РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«27» декабря 2021 года дело №
<...> УИД №
Октябрьский районный суд <...> в составе судьи Боровских О.А.,
при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Кочерьян А.А.,
при участии: представителя административного истца Иваниловой В.А. (доверенность от 15.12.2021 №<...>6, диплом от ... г. №);
представителя А. О. <...> Демусь Е.А. (доверенность от ... г. №.25.01/928, диплом от... г. №);
представителя А. <...> Янина В.В. (доверенность от ... г. №.1/411, диплом от ... г. №),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Москалюк А. В. к А. О. <...>, А. <...>, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства <...>, Москалюк Т. Л., как законный представитель Москалюк К. А., Москалюк И. А., о внесении изменений в части вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Москалюк А. В. (далее – административный истец, М. А.В.) обратился в суд с административным исковым заявлением к А. О. <...>, А. <...>, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства <...>, Москалюк Т. Л., как законный представитель Москалюк К. А., Москалюк И. А., о внесении изменений в части вида разрешенного использования земельного участка.
В обоснование заявленных административных требований административный истец ссылается на то, что в ходе планового обследования земельного участка, расположенного по адресу: <...>, пер. Строевой, <...> с кадастровым номером № А. О. <...> было выявлено, что у данного земельного участка вид разрешенного использования «дачный дом», что является признаками нарушения Земельного и Административного кодекса Российской Федерации, так как жилой дом является блокированной застройкой. Данный земельный участок находится в долевой собственности по ? с участием несовершеннолетних, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Для приведения в соответствие данных, отраженных в единый государственный реестр недвижимости, а именно вида разрешенного использования, административный истец обратился в А. О. <...>. А. О. <...> административному истцу был дан ответ от ... г. №, согласно которому изменение вида разрешенного использования земельного участка на блокированная жилая застройка (блокированные жилые дома) возможна при наличии соответствующего решения суда. Не согласивший с указанным ответом А. О. <...> административный истец обратился в суд с данными требования, согласно которых фактически обжалует вышеуказанный ответ и просит внести изменения в единый государственный реестр недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...> с «Дачный дом» на «Блокированная жилая застройка».
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании просила административные исковые требования удовлетворить.
Представитель А. О. <...> в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных требований, привела доводы в обоснование возражений, сослалась на доказательства по делу.
Представитель А. <...> просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, привел доводы в обоснование возражений, пояснив, что административным истцом избран не верный способ защиты нарушенных прав.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, их явка судом не признана обязательной.
Учитывая положения ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу с учетом сложившейся явки.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), вправе обратиться гражданин, организация, иные лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым, в нормах административного процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде, в том числе решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их решения не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам - на орган государственной власти, орган местного самоуправления, вынесший оспариваемое решение.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания, в том числе решений органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, административный истец не освобожден от обязанности представлять доказательства тех обстоятельств, свидетельствующим о том, что оспариваемым решением органа государственной власти, органа местного самоуправления нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.
Согласно ч.2 ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного Кодекса РФ земли Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Земли, указанные в п.1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территории относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно ст.37 Градостроительного кодекса РФ, Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования;
условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Из представленных суду документов видно, что административному истцу принадлежит ? доля земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <...>
На земельном участке расположен дачный дом.
Административный истец обратился в А. О. <...> с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в части вида разрешенного использования земельных участков «Блокированная жилая постройка».
Письмом А. О. <...> от ... г. № М. А.В. был уведомлен об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка на «блокированная жилая застройка».
Согласно ч.4 ст.16 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от ... г. N 605 "Об утверждении Правил землепользования и застройки <...>" при наличии вступившего до ... г. в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями возведенного без разрешительных документов (самовольно) оконченного строительством блокированного жилого дома, многоквартирного жилого дома либо о признании права собственности на данный объект (часть, долю в объекте, оконченном строительством) вид разрешенного использования земельного участка признается соответствующим назначению объекта, установленного судом, и выбирается правообладателем(-ями) для эксплуатации самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Для целей эксплуатации указанных жилых домов действие градостроительного регламента в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования, не распространяется.
Реконструкция таких объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Из положений статьи 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется способами предусмотренными законом. Такой способ защиты права как признание земельного участка предназначенным для определенного вида разрешенного использования законом не предусмотрен. Административным истцом избран неверный способ защиты права.
С учетом изложенного в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что административный истец, оспаривая решение органа местного самоуправления, не представил суду доказательств, свидетельствующих о его незаконности, а приведенные доводы административного истца в обоснование необходимости признания его незаконным, с последующим возложением обязанности по устранению нарушения, нормативно не обоснованы.
В связи с этим, заявленные административным истцом административные исковые требования к административному ответчику, подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Москалюк А. В. к А. О. <...>, А. <...>, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства <...>, Москалюк Т. Л., как законный представитель Москалюк К. А., Москалюк И. А., о внесении изменений в части вида разрешенного использования земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ... г..