Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Тамбов 24 августа 2018 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1448/18 по административному иску Белова Артура Сергеевича к администрации г.Тамбова о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2017 № 7574 «О согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры № 1, корпус 2 по ***, с устройством входной группы с пандусом»,
У С Т А Н О В И Л:
Белов А.С. является собственником квартиры 55, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ***.
На основании постановления администрации г.Тамбова от 08.12.2017 № 7574 «О согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры № 1, корпус 2 по ***, с устройством входной группы с пандусом» собственниками квартиры № 1 указанного многоквартирного дома Ворожейкиным Дмитрием Евгеньевичем и Ворожейкиной Валерией Игоревной произведена перепланировка принадлежащего им жилого помещения путем устройства дополнительного входа в квартиру, возведения отдельно стоящего крыльца, установки над крыльцом конструкции в виде навеса между первым и вторым этажом.
Белов А.С. обратился в суд с административным иском к администрации г.Тамбова, указав, что в силу ст.ст. 36, 40, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации работы по реконструкции, переустройству и (или) перепланировки помещения, влекущие присоединение к этому помещению части общего имущества многоквартирного дома, должны проводиться только с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома. Такого согласия жители многоквартирного дома 41, корпус 2 по *** Ворожейкину Д.Е. и Ворожейкиной В.И. не давали. Собственники жилых помещений в спорном многоквартирном доме решений об изменении облика фасада здания, использовании стены здания для нужд одного собственника и изменении режима пользования частью земельного участка не принимали. Поскольку работы по изменению квартиры Ворожейкина Д.Е. и Ворожейкиной В.И. произведены на основании постановления администрации г.Тамбова от 08.12.2017 № 7574 Белов А.С. просит суд признать данный правовой акт незаконным и его отменить.
В судебном заседании Белов А.С. и его представитель по устному ходатайству Заводчикова И.Г. требования административного иска поддержали по изложенным в нем основаниям. Дополнительно указали, что жилой дом по адресу: *** изначально был запроектирован с устройством подъездных пандусов, в связи с чем необходимость в возведении дополнительных входных групп с оборудованием пандусов отсутствует. При получении разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, по результатам государственной экспертизы, жилой дом соответствовал всем нормам законодательства, в том числе с учетом потребностей инвалидов. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» предусмотрен порядок мероприятий, на основании которых должен быть сделан вывод о наличии или отсутствии необходимости в устройствах дополнительных приспособлений для инвалида. Потребность инвалида указанным постановлением поставлена в зависимость от особенностей ограничения жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, расстройствами функций слуха, зрения, задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека. Между тем, из обжалуемого постановления не усматривается и в материалах дела не содержатся какие – либо обоснования отнесения заболевания Ворожейкина В.И. и Ворожейкина Д.Е. к перечисленным в постановлении Правительства Российской Федерации № 649 категориям, в результате которых возникла необходимость в предоставлении дополнительных устройств в виде входных групп и пандусов, затрагивающих общее имущество собственников жилого дома и земельного участка. Также в материалы дела не представлены оформленный в установленном порядке акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, а также выводы комиссии о наличии или отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, у администрации г.Тамбова отсутствовали основания для принятия оспариваемого постановления.
Административный истец и его представитель считают, что произведенные Ворожейкиным Д.Е. и Ворожейкиной В.И. работы по оборудованию отдельного входа в квартиру, обустройству крыльца и входа путем устройства дорожек, изменению облика фасада и торца здания является ничем иным как реконструкцией, что в силу ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, которого получено не было.
Представитель администрации г.Тамбова по доверенности Кириленко Ф.Е. в судебном заседании возражал против административного иска, полагая, что постановление администрации г.Тамбова от 08.12.2017 № 7574 «О согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры № 1, корпус 2 по ***, с устройством входной группы с пандусом» является законным и обоснованным, вынесено на основании представленных Ворожейкиным Д.Е. документов о том, что он является инвалидом III группы и его отец ФИО10 инвалидом II группы, а также на основании проектной документации АО «Тамбовоблпроект» от 2017 года. Перед принятием указанного постановления какие-либо комиссионные обследования принадлежащего Ворожейкину Д.Е. и Ворожейкиной В.И. жилого помещения не проводились, соответствующие акты не составлялись, характер заболеваний Ворожейкина Д.Е. не исследовался. Полагал, что произведенные работы в жилом помещении Ворожейкиных следует отнести к перепланировке, в связи с чем согласие собственников помещений многоквартирного дома не требуется.
Представитель заинтересованного лица Ворожейкина Д.Е. по доверенности Кашковский В.С. возражал против административного иска, полагая, что оспариваемое постановление не нарушает прав административного истца, а также других собственников помещений многоквартирного дома, так как выполненные согласно данного постановления работы являются перепланировкой помещения, а не реконструкцией. Сведениями о характере заболевания Ворожейкина Д.Е. не располагал, но при этом указал, что устройство входной группы с пандусом необходимо для родителей Ворожейкина Д.Е. по их состоянию здоровья. Также пояснил, что ранее органами прокуратуры проводилась проверка по вопросам организации работ по перепланировке квартиры № 1, корпус 2 по ***, в рамках которой также оценивалось оспариваемое постановление. По результатами прокурорской проверки каких-либо нарушений не установлено.
Представитель заинтересованного лица ООО УК «Новый дом» по доверенности Беляев Б.Б. требования административного иска поддержал, указав, что Ворожейкин Д.Е. в устном порядке обращался в управляющую организацию для уточнения вопроса каким образом возможно перевести квартиру № 1, корпус 2 по *** в нежилое помещение. Ему было разъяснено, что для такого перевода необходимо согласие всех собственников многоквартирного дома. В дальнейшем на общем собрании жильцов дома 19.09.2017 Ворожейкин Д.Е. озвучил свое желание перевести спорное жилое помещение в нежилое. Однако, жители дома выразили свое несогласие и Ворожейкин Д.Е. покинул собрание. В последствии администрацией г.Тамбова было принято оспариваемое постановление, несмотря на то, что жилой дом по адресу: *** изначально оборудован устройством подъездных пандусов, в связи с чем необходимость в возведении дополнительных входных групп с оборудованием пандусов отсутствует.
Заинтересованные лица жители дома 42 корп. 2 по ул. Магистральной Емельянова Г.В., Рыбина А.А., Юнусова Е.И., Толстопятова Г.А. поддержали требования административного истца, указав, что выполненные Ворожейкиным Д.Е. работы затронули общее имущество многоквартирного дома, тогда как согласие на это собственники помещений дома не давали. По мнению указанных лиц, произведенные устройство дополнительного входа в спорную квартиру, установка над крыльцом конструкции в виде навеса между первым и вторым этажом небезопасны с точки зрения возможной угрозы жизни и здоровья граждан, так как пандусы оборудованы под большим уклоном, а возведенная конструкция в виде навеса позволяет проникнуть внутрь квартир второго этажа.
Остальные собственники помещений ***, а также представитель заинтересованного лица Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации дан исчерпывающий перечень общего имущества в многоквартирном доме, которое принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно части 2 и части 3 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Детально состав общего имущества собственником помещений в многоквартирном доме определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491.
В подпункте «в» пункта 10 указанных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В силу пункта 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).
Согласно п. 2 Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Исходя из положений п.п. 4, 6 Правил органами местного самоуправления создается муниципальная комиссия, которая проводит обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных:
а) стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения;
б) стойкими расстройствами функции слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств;
в) стойкими расстройствами функции зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств;
г) задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека
Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя:
а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);
б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом;
в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;
г) проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;
д) оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 5 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:
а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования;
б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены);
в) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования;
г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида) (п. 12 Правил).
По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение:
а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 17 Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. (п. 18 Правил).
Из материалов дела следует, что 08.12.2017 администрацией г.Тамбова принято постановление от 08.12.2017 № 7574 «О согласовании перепланировки жилого помещения – квартиры № 1, корп. 2 по *** с устройством входной группы с пандусом».
Основанием для вынесения данного постановления послужили заявление собственников квартиры № 1 Ворожейкина Д.Е., Ворожейкиной В.И. о согласовании перепланировки жилого помещения с устройством входной группы с пандусом, проект перепланировки АО «Тамбовоблпроект», справка серии МСЭ-2012 *** об установлении Ворожейкину Д.Е. III группы инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание», справка серии МСЭ-2006 *** об установлении отцу Ворожейкина Д.Е. - ФИО10 II группы инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание».
При этом предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 мероприятия по обследованию жилого помещения Ворожейкиных и общего имущества многоквартирного дома 41 корп. 2 по ***, на основании которых должен быть сделан вывод о наличии или отсутствии необходимости в устройствах дополнительных приспособлений для инвалида, администрацией г.Тамбова не проводились, не создавалась для этих целей муниципальная комиссия, не исследовались вопросы характера заболевания Ворожейкина Д.Е., соответствующие акт обследования, решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), заключение о наличии (об отсутствии) возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме муниципальной комиссией не принимались.
Данные обстоятельства представителем администрации г.Тамбова не оспаривались.
Таким образом, администрацией г.Тамбова не соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649, что влечет признание постановления от 08.12.2017 № 7574 незаконным и подлежащим отмене.
При этом суд также учитывает, что согласно сведений ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Ворожейкину Д.Е., также как и его отцу ФИО10, установлена группа инвалидности в связи с заболеваниями органов дыхания.
Данные заболевания не отвечают установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 критериям, при которых необходимо приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Ворожейкина Д.Е. по доверенности Кашковский В.С. считал, что оспариваемое постановление не нарушает прав административного истца, а также других собственников помещений многоквартирного дома, так как выполненные работы в квартире № 1, корп. 2 по ул. *** не уменьшают общего имущества многоквартирного дома.
Такого же мнения придерживался представитель администрации г.Тамбова.
Суд не может согласиться с указанной позицией ввиду следующего.
Согласно п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из представленного в материалы дела проекта перепланировки АО «Тамбовоблпроект» следует, что возводимая Ворожейкиным Д.Е. входная группа занимает часть земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером 68:29:0209047:6020.
Таким образом, производимые Ворожейкиным Д.Е. работы по проекту влекут фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в частности земельного участка, на котором расположен этот дом.
Согласно ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст.40 ЖК РФ).
Таким образом, принятое администрацией г.Тамбова постановление от 08.12.2017 № 7574 «О согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры № 1, корпус 2 по ***, с устройством входной группы с пандусом» затрагивает права всех жильцов указанного многоквартирного дома, в том числе права административного истца, поскольку работы по устройству входной группы в спорное жилое помещение уменьшает размер общего имущества, и как следствие, права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку оспариваемое постановление администрацией г.Тамбова административному истцу не направлялось, суд считает обоснованными доводы Белова А.С.о том, что он узнал о постановлении администрации г.Тамбова от 08.12.2017 № 7574 только 25.02.2018 и, поскольку право на судебную защиту реализовано 16.05.2018, предусмотренные ст. 219 КАС РФ сроки обращения в суд административным истцом не пропущены.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявления Белова Артура Сергеевича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление администрации г.Тамбова от 08.12.2017 № 7574 «О согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры № 1, корпус 2 по ***, с устройством входной группы с пандусом».
Обязать администрацию г.Тамбова сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и Белову Артуру Сергеевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 29.08.2018
Судья Е.С. Воронцова