Дело №2а-1056/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.,
при секретаре: Лукашовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Шилову А. Б. о взыскании задолженности по налогам, в том числе и с применением упрощенной системы налогообложения, пени, -
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам, в том числе и с применением упрощенной системы налогообложения, пени. Свои требования административный истец мотивирует тем, что Шилов А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в МИФНС №1 по городу Севастополю, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в ИФНС по Балаклавскому району города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в УФНС по городу Севастополю. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик состоял на учете в ИФНС по Балаклавскому району города Севастополя в качестве индивидуального предпринимателя и являлся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения. Таким образом, Шилов А.Б. представил по месту учета налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов за 2015 год. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании представленной налоговой декларации составляла 20295,00 руб., с учетом уменьшения размера недоимки по налогу ДД.ММ.ГГГГ на сумму 16695,00 руб., итоговая сумма налога, подлежащая уплате за 2015 год, составила 3600,00 руб. Также, Шилов А.Б. представил по месту учета налоговую декларацию по минимальному налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании представленной налоговой декларации за 2015 год составляла 3165,00 руб. Административный ответчик минимальный налог за 2015 год, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2015 год, в установленный срок не уплатил. В связи с тем, что Шилов А.Б. задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2015 год в установленный срок не уплатил, инспекцией начислены пени на суммы недоимки: - по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 509,85 руб.; - по минимальному налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 199,28 руб. В связи с неоплатой налога должнику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, данные требования в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ не исполнены, поэтому за защитой своих прав административный истец обратился в суд и просит взыскать задолженность: - по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2015 год в размере 3600,00 руб.; - минимальному налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год в размере 3165,00 руб.; пени в размере 509,85 руб., 199,28 руб., а всего 7474,13 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.
Административный ответчик в судебном заседании с исковыми требованиями согласился и пояснил, что действительно не уплатил вовремя указанные суммы налога.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд находит административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, требованием № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу установлен срок для уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, а требованием № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу установлен срок для уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом в суд направлено административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока.
УФНС по г. Севастополю заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на то, что в связи с переходом в централизованное программное обеспечение у Инспекции отсутствовала техническая возможность формирования искового заявления и соответствующего перечня документов.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Изучив представленные доказательства в обоснование ходатайства о восстановлении срока, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании налога не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.
При этом суд отмечает, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
Кроме того, суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не представлено доказательств отсутствия технической возможности формирования искового заявления и соответствующего перечня документов и невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что административным истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании налога, ходатайство УФНС по городу Севастополю о восстановлении срока на подачу заявления не подлежит удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что срок обращения в суд был пропущен без уважительной причины, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 62, 175-181, 187, 286, 289 КАС РФ суд, -
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 12 июля 2021 года.
Судья В.В.Казацкий