР° РѕР± истребовании Сѓ ответчика СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка СѓР¶Рµ влечет наступление соответствующих правовых последствий РІ силу Закона.
Довод представителя ответчика о применении срока исковой давности не может быть принят во внимание, поскольку Правительство Севастополя является вновь созданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не является правопреемником государственных органов Украины, действовавших на территории города Севастополя в момент возникновения спорных отношений. Таким образом, срок исковой давности подлежит исчислению после создания данного органа, с момента, когда данному органу стало известно о нарушенном праве, то есть в данном случае после ноября 2015 года, а именно: с момента проведения прокуратурой <адрес> города Севастополя соответствующей проверки, установления факта отсутствия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «<данные изъяты>» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе <данные изъяты>» в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации города Севастополя (акт приём-передача архивных документов на хранение ГКУ «Архив города Севастополя» от Ликвидационной комиссии Севастопольской городской государственной администрации города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ), установления факта нахождения спорного земельного участка в лесном массиве (заключение специалиста ГУП «Севгеоцентр» от ДД.ММ.ГГГГ).
Требования встречного искового заявления подлежат оставлению без удовлетворения в силу выше установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о незаконности передачи в собственность ответчика спорного земельного участка, что в данном случае исключает удовлетворения встречного истца. Доводы ответчика, приведенные в обоснование встречного иска, основаны на неверном толковании норм законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя удовлетворить частично.
Рстребовать РІ государственную собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя РёР· незаконного владения РћРєРѕСЂРѕРєРѕРІР° Рђ. Р’. земельный участок, общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: Рі. Севастополь, <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Окорокова А. В. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении встречного иска Окорокова А. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С. Змеевская
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.