Решение по делу № 2а-11474/2021 от 09.11.2021

Дело №2а-11474/2021

Решение

Именем Российской Федерации

г. Якутск 30 ноября 2021г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Банщиковой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ли Александра Николаевича к Окружной администрации г. Якутска о признании распоряжения недействительным,

установил:

Ли А.Н. обратился в суд с административным иском к Окружной администрации г. Якутска о признании распоряжения недействительным.

В обоснование административного иска указано, что Ли А.Н. является собственником нежилого помещения –гаража с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____ Административный истец обратился в Департамент имущественных и земельный отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под магазин с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____ Департаментом имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка по причине не соответствия ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии). Распоряжением ОА г. Якутска от 14 марта 2019г. №704 зр утверждены проекты планировки и проекты межевания территории улично-дорожной сети городского округа «город Якутск». Данное распоряжение административный истец считает незаконным, нарушающим его права. Просит признать распоряжение Окружной администрации г. Якутска от ____ 2019г. «Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории «улично-дорожной сети» городского округа «город Якутск» в части утверждения красных линий, в результате которого красная линия пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____ недействительным, как противоречащее положениям Градостроительного кодекса РФ, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 №150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30.

В суд административный истец и его представитель, прокурор не явились, извещены, истец и его представитель просили рассмотреть дело без их участия. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Прокурор не вступал в процесс для дачи заключения. В соответствии с ч.5 ст. 213 КАС РФ неявка прокурора не является препятствием к рассмотрению административного дела, если его явка не была признана судом обязательной.

Представитель административного ответчика Прокопьев А.А. с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Административный истец является собственником нежилого здания (гаража) с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____

Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ____

____ 2020 года Ли А.Н. обратился в Департамент имущественных и земельный отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером для использования под магазин.

____ 2021г. Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска отказано в предоставлении в собственность земельного участка, т.к. он не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).

Указанный земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования (красные линии), установленные оспариваемым распоряжением заместителя главы ГО «город Якутск» от 14 марта 2019 года №704 зр «Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий «дорожно-уличной сети» городского округа «город Якутск».

Данное обстоятельство установлено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РС (Я) от 21 июля 2021г.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, в связи с чем, доводы стороны ответчика о пропуске истцами срока обращения в суд подлежат отклонению.

Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое административным истцом распоряжение является нормативным актом, поскольку им утверждены проекты планировки и проекты межевания улично-дорожной сети городского округа г. Якутска, в том числе: чертежи планировки территории (с обозначением красных линий, линий обозначающих дороги, улицы, проезды, тротуары).

Согласно Градостроительному кодексу РФ проекты планировки территории, проекты межевания являются градостроительной документацией.

В соответствии с частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Распоряжение заместителя главы ГО «город Якутск» 14 марта 2019 года №704 зр «Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий «дорожно-уличной сети» городского округа «город Якутск» в силу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает нормы и положения, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные в территории, в отношении которой утвержден проект, а также всеми иными лицами, которые будут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт или реконструкцию зданий, прокладку коммуникаций, новых магистралей и улиц, государственными органами и должностными лицами, которые дают разрешения и различные согласования на осуществление такой деятельности.

Указанные лица должны осуществлять свою деятельность с учетом установленных указанным актом красных линий - линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), территорий общего пользования, то есть территорий, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц, - улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пункт 12 ст. 1 Кодекса).

В соответствии со ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно ст. ст. 5, 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования.

На основании п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

В пункте 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации указан такой принцип законодательства о градостроительной деятельности, как участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Кодекса следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

В силу предписаний части 5 статьи 46 Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.

В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Кодекса).

Поскольку согласно статье 5 Кодекса физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий, суд должен установить, обеспечено ли право гражданина на участие в публичных слушаниях по проекту планировки территории и проекту межевания территории.

Из материалов дела видно, что ____ 2019 года состоялись публичные слушания по рассмотрению проектов планировки и проектов улично-дорожной сети городского округа «город Якутск»г. Якутска, при этом, информация о времени и месте проведения публичных слушаний была опубликована в официальном источнике. Таким образом, при утверждении ППТ и ПМТ права граждан на участие в публичных слушаниях и представление в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории административным ответчиком соблюдены.

В судебном заседании установлено, что разработка проектов планировки и проектов межевания улично-дорожной сети городского округа город Якутска принято распоряжением заместителя главы ГО «город Якутск» от 14 марта 2019 года №704 зр, направлена на улучшение улично-дорожной сети, расположенной на территории г. Якутска.

Документ градостроительного планирования принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, соответствует Градостроительному кодексу РФ, утвержден согласно ч. 13 ст. 46 ГрК РФ, опубликован в соответствии с законом и Уставом ГО «Городя Якутск» в официальном источнике, газете «Эхо столицы». Таким образом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена. На противоречие оспариваемого распоряжения иным НПА, имеющим большую юридическую силу, административный истец не ссылается и таких обстоятельств судом не установлено.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса).

В силу ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Таким образом, границы территорий общего пользования, а также земельных участков под линейные сооружения, в том числе планируемые, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений ст. 15 и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, устанавливаются в документации по планировке территорий, в частности проектами планировки территорий и кварталов.

Согласно пункту 9 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

В силу п. 3 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов (п.5.1 ст. 43).

Таким образом, действующим федеральным законом предусмотрено планирование и формирование, путем установления красных линий в ППТ и ПМТ, земельных участков для муниципальных нужд, в том числе и предполагаемых к изъятию, то есть находящихся во владении граждан и юридических лиц.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Учитывая изложенное, планирование органом местного самоуправления развития территории ГО «Город Якутск» путем принятия документов градостроительного планирования не может рассматриваться как нарушение прав и частных интересов административного истца.

Установление в ППТ красных линий в границах принадлежащего административному истцу земельного участка, не ограничивает его право на пользование и распоряжение земельном участком в том виде, в котором он существует без установления срока приведения в соответствие с утвержденными градостроительными регламентами. Прохождение красных линий через названный земельный участок определяет статус земельного участка на будущее время.

Кроме того, автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, в силу ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются дорогами общего пользования местного значения городского округа.

В силу ч.5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, п. 36.4 Приказа Министерства регионального развития РФ от 30 января 2012г. N19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения" (код объекта 08100209) дорога обычного типа относится к объектам местного значения.

В соответствии с п.1 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

То есть, включение в проекты планировки территорий красных линий, которые обозначают планируемые границы участков для реконструкции автодорог местного значения, является обязательным условием для возможности принятия в дальнейшем решения об изъятии земельного участка.

Согласно п. 3 ст. 56.3 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

В этой связи суд находит необоснованными доводы стороны истца о том, что оспариваемым нормативно-правовым актом созданы ограничения прав истцов на неопределенный срок.

При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ли Александра Николаевича к Окружной администрации г. Якутска о признании распоряжения недействительным отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова

___

2а-11474/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ли Александр Николаевич
Прокуратура г. Якутска
Ответчики
Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры ОА г. Якутска
ОА г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Смирникова Виктория Гаврииловна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация административного искового заявления
10.11.2021Передача материалов судье
11.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Подготовка дела (собеседование)
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее