Судья Федорцов Д.П. Дело № 2-518/2023 УИД 41RS0002-01-2023-000324-48 |
Дело № 33-1150/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский |
29 июня 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего |
Мартьяновой С.Ю., |
судей при секретаре |
Бондаренко С.С., Миронова А.А., Мирзабековой Н.Ю., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Елизовского муниципального района в лице управления имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципального казенного учреждения на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2023 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №
Заслушав доклад судьи Бондаренко С.С., объяснения представителя истца Фридрих И.С., представителя ответчика и третьего лица Голятиной О.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Елизовский муниципальный район в лице управления имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района -муниципального казенного учреждения (далее - Управление имущественных отношений) предъявил иск к управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципальному казенному учреждению (далее - Управление архитектуры) о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №.
В обоснование исковых требований указал, что Елизовский муниципальный район Камчатского края является собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Граница земельного участка не установлена. На основании муниципального контракта от 05 июля 2022 года № ООО «С-Строй» выполняло кадастровые работы на указанном земельном участке, при проведении которых был выявлен факт реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, а именно наложение границ спорных земельных участков на ранее учтенный земельный участок истца, внесенный в ЕГРН на основании перечня ранее учтенных земельных участков кадастрового квартала №. Земельные участки с кадастровыми номерами №, № и № были образованы на основании заявлений граждан о предоставлении в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 119-ФЗ), заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые в настоящие время прекратили свое действие. При утверждении схемы размещения спорных земельных участков на публичной кадастровой карте и при заключении указанных договоров земельный участок истца не был выявлен, поскольку его границы не были установлены. Границы вышеуказанных земельных участков установлены в соответствии со схемой размещения земельных участков на публичной кадастровой карте, права на них не зарегистрированы, сведения являются актуальными, поставлены на государственный кадастровый учет в 2016 году, участки не являются исходными/преобразуемыми, не носят временного характера и не могут быть сняты по основаниям, предусмотренным ст.ст. 41, 44, 60, 60.2, 70, 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), ч. 21.3 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ. По состоянию на 22 сентября 2022 года правообладатели в отношении участков отсутствуют в связи с прекращением срока действия договоров безвозмездного срочного пользования, записи о государственной регистрации сделок погашены.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе истец Управление имущественных отношений, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что Федеральным законом № 218-ФЗ не установлен запрет на снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не являющегося преобразуемым. Основанием для обращения в суд послужил установленный факт наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плате, карте-плане территории или акте обследования, подлежит исправлению, в том числе на основании решения суда. Положения ст.ст. 21.2, 21.3 Федерального закона № 119-ФЗ допускают возможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка. Действующим законодательством определен круг лиц, по заявлению которых границы земельных участков могут быть изменены, истец к числу указанных лиц не относится, поскольку спорные земельные участки были образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия органа местного самоуправления в отношении таких участков закреплены Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Уставом Елизовского муниципального района, Положением об Управлении архитектуры. Однако судом данные обстоятельств не учтены. Существующие границы земельных участков препятствуют истцу пользоваться его земельным участком и в соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения нарушения своих прав. Судебная практика, на которую ссылается суд, полагает, не подлежит применению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Фридрих И.С. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Дополнительно суду пояснила, что, помимо земельного участка истца, выявлен ряд ранее учтенных земельных участков, принадлежащих гражданам, границы которых также накладываются на границы указанных в иске земельных участков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица администрации Елизовского муниципального района Голятина О.С. поддержала доводы апелляционной жалобы истца.
Третьи лица Управление Росреестра по Камчатскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Козлова Л.М., Бусленко А.В. и Аыхова А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.165.1 ГК РФ, ст. ст. 167, 327 ГПК РФ и с учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца Фридрих И.С., представителя ответчика и третьего лица администрации Елизовского муниципального района Голятину О.С., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 18 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, изменения указанных сведений в данном реестре и исключения указанных сведений из данного реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 20 000 м?, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> с 16 мая 2018 года является Елизовский муниципальный район Камчатского края. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для организации крестьянского хозяйства. Земельный участок является ранее учтенным, кадастровый номер присвоен 02 марта 1993 года, границы земельного участка не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9 926 +/- 0 м?, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира<адрес>, категория земель - земли населенных пунктов. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29 декабря 2016 года в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9 940 +/- 0 м?, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 21 декабря 2016 года в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ.
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9 955 +/- 0 м?, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 21 декабря 2016 года в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № полностью расположены в границах зоны с реестровым номером № от 13 сентября 2021 года, с ограничением использования земельных участков в пределах зоны санитарной охраны одиночной водозаборной скважины. Зона санитарной охраны скважины организуется в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Перечень ограничений в границах зон санитарной охраны, а также план мероприятий по все трем поясам зоны представлены в проекте зоны санитарной охраны водозабора «Авачинский». Третий пояс, тип: зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Ограничения прав на земельные участки установлены с 13 сентября 2021 года на основании приказа «Об установлении зоны санитарной охраны для водозабора «Авачинский» и ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ, срок их действия не установлен.
Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в безвозмездное срочное пользование Бусленко А.В. на пять лет по договору безвозмездного пользования земельным участком от 22 декабря 2016 года №, заключенному с Елизовским муниципальным районом.
Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в безвозмездное срочное пользование Пыховой А.А. на пять лет по договору безвозмездного пользования земельным участком от 22 декабря 2016 года №, заключенному с Елизовским муниципальным районом.
Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в безвозмездное срочное пользование Козловой Л.М. на пять лет по договору безвозмездного пользования земельным участком от 22 марта 2017 года №, заключенному с Елизовским муниципальным районом.
Договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Камчатскому краю.
Вышеуказанные земельные участки были предоставлены гражданам на основании подп. 18 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ и Федерального закона № 119-ФЗ.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН также следует, что 14 февраля 2022 года на основании заявления Управления архитектуры право безвозмездного (срочного) пользования земельным участком с кадастровым номером № прекращено, запись о государственной регистрации сделки на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 22 декабря 2016 года № погашена 14 февраля 2022 года, ограничение оборотоспособности земельного участка, предусмотренное ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ, исключено из ЕГРН 27 марта 2023 года.
В отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании заявления Управления архитектуры право безвозмездного (срочного) пользования прекращено 08 апреля 2022 года, запись о государственное регистрации сделки на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 22 декабря 2016 года № погашена 08 апреля 2022 года, ограничение оборотоспособности земельного участка, предусмотренное ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ исключено из ЕГРН 27 марта 2023 года.
В отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании заявления Управления архитектуры право безвозмездного (срочного) пользования прекращено 05 апреля 2022 года, запись о государственной регистрации сделки на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 22 марта 2017 года № погашена 05 апреля 2022 года, ограничение оборотоспособности земельного участка, предусмотренное ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ, исключено из ЕГРН 27 марта 2023 года.
Судом первой инстанции также установлено, что в ходе проведения ООО «С-Строй» на основании муниципального контракта от 05 июля 2022 года № кадастровых работ по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером №, проведения экспертизы землеустроительной документации был выявлен факт реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях ЕГРН, выразившейся в частичном наложении границ земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером №. Площадь пересечения ранее учтенного указанного земельного участка составляет с земельным участком с кадастровым номером № - 912 м?, № - 3 346 м?, № - 3 533 м?.
Кадастровый инженер установил, что ошибка возникла вследствие того, что спорные земельные участки были сформированы по программе «Дальневосточный гектар», то есть через интернет-ресурс с использованием сведений публичной кадастровой карты, в которой не отражены реальные границы земельного участка с кадастровым номером №, поскольку кадастровые работы по его уточнению ранее не выполнялись, что и вызвало пересечение участков.
27 февраля 2023 года пользователь земельного участка с кадастровым номером № Козлова Л.М. обращалась в Управление архитектуры о предоставлении данного земельного участка в собственность для ведения садоводства, в ответ на которое администрацией Елизовского муниципального района заявителю было отказано на основании ч. 3 ст. 7, ч. 19 ст. 19 Федерального закона № 119-ФЗ, поскольку границы испрашиваемого земельного участка частично накладываются на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером №
Пыхова А.А. и Бусленко А.В., пользователи земельных участков с кадастровыми номерами № и № соответственно, не обращались в администрацию Елизовского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность или аренду.
При разрешении спора суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 119-ФЗ и Федерального закона № 218-ФЗ пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, указав, что спорные земельные участки не являются преобразуемыми, внесенные о них сведения в ЕГРН не носят временный характер, Бусленко А.В., Пыхова А.А. и Козлова Л.М. не обращались в уполномоченный орган с заявлениями об отказе от договоров на основании ч. 21.2 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ, договоры безвозмездного пользования недействительными не признавались, иные предусмотренные законом обстоятельства для снятия земельных участков с кадастрового учета, в том числе и предусмотренные ч. 15 ст. 41 Федерального закона № 118-ФЗ, отсутствуют.
Суд первой инстанции также указал, что прекращение действий договоров безвозмездного пользования земельными участками основанием для снятия земельных участков с кадастрового учета также служить не может. Межевой спор по поводу пересечения границ земельных участков не может быть разрешен путем удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия доказательств преобразования земельных участков или изменения их границ.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ ЕГРН ведется на основе принципа достоверности.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, вопросы постановки и снятия земельных участков с кадастрового учета регламентируется Федеральным законом № 218-ФЗ.
Снятие с государственного кадастрового учета земельного участка предусмотрено Федеральным законом № 218-ФЗ для следующих случаев:
- в силу ч. 7 ст.72 Федерального закона № 218-ФЗ для объектов, которые содержались в государственном кадастре недвижимости со статусом «временные»;
- на основании п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ в случае преобразования земельного участка;
- в силу ч. 3 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ для земельных участков, учтенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН;
- на основании ч. 11 ст. 60 Федерального закона № 218-ФЗ для земельных участков, которые образованы на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- в силу п.п.14, 15 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности;
- на основании ч. 3.1 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ до 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Как видно из дела, земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № относятся к землям населенных пунктов, были поставлены на кадастровый учет соответственно 21 и 29 декабря 2016 года в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данные земельные участки образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Из материалов дела также следует, что границы указанных земельных участков частично накладываются с границами земельного участка с кадастровым номером №, который стоит на кадастровом учете с 02 марта 1993 года, является ранее учтенным и принадлежит на праве собственности Елизовскому муниципальному району.
Сведений о зарегистрированных правах (вещных или обязательственных) в отношении спорных земельных участков в едином государственном реестре недвижимости не имеется.
Как пояснили в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон, в настоящее время установлено, что предоставленные гражданам в рамках программы «Дальневосточный гектар» земельные участка полностью расположены в границах не только земельного участка с кадастровым номером №, но и других ранее учтенных участков, границы которых отсутствуют в ЕГРН.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ гражданину на основании его заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.
Как следует из ч. 4.1 ст. 6 Федерального закона № 119-ФЗ, в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок находится в собственности гражданина или юридического лица.
В соответствии с ч. 21.2 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ в случае, если при установлении на местности границ земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину, выявлено фактическое пересечение или совпадение с границами одного или нескольких земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, либо пересечение с границами муниципального образования, либо с границами территорий, земель, зон, в которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении местоположения границ указанного земельного участка или об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и предоставлении ему другого земельного участка, сведения о котором ранее внесены в ЕГРН, с приложением материалов, подтверждающих такие пересечение или совпадение.
Как следует из ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 119-ФЗ, договор безвозмездного пользования земельным участком считается прекратившим свое действие в случае, если гражданин, с которым заключен указанный договор, не подал в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность либо в аренду до дня истечения срока действия указанного договора.
В силу ч. 18 ст. 19 Федерального закона № 119-ФЗ до 1 марта 2023 года гражданин, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, предусмотренное частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, после дня окончания срока действия данного договора. При этом положения части 6 статьи 9 настоящего Федерального закона не применяются.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, предоставленные гражданам в рамках программы «Дальневосточный гектар», частично накладываются на границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, указанная ошибка была выявлена после истечения срока действия договоров безвозмездного срочного пользования, учитывая также то, что в установленный Федеральным законом № 119-ФЗ срок пользователи Пыхова А.А. и Бусленко А.В. не обращались в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность или аренду, а Козловой Л.М. в предоставлении земельного участка в собственность было отказано и данных о том, что отказ был признан незаконным, в деле не имеется, судебная коллегия приходит к выводу, что в данных конкретных обстоятельствах требования истца о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков являются законными и обоснованными. Иным способом истец не имеет возможности защищать свои права.
То обстоятельство, что пользователи спорных земельных участков не обращались в уполномоченный орган с заявлениями об отказе от договоров безвозмездного срочного пользования в порядке ч. 21.2 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ, не служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент выявления частичного наложения границ земельных участков указанные договоры прекратили свое действие. А кроме того, диспозиция приведенной правовой нормы не обязывает пользователя земельного участка совершать определенные действия, в том числе по отказу от договора, а предоставляет ему такое право.
Несмотря на то, что перечень оснований для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета установлен Федеральным законом № 218-ФЗ, является исчерпывающим и формально, спорные земельные участки не подпадают под приведенные в законе основания, влекущие их снятие с кадастрового учета, представленными в дело доказательствами подтверждается, что спорные участки на момент их предоставления не могли быть сформированы в существующих границах и, соответственно, предоставлены гражданам в безвозмездное срочное пользование в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ.
Отсутствие на момент предъявления иска правообладателей указанных земельных участков не должно препятствовать собственнику земельного участка, границы которого частично накладываются на границы спорных земельных участков, в осуществлении прав собственника недвижимого имущества.
Судебная коллегия также учитывает, что основанием для удовлетворения исковых требований является не прекращение срока действия договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, а установленный факт наложения границ данных земельных участков с границами участка, принадлежащего истцу, что, как изложено выше, препятствовало постановке участков на кадастровый учет при наличии указанной информации на момент их формирования и последующее их предоставление в пользование гражданам.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска.
На основании пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 327.1-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2023 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исковые требования удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами №, № и №
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи