Дело № 2а-1442/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саая А.Ф. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, устранении нарушений прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
с участием представителя административного истца Сержи С.В.,
установил:
Саая А.Ф. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, указав, что 27 сентября 2018 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало ему в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ обоснован тем, что невозможно утвердить схему расположения земельного участка, поскольку не учтены материалы и сведения границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения. Следующее основание отказа – испрашиваемый земельный участок расположен во <адрес> Данный отказ полагает незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок имеет картографическую основу. И соответственно отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства) не требуется. Второй пояс зон санитарной охраны централизованного водозабора <адрес> не ограничивает использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а лишь проводятся мероприятия по предупреждению загрязнения воды источников водоснабжения. Просит признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства общей площадью 605 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить нарушение путем утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда от 06.03.2019 года в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии <адрес>.
Административный истец Саая А.Ф. в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки не известил, ходатайств об отложении не заявлял, поэтому суд рассматривает дело без его участия.
В судебном заседании представитель административного истца Саая А.Ф. – Сержи С.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, в которых просил оставить иск без удовлетворения, рассмотреть дело без его участия.
Представители заинтересованных лиц Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г.Кызыла в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки – не известили, ходатайств об отложении – не заявили, поэтому суд признает причину их неявки неуважительной и рассматривает дело без их участия.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение вынесено 27 сентября 2018 года, административный иск подан почтовым отправлением 27 декабря 2018 года, следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд истцом не пропущен.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Согласно п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 года N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В силу п.10 ч.2 ст.39 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
Норма статьи 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Согласно ч.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п.16 ст.11.10. Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п.16 ст.11.10. Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения закреплено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким федеральным органом исполнительной власти, исходя из пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, и подпункта "а" пункта 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476, является Роспотребнадзор, возглавляемый руководителем - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Саая А.Ф. 30 августа 2018 года направил почтой заявление ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства с утверждением схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ответу административного ответчика № ОГ-1837 от 27 сентября 2018 года, Саая А.Ф. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, указанным в пп.1,3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно, указав, что: в представленной схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес> Республики Тыва», утв. Решением Кызылского городского Хурала представителей от 27.11.2012№ 432, согласно которым испрашиваемый земельный участках расположен в двух зонах, что является нарушением ст. 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, где установлено, что образуемый земельных участок должен располагаться в одной территориальной зоне; также в представленной схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линия, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также отсутствуют схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного и искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства); согласно ответу на запрос ООО «Водоканал» земельный участок в представленной схеме расположения земельного участка расположен во II поясе зоны санитарной охраны централизованного водозабора <адрес>, также необходимо выполнение требований СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик указывает на аналогичные основания, содержащиеся в ответе от 27 сентября 2018 года.
В обоснование своих возражений Министерством представлены:
- ответ ООО «Водоканал» от 07.03.2018 года за № следует, что ООО «Водоканал» согласовывает размещение земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, только при условии выполнения требований СанПин 2.1.4.110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», так как участок размещен по II поясе зоны санитарной охраны централизованного водозабора <адрес>;
- ответ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> от 10 апреля 2018 года, согласно которому земельный участок, согласно предоставленной схеме, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-З), предназначена для низкоплотной застройки индивидуальными жилыми домами с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественного местного значения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), блокированная жилая застройка (2.3). Зона застройки среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами (Ж-1), предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными (5-8 этажей) и многоэтажными (до 10 этажей) жилыми домами с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерных и транспортной инфраструктур. Основные виды разрешенного использования: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); среднеэтажная жилая застройка (2.5).
При этом суд отмечает, что согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> от 14 марта 2019 года земельный участок по адресу: <адрес> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), предназначен для низкоплотной застройки индивидуальными жилыми домами с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Из выкопировки из Генерального плана <адрес> следует, что земельный участок по адресу: <адрес> расположен в зоне <адрес>.
В этой связи, необоснован довод административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок находится в 2-х зонах.
СанПиН определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны централизованного водозабора <адрес>.
СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункты 1.2, 1.5).
Второй пояс зоны санитарной охраны централизованного водозабора <адрес> не ограничивает использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а лишь проводятся мероприятия по предупреждению загрязнения воды источников водоснабжения.
В соответствии с пунктом 7 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утв. Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
При таких обстоятельствах, поскольку административный ответчик не представил суду доказательств, обосновывающих законность и обоснованность оспариваемого отказа, суд считает, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от 27 сентября 2018 года в утверждении схемы расположения земельного участка не может быть признан законным и обоснованным, поэтому требование административного истца к административному ответчику о признании незаконным приведенного отказа, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Так как суд пришел к выводу о том, что административно ответчик не обосновало законность своего отказа № ОГ-1873 от 27.09.2018 года, то данный административный ответчик должен повторно рассмотреть заявление Саая А.Ф. в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.
При этом, суд не вправе предрешать результат рассмотрения заявления Саая А.Ф., так как это будет ограничением прав и полномочий органа исполнительной власти, на который законом возложена обязанность по рассмотрению вопросов касающихся земельных отношений, следовательно, требования истца об устранении нарушений прав и законных интересов путем утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд
решил:
Административное исковое заявление Саая А.Ф. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, устранении нарушений прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка от 27.09.2018 года № ОГ-1873.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить нарушение права Саая А.Ф. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда - путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению Саая А.Ф. за вх. № гр от 05.03.2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.
Обязать административного ответчика сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу о его исполнении в Кызылский городской суд и административному истцу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение составлено 26 марта 2019 года.
Судья Монгуш Р.С.