Решение по делу № 33а-11570/2018 от 30.08.2018

Судья Непопалов Г.Г. адм. дело № 33а-11570/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 18 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Шилова А.Е., Ивановой Е.Н.,

при секретаре Лещевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Талапановой С.М. на решение Самарского областного суда от 12 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Талапанова С.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Сызрань, Финансовому управлению администрации городского округа Сызрань о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Сызранского городского суда Самаркой области от 30.05.2016, вступившим в законную силу 22.08.2016, на администрацию городского округа Сызрань возложена обязанность предоставить Талапановой С.М. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

До настоящего времени данный судебный акт не исполнен, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, что нарушает её право на исполнение судебного акта в разумный срок и право на жилище, которого она лишена длительное время, и влечет причинение нравственных страданий.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Талапанова С.М. просила суд взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 113 000 руб.

Решением Самарского областного суда от 12 июля 2018 года заявление Талапановой С.М. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Талапанова С.М. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – администрации городского округа Сызрань Калинина Е.А., представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань Гурьянова Е.А. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Административный истец Талапанова С.М., а также представители Финансового управления администрации городского округа Сызрань, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области и Отдела судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок – часть 2.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц – часть 3.

Частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации (абзац 2 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Как следует из материалов дела, решением Сызранского городского суда Самарской области от 30.05.2016, вступившим в законную силу 22.08.2016, удовлетворены исковые требования прокурора города Сызрань действовавшего в интересах Талапановой С.М. к администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. На администрацию городского округа Сызрань возложена обязанность предоставить Талапановой С.М. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

Вместе с тем, в резолютивной части решения суд первой инстанции не указал срок, в течение которого оно подлежит исполнению.

16.09.2016 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района, на основании исполнительного листа ФС № 011087403 от 09.09.2016, выданного Сызранским городским судом Самарской области, и заявления Талапановой С.М. от 15.09.2016 в отношении администрации городского округа Сызрань возбуждено исполнительное производство № 55387/16/63025-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 36 которого содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Определением Сызранского городского суда Самарской области от 30.11.2016 должнику отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района от 14.03.2017 с администрации городского округа Сызрань взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

11.04.2017 администрация городского округа Сызрань обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Определением Сызранского городского суда Самарской области от 19.04.2017, вступившим в законную силу 04.05.2017, администрация городского округа Сызрань освобождена от взыскания исполнительского сбора.

Освобождая администрацию городского округа Сызрань от исполнительского сбора, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях должника виновных действий, выразившихся в неисполнении указанного выше решения суда, поскольку должником принимались все необходимые меры для полного и своевременного исполнения решения суда, неисполнение им требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного их исполнения, обусловлено недостаточным финансированием администрации городского округа Сызрань на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны вышестоящих бюджетов.

Из материалов исполнительного производства № 55387/16/63025-ИП следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Парамоновой Е.В. неоднократно (6 раз) направлялись должнику требования о незамедлительном исполнении решения Сызранского городского суда Самарской области от 30.05.2016, в которых устанавливались сроки его исполнения и предоставления судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих исполнение решения суда: до 30.03.2017, 27.04.2017, 22.06.2017, 10.07.2017, 25.07.2017 и 17.04.2018.

Также установлено, что постановлением заместителя начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района от 07.05.2018 № 36 администрация городского округа Сызрань признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и администрации назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Как указано в пункте 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.

Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Установлено, что общая продолжительность исполнения указанного выше судебного акта по состоянию на дату обращения Талапановой С.М. в Самарский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок составляет 1 год 8 месяцев, а на дату рассмотрения настоящего административного дела – 1 год 9 месяцев.

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (часть 1).

Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Закону (часть 3).

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 4).

Как видно из материалов дела, для учета при формировании бюджета, а также выделения дополнительного финансирования в целях своевременного исполнения решений суда и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями, администрация городского округа Сызрань регулярно информировала Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, Правительство Самарской области и Губернатора Самарской области о необходимости увеличения бюджета в целях приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда для последующего предоставления их детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Талапановой С.М. (14.09.2016, 18.10.2016, 30.12.2016, 24.01.2017, 31.01.2017, 19.05.2017, 29.12.2017, 11.01.2018, 12.01.2018, 23.01.2018, 31.01.2018, 08.02.2018, 12.02.2018, 20.02.2018, 28.02.2018, 29.03.2018, 02.04.2018, 27.04.2018, 04.05.2018, 22.05.2018, 31.05.2018).

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области неоднократно обращалось к Губернатору Самарской области с сообщениями о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что в 2018 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены бюджетные средства: 424,6 млн. рублей – средства областного бюджета; 98,8 млн. рублей – средства федерального бюджета; 200 млн. рублей – дополнительные средства областного бюджета на исполнение судебных решений. Таким образом, с учетом дополнительного финансирования в текущем году планируется обеспечить жилыми помещениями 571 ребенка-сироту, в том числе по судебным решениям – 156 человек. По состоянию на 1 января 2018 года остаются неисполненными 910 судебных решений об обязании администраций муниципальных образований Самарской области предоставить детям-сиротам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма.

Потребность в денежных средствах, необходимых для исполнения судебных решений муниципальными образованиями Самарской области, составляет около 1,3 млрд. рублей.

В частности, по городскому округу Сызрань в очереди на получение жилья состоит 349 детей-сирот, из них 206 достигли возраста 18-ти лет, в связи с чем у них возникло право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. В отношении администрации городского округа Сызрань вынесено и не исполнено 109 судебных решений о предоставлении детям-сиротам благоустроенных жилых помещений.

В 2017 году на указанные выше цели городскому округу Сызрань выделено 74,7 млн. рублей, средства освоены в полном объеме, обеспечены жильем 91 детей-сирот, в том числе: 39 детей – за счет основных средств, 27 детей – за счет дополнительных средств, 24 ребенка – за счет средств 2016 года, 1 ребенок – за счет высвободившегося жилого помещения.

На 2018 год городскому округу Сызрань предусмотрено выделение 68,4 млн. рублей для обеспечения жилыми помещениями 58 детей-сирот, в том числе 33 млн. рублей на исполнение судебных решений.

Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и принимая во внимание, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует значительных временных затрат, как на проведение закупки, последующее заключение контракта, его исполнение – строительство жилых помещений, сдачу их в эксплуатацию, передачу и оформление прав муниципального образования на жилые помещения, суд пришёл к правильному выводу о том, что действия администрации городского округа Сызрань по исполнению решения Сызранского городского суда Самарской области от 30.05.2016, исходя из специфики реализации публичных полномочий в области обеспечения указанной выше категории лиц жилыми помещениями, являются достаточными и эффективными, поэтому основания полагать, что при исполнении указанного выше решения суда нарушены разумные сроки, отсутствуют.

С учётом изложенного, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска Талапановой С.М. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Доводы апелляционной жалобы Талапановой С.М. о том, что срок исполнения судебного решения не является разумным, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Талапановой С.М., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Самарского областного суда от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Талапановой С.М. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33а-11570/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Талапанова С.М
Ответчики
Администрация г.о Сызрань
Другие
УФССП России по Самарской области
КЖКХ Администрации г.о.Сызрань
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Финансовое управление Администрации г.о.Сызрань
Министерство социально-демографической и семейной политики Администрации г.о.Сызрань
ОСп №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
18.09.2018[Адм.] Судебное заседание
08.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее