Дело № 2-48/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Виноградовой И.В., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Починковского муниципального округа Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз мусора с <адрес>, обустроить площадку установки контейнеров, мусоросборников и установить на них мусорные контейнеры, мусоросборники,
У с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области, указав, что проживают по адресу <адрес>. Дорога местного значения по <адрес> в <адрес> внесена в перечень автомобильных дорог Ужовского сельсовета как внутрипоселковая автомобильная дорога протяженностью 2,0 км. от <адрес> до <адрес>, состояние дорожного покрытия - грунтовая. Участок накатанной грунтовой дороги от <адрес> до <адрес> не числится в перечне автомобильных дорог местного значения, поскольку расположен в лесополосе на территории, принадлежащей гослесфонду.
В связи с отсутствием автомобильного проезда по <адрес>, ФИО1 неоднократно были написаны заявления и обращения в администрацию с просьбой сделать дорогу для проезда автомобильного транспорта.
Кроме того, в связи с отсутствием проезда, в том числе к их дому, ненадлежащим образом была оказана услуга по вывозу твердых коммунальных отходов. Фактически данная услуга вообще не оказывалась, не смотря на то, что ежемесячно приходили квитанции для оплаты данной услуги. На <адрес>, где они проживают, не установлены мусорные контейнеры, не оборудованы площадки накопления ТКО, мусор не вывозится.
Впервые мусорный контейнер был установлен в мае 2019 года в начале улицы. Расстояние от мусорного контейнера до дома составляет около 350 м.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В силу п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятии спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Истцы указывают, что мусорный контейнер расположен от их дома на значительном расстоянии, которое не соответствует расстоянию, предусмотренному вышеуказанными нормами.
Основанием для начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов является заключенный между региональным оператором и физическим лицом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые не могут не образовываться в процесс
жизнедеятельности человека. Такие договоры были заключены автоматически путем публичной оферты. Однако, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не относится к
компетенции регионального оператора, места накопления твердых коммунальных отходов оборудуются органами местного самоуправления.
ФИО1 указывает, что обращалась к региональному оператору ООО «МСК-НТ» с заявлением о том, что услуга по ввозу ТБО не оказывается надлежащим образом и отсутствуют контейнерные площадки и контейнеры для сбора мусора. j
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 89 создание и содержание мест накопления твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. График вывоза твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, согласован с органами местного самоуправления. Для установки мусорного контейнера необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства.
Истцы указывают, что отсутствие площадок для установки контейнеров (мусоросборников) и мусорных контейнеров нарушает их права на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, просят обязать ответчика обустроить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 на <адрес> площадки для установки контейнеров (мусоросборников) и установить на них мусорные контейнеры (мусоросборники), а также обеспечить регулярный сбор и вывоз мусора (л.д.4).
Определением суда от 25.01.2021г. произведена замена ответчика администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области, её правопреемником – администрацией Починковского муниципального округа (ранее района) Нижегородской области.
Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Починковского муниципального округа Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив и исследовав представленные материалы дела, суд находит требования истцов о возложении на администрацию Починковского муниципального района Нижегородской области обязанности по организации сбора и вывоза мусора с <адрес>, обустройству площадки установки контейнеров, мусоросборников и установлении на них мусорных контейнеров, мусоросборников подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Данное положение вступило в силу с 01.01.2019.
Согласно ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» указано, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и их ведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 проживают по адресу: <адрес> (л.д. 11-14).
21.02.2020г. жители <адрес> ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обращались в администрацию Ужовского сельсовета Починковского муниципального района <адрес> с заявлением по устройству автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>, в связи с ее отсутствием (л.д.15).
Также истец ФИО1 обращалась в ООО «МСК-НТ» по вопросу организации вывоза твердых бытовых отходов.
Письмом от 02.12.2019г. № ООО «МСК-НТ» сообщило ФИО1, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор ООО «МСК-НТ» с ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии с п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156, ответственность регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 89 создание и содержание мест накопления твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
График вывоза твёрдых коммунальных отходов на территории <адрес>, согласован с органами местного самоуправления. Для установки мусорного контейнера необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства (л.д.16-17).
Доказательств того, что на день вынесения решения суда площадка для установки мусоросборников оборудована и установлены мусоросборники, контейнеры, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд находит, что заявленные исковые требования о возложении на администрацию Починковского муниципального округа Нижегородской области обязанности организовать сбор и вывоз мусора с <адрес>, обустроить площадку установки контейнеров, мусоросборников и установить на них мусорные контейнеры, мусоросборники, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, указанные вопросы местного значения надлежащим образом не решаются администрацией Починковского муниципального округа Нижегородской области.
Вместе с тем, право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Удовлетворяя исковые требования ФИО13, суд приходит к выводу о том, что отсутствие на <адрес> мусоросборников, контейнеров и регулярного вывоза мусора нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическую безопасность, и, как следствие, на здоровье населения. Сложившийся способ сбора и вывоза мусора в <адрес> не отвечает требованиям санитарных правил и может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний.
В соответствие со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание существо заявленного спора, с учетом требований разумности и защиты интересов муниципального образования, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.6, 56 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Обязать администрацию Починковского муниципального округа Нижегородской области организовать сбор и вывоз мусора с <адрес> и составить график вывоза мусора с территории <адрес>; обустроить площадку установки контейнеров, мусоросборников и установить на них мусорные контейнеры, мусоросборники.
Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья п/п И.В. Виноградова
Копия верна.
Судья И.В. Виноградова
Секретарь суда ФИО12