Решение от 17.06.2022 по делу № 2-286/2022 от 06.04.2022

Дело № 2-286/2022

УИД 41RS0003-01-2021-001394-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск Камчатского края 17 июня 2022 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                     Ястребовой Н.Н.,

при секретаре                             Бердяевой Е.Е.,

с участием:

представителя истца                         Криворот В.В.,

представителя ответчика                         Риммер О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шероновой Веры Владимировны к командиру войсковой части 25030-15, войсковой части 25030-15, ФКУ «Объединённому стратегическому командованию Восточного округа», ФКУ войсковая часть 62665, войсковой части 25030, ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании незаконными приказов о возложении обязанности по прохождению вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), об отстранении от работы без сохранения заработной платы, взыскании среднего заработка, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов,

установил:

истец Шеронова В.В. обратилась в суд с иском к ответчикам: войсковой части 25030-15, командиру войсковой части 25030-15, ФКУ «Объединённое стратегическое командование Восточного округа», ФКУ войсковой части 62665, войсковой части 25030, ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» в котором, с учётом последующего увеличения исковых требований просила: признать приказ командира войсковой части 25030-15 от 01.07.2021 № 475 «О проведении обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) личного состава и гражданского персонала войсковой части 25030-15» незаконным в части возложения на Шеронову В.В., как на работника, отнесённого к числу гражданского персонала, обязанности пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также не подлежащим применению в отношении неё; признать приказ командира войсковой части 25030-15 от 10.09.2021 № 671 «Об отстранении от работы работника войсковой части 25030-15 без сохранения заработной платы» в части отстранения Шероновой В.В., незаконным; признать приказ командира войсковой части 25030-15 от 07.10.2021 № 738 «Об отстранении от работы работника войсковой части 25030-15 без сохранения заработной платы» в части отстранения Шероновой В.В., незаконным; взыскать с ответчиков средний заработок за период с 10.09.2021 по 20.05.2022 в размере 469 419 рублей 08 копеек, денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 48 624 рубля 05 копеек, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что в настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 25030-15 в должности стрелка отряда военизированной охраны. 01.07.2021 командиром войсковой части 25030-15 был издан приказ № 475 «О проведении обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) личного состава и гражданского персонала войсковой части 25030-15», в соответствии с которым, на нее как на работка, отнесенного к числу гражданского персонала, возложена обязанность пройти вакцинацию двумя компонентами вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с заявленным 10.09.2021 письменным отказом от вакцинации, истец приказами командира от 10.09.2021 № 671 и от 07.10.2021 № 738, была отстранена от работы без сохранения заработной платы». Ссылаясь на ст.ст. 76, 391, 392, 393 ТК РФ, положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 15 07.1999 № 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", просила признать вышеперечисленные приказы незаконными, а также взыскать с ответчиков средний заработок, денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсацию морального вреда, судебные расходы.

В письменных возражениях командир войсковой части 25030 Кругляков Ю., ссылаясь на изложенные в нём доводы, а также на положения Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановление Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 № 129, принимая во внимание, что войсковая часть 25030-15 является стратегическим объектом и при возникновении очага заболевания COVID-19, может привести к нарушению обороноспособности РФ, просил в удовлетворении заявленных требований Шероновой В.В. отказать (т. 1 л.д. 121-123).

В письменных возражениях на исковое заявление, представитель ответчика - ФКУ «Объединённое стратегическое командование Восточного округа» Оленников В.В., просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н. Постановлением Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 № 129, в связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией в Вооруженных Силах РФ, руководителя органов военного следствия, командирам соединений, воинских частей и начальникам организаций необходимо обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе государственным гражданским служащим МО РФ и гражданскому персоналу органов военного управления МО РФ и подведомственных им воинских частей и организаций в срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок 15.08.2021 – вторым компонентом вакцины, за исключением лиц, имеющих противопоказания к вакцинации против (COVID-19). Отсутствие профилактических прививок влечет отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Шеронова В.В. отказалась от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний не представила, в связи с чем, была отстранены от работы (т. 1 л.д. 193-194).

В письменных возражениях на исковое заявление, представитель ответчика - ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» Луковская Е., что согласно ст. 349 ТК РФ, на работников в воинских частей распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В рамках представленных полномочий Главным санитарным государственным врачом МО РФ, издано постановление от 18.06.2021 № 129, которым установлены конкретные сроки проведения вакцинации от коронавирусной инфекции личного состава РС РФ. Таким образом, учитывая, что в Минобороны России действуют принципы единоличия и подчинения, на командира войсковой части 25030-15 возложены обязанность по исполнению данного постановления, кроме того, в адрес ответчика поступило указание врио командующего войсками и силами на Северо-Востоке от 08.07.2021 № НР.129, которое предусматривает отстранение от работы, работников не прошедших вакцинацию в установленные сроки (т. 2 л.д. 41-42).

    Истец Шеронова В.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель истца Криворот В.В. на исковых требованиях, с учётом их увеличения, настаивал в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что приказы были изданы незаконно, поскольку у командира в/ч отсутствовали правовые основания для отстранения истца от работы, ввиду того, что Федеральным законом «Об иммунопрофилактике» установлено, что работник может быть отстранен в случае отсутствия у него профилактической прививки, только в случае выполнения им работ связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, требующих обязательное проведение вакцинации, при этом, работы связанные с должностью истца не отнесены к работам, связанным с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок. К тому же по состоянию на 05.09.2021, на дату предшествующую отстранению уровень коллективного иммунитета и число лиц прошедших вакцинацию, бы установлен в 82%, а по состоянию на 21.10.2021 года уже 86%. В то время, как в связи с Постановлением главного санитарного врача Министерства обороны установлен был процент не менее 65% от общего числа сотрудников, вследствие достижения этого процента и даже в силу его значительного превышения утрачиваются правовые основания для отстранения истца. Также отметил, что само Постановление главного санитарного врача Министерства обороны не было доведено до работника для ознакомления. В материалах дела нет сведений об ознакомлении с данным актом. Так же нет документов об ознакомлении истца с указаниями командующего Тихоокеанского флота от 30.06.2021 № 26/2/126, которыми устанавливалась 100% обязанность пройти вакцинацию, а так же устанавливались правовые последствия в виде отстранения работников, которые отказались от проведения. Также в материалах дела нет сведений об ознакомлении истца с приказом командира войсковой части 25030-15 от 01.07.2021 № 475 и с приказами об отстранении работника от работы, при этом, истец не был уведомлен о том, что вакцинация носит обязательный характер и соответственно, не знал о правовых последствиях отсутствия профилактической прививки.

            Представитель ответчика - войсковой части 25030-15, командира войсковой части 25030-15, действующая на основании доверенности Риммер О. В., полагала заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что к гражданскому персоналу вооруженных сил Российской Федерации, подлежат применению нормы ТК РФ, с учётом особенностей, установленных актами Министерства обороны РФ, в том числе, директивами, указаниями, содержащими нормы трудового права. Согласно п. 3 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001, подразделения ведомственной охраны в котором работает истец, создаются для охраны и защиты стратегически важных объектов РФ. В/ч 25030-15 является стратегически важным объектом и неисполнение требований, указанных в Постановлении главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ, указаниях командующего ТОФ от 30.06.2021 № 26/12/126, приказа командира в/ч 25030 от 30.06.2021 № 397, может повлечь негативные последствия, связанные с обороноспособностью страны. Отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приеме на работу граждан или отстранение граждан от работ. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти. Пунктами 2 и 3 статьи 11 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлено, что профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия и не имеющих медицинских противопоказаний. Истец справки о противопоказаниях не предоставлял. Приказом Минздрава Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307Н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125Н» профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125Н « Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Согласно Положению о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100, должностным лицом, уполномоченным на организацию государственного санитарно-эпидемического контроля, является, в том числе, руководитель структурного подразделения Министерства обороны РФ- главный государственный врач Министерства обороны Российской Федерации, должностным регламентом предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля. Главный санитарный врач Министерства обороны РФ, как заместитель главного санитарного врача РФ, вправе давать указания и требовать обязательную вакцинацию наравне с главными санитарными врачами субъектов РФ. Требования главного санитарного врача Министерства обороны РФ распространяются на все категории военнослужащих и лиц гражданского персонала. Главный государственный санитарный врач Министерства обороны РФ, при анализе эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции отметил осложнение эпидемической ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации и вынес Постановление от 18.06.2021 № 129 «Об обеспечении проведения обязательных профилактических прививок», пунктом 1 которого руководителям органов военного управления, командирам соединений воинских частей и начальникам организаций, постановлено обеспечить проведение обязательных профилактических прививок, в том числе федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций. Согласно указаний командующего Тихоокеанским флотом от 30.06.2021 № 26/2/126, направленных на предотвращение осложнения эпидемической обстановки, командиру войсковой части 25030-15 в срок до 15.07.2021 завершить проведение вакцинации против новой короновирусной инфекции первым компонентом вакцины, а в срок до 15.08.2021 - вторым компонентом вакцины всего личного состава Тихоокеанского флота. Лиц гражданского персонала, не имеющих медицинских противопоказаний и отказавшихся от проведения вакцинации, отстранять от работы без сохранения заработной платы. Заявлением от 15.07.2021, истец отказался от вакцинации, в связи с чем, был издан командира части от 10.09.2021 года № 671 и от 07.10.2021 № 738. Обязательность вакцинации зависит от процентного количества вакцинированных. На момент отстранения Шероновой В.В. от работы, ответчиком превышен процент вакцинированного личного состава воинской части. Он превышен, поскольку войсковая часть является стратегически важным объектом и поэтому ответчик принял решение вакцинировать 100% личного состава воинской части на основании указаний командующего ТОФ № 26/2/126 от 30.06.2021, а также в связи с тем, что должностные обязанности истца подразумевают его контакты с неограниченным кругом лиц личного состава войсковой части 25030-15, поэтому истец несёт риск распространения новой коронавирусной инфекции. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и в жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета. Вакцинация от новой коронавирусной инфекции позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидемиологический процесс. В то же время, Шеронова В.В. не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования. С учётом предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми приказами его трудовых прав и охраняемых законом интересов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации. Истец была отстранена на законных основаниях, прививка является обязательной согласно поступившей телеграммы от командующего флотом 02.07.2021 24 77/1-2, где дублируется приказ об отстранении от работы не вакцинированных или не предоставивших справку о противопоказаниях вакцинации. Командир не имеет право не исполнить приказ командующего флотом. Уведомление истец получил 10.09.2021, где предлагалось сделать прививку в трёхдневный срок, но она в этот день твёрдо и решительно отказалась от вакцинации и этим же днем был издан приказ об отстранении. Кроме того, представитель ответчика указала, что непроведение разъяснительной работы среди трудового коллектива, в части, касающейся вакцинации и отказа от нее, носит рекомендательный характер и не может являться основанием для отмены приказа об отстранении от работы. Несмотря на это, разъяснительная работа в войсковой части 25030-15 проводилась лично начальником отряда ВОХР Тихоненко, который сам вакцинировался, проводил личный положительный опыт вакцинации и подтверждает эффективность данной процедуры.

Ответчик - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», о дате, времени и месте судебного заседания извещалось в установленном законом порядке.

Третье лицо - ФКУ «Войсковая часть 62665», о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель по доверенности Лобода Э. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о чем указала в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо – войсковая часть 25030, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, командир войсковой части 25030 Кругляков Ю. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем указал в возражении на исковое заявление.

Третье лицо - Министерство обороны РФ, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, которое состоит, в том числе из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910, полномочия представителя Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со статьей 20 ТК РФ осуществляют командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) - в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).

Как определено статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется названным Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», на работников ведомственной охраны распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде.

В соответствии с п. 2 Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 960, ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых Министерством обороны Российской Федерации сил и средств в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных действий.

Ведомственная охрана создается в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и состоит из подразделений военизированной охраны (отряд, команда (часть), группа, отделение), применяемых для охраны особо важных и режимных объектов, и сторожевой охраны (группа, отделение), применяемых для охраны других объектов (пункт 4 Положения).

В соответствии с пунктом 5 Положения, трудовые отношения с работниками ведомственной охраны регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Должностные обязанности работников ведомственной охраны по защите охраняемых объектов определяются начальниками охраняемых объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 № 541, ведомственная охрана создаётся в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и состоит из подразделений военизированной охраны, применяемых для охраны особо важных и режимных объектов, и подразделений сторожевой охраны, применяемых для охраны других объектов (пункт 2 Инструкции).

Подразделения военизированной охраны ведомственной охраны (далее - военизированные подразделения) создаются для охраны и защиты особо важных и режимных военных объектов, в том числе, арсеналов (пункт 3 Инструкции).

В силу п. 4 Инструкции, непосредственное руководство военизированными и сторожевыми подразделениями осуществляют командиры воинских частей (начальники военных объектов).

Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Пунктами 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.

Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).

В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

В силу ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ), статьей 5 которого предусмотрено, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; отказ от профилактических прививок. При этом отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ, проведение профилактических прививок и вакцинация являются обязательными для определенной категории граждан.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ, профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

При этом профилактические прививки проводятся с согласия граждан, а также гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (статья 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации (СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отнесен ко II группе патогенности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям Приказом Минздрава России от 9.12.2020года № 1307н.

При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).

Пунктом 6 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100, предусмотрено, что организацию государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) осуществляет, в том числе руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, поскольку прививка от коронавируса внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, она становится обязательной, если вынесено постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий работников отдельных отраслей. Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В свою очередь, охрана труда включает в себя и лечебно-профилактические мероприятия (ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 214 ТК РФ).

Работодатель, в соответствии с осуществляемой им деятельностью, обязан выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Согласно разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора «Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), а не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

Статья 76 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя отстранить от работы работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права следует, что в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работниками отдельных отраслей вакцинации (при отсутствии оснований для освобождения от нее, например, таких как противопоказания) к установленному сроку (справки о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)), работодатель обязан издать приказ об отстранении работника от работы без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины.

При рассмотрении дела на основании пояснений сторон и материалов дела установлено, что на основании трудового договора, заключённого между в/ч 26942, в лице командира, и Шероновой В.В., последняя с 26 сентября 2005 года принята на работу на основную работу на неопределенный срок в данную войсковую часть стрелком отряда ВОХР с испытательным сроком на 3 месяца. Пунктом 11 трудового договора истцу установлен должностной оклад 1 005 рублей в месяц с надбавкой согласно требований приказа МО РФ № 130 от 1993 года. На основании заявления и указанного трудового договора командиром в/ч 26942 44 октября 2005 года издан соответствующий приказ № 204 о принятии истца на данную работу (том 1 л.д. 147, 150).

Согласно копии трудовой книжки во исполнение директивы Министра обороны РФ № Д-037 от 28.05.2012, Директивы генерального штаба Вооруженных Сил РФ № 314/5/3383 от 23.07.2012, директивы оперативного стратегического командования Восточного округа № 32/10/5106 от 06.08.2012, директивы штаба Тихоокеанского Флота № 13/1/1712 от 08.08.2012, переформирования с 01.09.2012, войсковых частей в структурные подразделения 603 Центра материально-технического обеспечения (МТО) ТОФ г. Владивосток: войсковой части 26942 (г. Вилючинск Камчатского края) в в/ч 25030-15, в соответствии со ст.ст. 74,75 ТК РФ, Шеронова В.В. переведена с должности стрелка отряда ВОХР в/ч 26942 на должность стрелка отряда ВОХР технической базы вооружения (г. Вилючинск) 703 Центра материально-технического обеспечения ТОФ (том 1 л.д. 239-240).

На основании дополнительного соглашения № 58 от 20.07.2018 в трудовой договор были внесены дополнения в раздел 2 «Права и обязанности Работника» в части обязанностей Стрелка военизированной охраны (п. 2.3), в раздел 3 «Права и обязанности работодателя», в раздел 4 «Оплата труда и социальные гарантии», согласно п. 4.1.1 которого истцу установлен оклад в размере 6 407 рублей в месяц, а также в раздел 5 «Рабочее время и время отдыха», согласно которому работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени со следующими особенностями режима работы – посменная (том 1 л.д. 148-149, 241).

Согласно пункту 2.3.1. трудового договора стрелок ВОХР обязан: твердо знать и правильно свои должностные обязанности в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 541-01г. И инструкцией по вопросам охраны объекта, утвержденным командиром части, табеля постам; соблюдать трудовую дисциплину, сообщать начальнику команды о замечаниях, полученных в процессе несения службы в карауле от начальника караула и лиц, проверяющих караул и пр. (том 1 л.д. 148-149).

Аналогичные должностные обязанности стрелка ВОХР, предусмотрены должностной инструкцией Шероновой В.В., согласно которой, стрелок ВОХР относится к рядовому составу команды и подчиняется командиру отделения, начальнику команды, с которой она был ознакомлена 31 мая 2019 года (л.д. 151-152).

Как следует из Положения об арсенале (комплексного хранения ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов, 1 разряда, г. Вилючинск, Камчатский край) 703 центра (материально-технического обеспечения Тихоокеанского флота) (условное наименование - войсковая часть 25030-15), арсенал является организацией Министерства обороны РФ, входит в состав Тихоокеанского флота и подчиняется начальнику 703 центра МТО ТОФ. Арсенал предназначен для приема, хранения и выдачи (отпуска) различных видов материальных средств (по линии служб: минно-торпедного вооружения; ракетно-артиллерийского вооружения), поставляемых предприятиями промышленности, и обеспечения ими объединений, соединений, воинских частей и организаций Тихоокеанского флота (других частей и организаций в зоне ответственности флота согласно схемы прикрепления на довольствие) (п. 2 Раздела I Положения).

В состав штата арсенала входит, в том числе, отряд военизированной охраны (п. 6 Раздела I Положения).

Основными задачами арсенала являются, в том числе, осуществление мероприятий по приему, хранению и выдаче (поставке, отпуску) вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств в силы (войска) флота, осуществление мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности (п. 7 Раздела II Положения).

Согласно п.п. 9, 11, 12 Раздела IV Положения Арсенал комплексного хранения (г. Вилючинск) возглавляет начальник арсенала, который является прямым начальником для всего личного состава, единоличным исполнительным органом арсенала в соответствии с законодательством РФ. Начальник обязан, в том числе, руководствоваться трудовым законодательством, соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, отвечать за правильную организацию труда лиц гражданского персонала, обеспечение трудовой дисциплины, соблюдение правил охраны труда. Начальник арсенала имеет полномочия, в том числе, принимать, перемещать и увольнять лиц гражданского персонала арсенала в соответствии с действующим законодательством о труде в пределах утвержденного штата; издавать приказы и давать указания в пределах своих полномочий, контролировать и проверять их исполнение.

Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2017 № 395 начальником арсенала (комплексного хранения ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов, 1 разряда, г. Вилючинск, Камчатский край) 703 центра материально-технического обеспечения ТОФ, назначен Воробьев А.В.

В связи с ростом числа вновь выявленных лиц с положительным результатом ПЦР-исследования на новую коронавирусную инфекцию Главным государственным санитарным врачом Министерства обороны РФ 18.06.2021 вынесено постановление № 129 «Об обеспечении проведения обязательных профилактических прививок», в соответствии с пунктом 1 которого руководителям органов военного управления, командирам соединений, воинских частей и начальникам организаций следует обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, военнослужащим всех категорий, проходящим военную службу по призыву и контракту, гражданам, призванным на военную службу (военные сборы), не завершившим вакцинацию до призыва (пп. 1.1), федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций (пп. 1.3). Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации против COVID-19 (п. 2). В срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 65% от общей численности личного состава (сотрудников) (п. 3).

Во исполнение указанного постановления 26.06.2021 (указание первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21.06.2021 № 161/7/7402НС) командующим ТОФ дано указание от 30.06.2021 № 26/2,126 – командирам (начальникам) войсковых частей (организаций) в срок до 15.07.2021 завершить проведение вакцинации против новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины, а в срок до 15.08.2021 – вторым компонентом вакцины всех (100 процентов) военнослужащих и гражданского персонала тихоокеанского флота. Лиц, не имеющих медицинских противопоказаний и отказавшихся от проведения вакцинации: из числа гражданского персонала, отстранять от работы без сохранения заработной платы, из военнослужащих - представлять к увольнению по невыполнению условий контракта.

Приказом командира войсковой части 25030 от 30.06.2021 № 397 установлено: командирам войсковых частей, в том числе 25030-15, обеспечить проведение обязательных профилактических прививок военнослужащим всех категорий и гражданскому персоналу воинских частей в структурных подразделениях, в том числе гражданскому персоналу управления войсковой части 25030. Пункт 1 настоящего приказа не распространяется на лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ.

Приказом командира войсковой части 25030-15 от 1.07.2021 года № 475, во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 № 129, приказа командира войсковой части 25030 от 30.06.2021 № 397 на военнослужащих и гражданский персонал войсковой части 25030-15 возложена обязанность в срок до 15.08.2021 пройти вакцинацию двумя компонентами вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей регистрацию в Российской Федерации. Не проводить вакцинацию военнослужащим и гражданскому персоналу войсковой части 25030-15, имеющим заключение врача о наличии у них противопоказаний, указанных в инструкции к медицинскому препарату.

Содержание данного приказа о необходимости прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции, предоставления об этом соответствующих документов, а в случае отказа от прохождения вакцинации необходимости предоставления документов, свидетельствующих о наличии противопоказаний, медотвода, письменного отказа от прохождения вакцинации, доводилась до сведения личного состава военизированной охраны в/ч 25030-15 на разводах начальником ВОХР Тихоненко, который проводил разъяснительную работу о необходимости вакцинации от НКИ, приводил в пример личный положительный опыт.

10.09.2021 истцу вручено уведомление с предложением в трёхдневный срок сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или предоставить письменное заявление, связанное с медотводом по состоянию здоровья, либо обоснованный отказ. В случае немотивированного письменного отказа, либо игнорирования данного уведомления, командиром в/ч 25030-15 будет издан приказ о направлении в отпуск без сохранения заработной платы на 30 суток. В случае прохождения вакцинации, ему будет разрешено досрочно выйти из отпуска без сохранения заработной платы, при условии наличия подтверждающего медицинского документа (справки) о прохождении им вакцинации первым компонентом вакцины от коронавирусной инфекции (COVID-19).

В этот же день, работодателю поступил отказ Шероновой В.В. от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (том 1 л.д. 176).

Сведений о наличии у Шероновой В.В. медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-19, в данном отказе не содержится и при рассмотрении дела истцом не представлено.

Приказом командира в/ч 25030-15 А. Воробьева от 10.09.2021 № 671 на основании немотивированного отказа работника войсковой части 25030-15 от проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, служащий военизированной охраны Шеронова В.В. отстранена от работы без сохранения заработной платы с 10.09.2021 по 10.10.2021 на период эпидемиологического неблагополучия либо до прохождения вакцинации (том 1 л.д. 178).

16.09.2021 Шеронова В.В. обратилась к работодателю с заявлением, в котором указала, что планирует пройти вакцинацию в г. Рязань (том 1 л.д. 179).

Приказом командира в/ч 25030-15 А. Воробьева № 738 от 07.10.2021, служащий военизированной охраны Шеронова В.В., с 11.10.2021 отстранена от работы на период эпидемиологического благополучия либо до прохождения вакцинации, без сохранения заработной платы. Основание - немотивированный отказ работника войсковой части 25030-15 от проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (том 1 л.д. 177).

При этом, доказательств, свидетельствующих о предоставлении работодателю до истечения срока действия приказа командира в/ч 25030-15 от 10.09.2021 № 671 данных о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции, либо наличия медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-19, истцом Шероновой В.В. не представлено.

Как следует из пояснений сторон, Шеронова В.В. 11.10.2021 была ознакомлена с данным приказом, в этот же день ей вручено уведомление с предложением в трехдневный срок сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или предоставить письменное заявление, связанное с медотводом по состоянию здоровья, либо обоснованный отказ. На основании немотивированного отказа работника войсковой части 25030-15 от проведения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отстранить от работы на период эпидемиологического благополучия либо до прохождения вакцинации, без сохранения заработной платы (том 1 л.д. 180).

Доводы истца о том, что вышеназванный приказ № 738 издан работодателем до истечения срока действия отстранения от работы, установленного приказом № 671 от 10.09.2021, судом во внимание не принимаются, поскольку в данном случае не свидетельствуют о нарушении прав истца. Как было установлено, содержание приказа до истца не доводилось ранее истечения срока отстранения от работы по приказу № 671 от 10.09.2021, при этом у работодателя имелся немотивированный письменный отказ Шероновой В.В. от вакцинации от коронавирусной инфекции, написанный истцом 10.09.2021, который до истечения срока отстранения от работы им отозван не был, иных документов о фактическом прохождении такой вакцинации либо наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-19, что в свою очередь не лишало ответчика возможности при наличии и предоставлении таковых, не реализовывать ранее изданный им приказ либо отменить (аннулировать) его.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, учитывая, что в отношении отдельных категорий граждан, к которым относится гражданский персонал органов военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций, вынесено постановление Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ о проведении прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, суд приходит к выводу, что такая вакцинация для них становится обязательной.

Учитывая, отсутствие у работодателя документального подтверждения прохождения Шероновой В.В. вакцинации от новой короновирусной инфекции (COVID-19) либо наличия медицинских противопоказаний к такой вакцинации, и принимая во внимание, что во время несения дежурства на территории войсковой части она контактирует с неограниченным кругом военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковой части 25030-15, в том числе в период совместного нахождения в караульном помещении с отдыхающими в нём другими стрелками военизированной охраны, учитывая посещение мест общественного пользования и физического контакта с предметами используемыми сотрудниками войсковой части, что соответственно, несет риск распространения коронавирусной инфекции, которая включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, суд приходит к выводу о правомерном отстранении истца от работы с 10.09.2021, как сотрудника гражданского персонала войсковой части 25030-15, добровольно отказавшегося от прохождения вакцинации без уважительных причин, в отсутствие медицинских противопоказаний, исходя из требований ст. 76 ТК РФ, требований санитарного законодательства и охраны здоровья граждан в Российской Федерации и внутренних локальных актов, изданных ответчиком, при этом данные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении трудовых прав истца.

Из правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 № 1867-О, следует, что правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Таким образом, необходимость вакцинации отдельных категорий работников исходит из эпидемиологической безопасности, соотносится с соблюдением прав на жизнь и здоровье трудового коллектива в целом и каждого его члена в отдельности, и не направлено на ущемление конституционных прав отдельных граждан, в частности истца.

Соответственно, граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

Каких-либо нарушений при издании оспариваемых приказов об отстранении Шероновой В.В. от работы, работодателем не допущено, таких нарушений при рассмотрении дела, судом не установлено.

Учитывая правомерность отстранения Шероновой В.В. от работы без сохранения заработной платы, оснований для удовлетворения производных требований истца о взыскании невыплаченной зарплаты за период отстранения от работы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, также не имеется.

Доводы стороны истца о том, что войсковая часть 25030-15 не является работодателем истца, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права. Из положений ст. 20 ТК РФ, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и материалов дела следует, что полномочия работодателя в отношении работников воинских частей осуществляют их командиры, которые наделены правом приема и увольнения работников воинской части. Трудовой договор, а также дополнительные соглашения к нему, заключены с Шероновой В.В. войсковой частью 26942, после переформирования в/ч 25030-15, в лице соответствующих командиров, в связи с чем, изданные командиром соответствующей войсковой части распорядительные акты, имеют для истца, как для работника, соответствующую юридическую силу. Оспариваемые истцом приказы об отстранении от работы изданы уполномоченным на то лицом, командиром в/ч 25030-15. Отсутствие же у войсковой части 25030-15 статуса юридического лица влияет в данном споре лишь на возможность реализации указанным лицом, как стороны по делу, процессуальной правоспособности, в связи с чем, такие лица, через которые данная войсковая часть осуществляет свою деятельность, и обладающие статусом органов военного управления, привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

Доводы истца о том, что работа гражданского персонала войсковой части в должности стрелка отделения военизированной охраны не отнесена к работам, связанным с повышенным риском заболевания инфекционными болезнями, и не включена в перечень категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, подлежат отклонению, поскольку при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Указанные полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ и приказом Минздрава № 125н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приложение № 2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).

Доводы стороны истца, о том, что до неё не доводились последствия написания отказа от вакцинации, войсковая часть не обеспечила возможность проведения вакцинации работниками, не организовала разъяснительную работу о необходимости проведения вакцинации, ей не разъяснены последствия отказа от вакцинации, также несостоятельны, поскольку отказ от вакцинации без указания к этому объективных причин, в письменном виде был представлен истцом работодателю 10.09.2021 и в этот же день командиром части издан приказ № № 671 «Об отстранении от работы работника войсковой части 25030-15 без сохранения заработной платы». Будучи ознакомленной с оспариваемым приказом работодателя, данный отказ от вакцинации истцом отозван не был, по вопросу вакцинации ни после ознакомления с приказом, ни до настоящего времени, Шеронова В.В., в том числе к работодателю, не обратилась и не вакцинировалась. Несмотря на неоднократное отстранение от работы, доказательств наличия медицинских противопоказаний к проведению вакцинации ни работодателю, ни суду не представила, что свидетельствует о нежелании истца вакцинироваться при отсутствии к тому каких-либо уважительных причин.

Ссылка стороны истца о том, что у работодателя отсутствовали правовые основания для отстранения Шероновой В.В., поскольку на 05.09.2021 был достигнут необходимый процент лиц, из числа личного состава части, прошедших вакцинацию, установленный постановлением Главного государственного санитарного врача МО РФ № 129 (65%) и составлял 84%, что даже более установленного по РФ, судом отклоняется, поскольку указанный в постановлении № 129 от 18.06.2021 процент подлежащих вакцинации сотрудников является допустимо минимальным, а не максимальным, и установлен исключительно для руководителей с целью соблюдения ими процедуры исполнения нормативного правового акта.

Таким образом, принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о наличии у Шероновой В.В. противопоказаний к проведению обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции, и обосновывающих объективность её отказа от прохождения вакцинации по независящим от неё причинам, истцом представлено не было, правовых оснований для признания оспариваемых приказов об отстранении её от работы от 10.09.2021 и от 07.10.2021 незаконными и устранения таким образом их правовых последствий, у суда не имеется по приведённым выше причинам.

Поскольку по смыслу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы подлежат взысканию стороне, в пользу которой состоялось решение суда, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате услуг представителя, в виду отказа в удовлетворении его исковых требований в полном объеме, у суда также не имеется, данные судебные расходы подлежат отнесению на счет истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 25030-15, ░░░░░░░░░ ░░░░░ 25030-15, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 62665, ░░░░░░░░░ ░░░░░ 25030, ░░░ «░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19), ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                                          ░.░. ░░░░░░░░░

2-286/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шеронова Вера Владимировна
Ответчики
ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу"
ФКУ «Войсковая часть 62665»
войсковая часть 25030-15
в/ч 25030
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
Командир войсковой части 25030-15
Другие
Криворот В.В.
Министерство Обороны РФ
Риммер Оксана Викторовна
Суд
Вилючинский городской суд Камчатский края
Судья
Ястребова Нина Николаевна
Дело на сайте суда
viluchinsky.kam.sudrf.ru
06.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2022Передача материалов судье
13.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее