УИД 19RS0Номер-10 Дело Номер
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2024 года <адрес>
Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Черчинской М.О.,
при секретаре Тановой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Морозову Павлу Валериевичу о возложении обязанности пройти профилактический осмотр,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском, в котором просил обязать Морозова П.В. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в ГБУЗ РХ «<адрес> больница» либо ином медицинском учреждении, имеющем лицензию на осуществление такого рода осмотров, а также пройти повторный профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не позднее 1 года с момента последнего прохождения медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Морозов П.В. освобожден из мест лишения свободы. В соответствии с приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза", он как лицо, освобожденное из мест лишения свободы, должен проходить медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение первых 2 лет после освобождения 2 раза в год. Вместе с тем, по информации ГБУЗ РХ «<адрес> больница» ответчик профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в указанном учреждении не проходил, что создает угрозу нарушения прав на охрану здоровья неопределенного круга лиц.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Ответчик Морозов П.В. направил в суд заявления о рассмотрении дела в его отсутствие и признании иска, приложив справку о прохождении флюорографии от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 утверждена «Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия), правовую основу которой составляет, в том числе Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В силу утвержденной Стратегии решение основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации осуществляется по приоритетным направлениям, включая обеспечение биологической безопасности, предусматривающее в том числе совершенствование мер профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, профилактику и лечение инфекционных заболеваний, включая такие, распространение которых представляет биологическую угрозу населению (туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Как следует из положений статей 4, 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из принципов охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается, в том числе, путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними.
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний (часть 2 статьи 27 указанного Федерального закона).
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").
Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н утверждены порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
Профилактические осмотры взрослых проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по "общей врачебной практике (семейной медицине)" или "фтизиатрии", или "терапии", "медицинским осмотрам профилактическим", а также "рентгенологии", "клинической лабораторной диагностике" (при проведении соответствующих исследований) (пункт 4 Порядка).
Согласно приложению к Порядку лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, проходят медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза в течение первых 2 лет после освобождения 2 раза в год.
Как следует из информации Аскизского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> с дислокацией в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Морозов П.В. освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ГБУЗ РХ «Таштыпская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, Морозов П.В. не проходил медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Согласно представленным Морозовым П.В. сведениям ДД.ММ.ГГГГ им пройден медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Как следует из справки, выданной ГБУЗ РХ «Таштыпская РБ», Морозов П.В. на учете у врача-фтизиатра не состоял и не состоит.
Таким образом, Морозов П.В., являясь лицом, обязанным в силу вышеприведенных положений проходить медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза в течение первых 2 лет после освобождения 2 раза в год, последнее исследование в целях выявления туберкулеза проведено ДД.ММ.ГГГГ, то на него подлежит возложению обязанность пройти повторный профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку законодательством ограничен период таких профилактических осмотров двухгодичным сроком со дня освобождения, суд полагает необходимым установить срок для прохождения Морозову П.В. повторного профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Морозова Павла Валериевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ пройти повторный профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в ГБУЗ РХ «<адрес> больница» либо в ином медицинском учреждении, имеющем лицензию на осуществление такого рода осмотров.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Таштыпский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.О. Черчинская
Справка: мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.