Решение по делу № 2-759/2024 от 05.07.2024

Гражданское дело №2-759/2024

УИД 75RS0008-01-2024-001121-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    28 октября 2024 года    г. Борзя

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе судьи К.С. Турановой, при секретаре А.Т. Норбоевой,

с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Е.С. Доржиевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 26», администрации муниципального района «Борзинский район» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Борзинского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением мотивируя это тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, противопожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 26» (далее МОУ «ООШ № 26») в ходе которой установлено, что здание МОУ «ООШ № 26» требует проведения капитального ремонта. В перечне объектов образования Борзинского района капитальный ремонт здания школы запланирован на 2026 год. Для включения школы в мероприятия «Модернизация школьных систем образования» государственной программы «Развитие образования в Российской Федерации» Комитетом образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» в 2022 году разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта школы. ГАУ «Государственная экспертиза Забайкальского края» 21.07.2022 выдано положительное заключение на указанную проектно-сметную документацию. В 2022, 2024 гг. направлены заявки на финансирование проведения капитального ремонта, однако финансирование отсутствует. Капитальный ремонт в целом здании школы не проводился. В 2022 году проведен капитальный ремонт пищеблока с заменой технологического оборудования, ремонт помещения спортивного зала, установлена спортивная площадка, произведена замена автоматической пожарной сигнализации. Произведена замена окон в обеденном зале, в настоящее время имеется потребность в замене остальных окон (в проектно-сметной документации предусмотрено). Согласно информации Комитета образования в школе имелись проблемы, связанные с промерзанием трубы водоотведения за пределами здания школы, вызванного образовавшимся засором (ненадлежащая эксплуатация сантехнического оборудования). В апреле 2024 года проблема устранена специалистами ремонтно-эксплуатационной службы Комитета образования. Требуется замена оборудования, что предусмотрено проектно-сметной документацией.

Согласно п. 4.154 Устава МОУ «ООШ № 26» финансовое обеспечение деятельности образовательной организации осуществляется за счет средств бюджета муниципального района «Борзинский район» и на основании бюджетной сметы, утвержденной Учредителем.

Отсутствие финансирования не может быть признано уважительной причиной несоблюдения законодательства о несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности, возложенных на ответчиков законом, и не является основанием для неисполнения всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Выявленные нарушения федерального законодательства создают угрозу для здоровья несовершеннолетних и работников учреждения, реализации воспитательного процесса, в результате чего деятельность МОУ «ООШ№ 26» может не достичь целей, которые она преследует.

Просит суд обязать МОУ «ООШ № 26» в срок до 01.09.2025 произвести капитальный ремонт школы в соответствии с разработанным объектным сметым расчетом (смета) № ОС-02-01 от 18.07.2022. В случае недостаточности денежных средств у МОУ «ООШ№ 26» обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» профинансировать проведение работ по капитальному ремонту.

Протокольным определение суда от 12.08.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство образования и науки Забайкальского края.

Протокольным определением суда от 08.10.2024 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Борзинской межрайонного прокурора Доржиева Е.С. заявленные в иске требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика МОУ «ООШ № 26», третьего лица Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» в судебном заседании участия не принимали по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте надлежащим образом извещены. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности МОУ «ООШ № 26» ФИО3 исковые требования не признала поясняла, что у учреждения отсутствует финансовая возможность на проведение капитального ремонта.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Борзинский район» по доверенности ФИО4 в судебном заседании участия не принимала, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее представила отзыв в котором отметила, что здание МОУ «ООШ № 26» г. Борзя требует капитального ремонта на основании составленного акта визуального осмотра от 01.06.2022. Комитетом образования и молодежной политики администрации МР «Борзинский район» в 2022 году разработана сметно-проектная документация на проведение капитального ремонта МОУ «ООШ № 26». Общая потребность для проведения капитального ремонта данной школы согласно локальному сметному расчету в ценах 2022 года составляет 6 214 536 руб. 21.06.2022 ГАУ «Государственная экспертиза Забайкальского края» выдано положительное заключение на указанную проектно-сметную документацию. В 2022 году в Министерство образования и науки Забайкальского края направлена заявка на включение муниципальный район «Борзинский район» в мероприятие «Модернизация школьных систем образования в рамках государственной программы в Российской Федерации «Развитие образования», включающее в себя реализацию мероприятий по капитальному ремонту и оснащению зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания» по проведению в 2024 году капитального ремонта в МОУ «ООШ № 26». Согласно распоряжения Министерства образования и науки Забайкальского края от 16.02.2022 № 13-1 заявка осталась без удовлетворения. В 2024 году была повторно направлена заявка на включение муниципального района «Борзинский район» в указанную программу. Данная заявка Министерством рассмотрена и направлена в адрес Министра просвещения Российской Федерации. До настоящего времени информация о победителях конкурсного отбора в адрес Министерства образования и науки Забайкальского края не поступала. С учетом приоритетности капитальный ремонт МОУ «ООШ № 26» запланирован на 2026 год. Кроме того, указала, что бюджет муниципального района «Борзинский район» крайне дефицитный, собственных доходов не достаточно даже для того, чтобы исполнять первоочередные расходы в полном объеме. Предусмотреть в бюджете расходы на капитальный ремонт школ за счет собственных средств не представляется возможным. Финансовая помощь из краевого бюджета предоставляется только на осуществление первоочередных расходов. Просит в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации МР «Борзинский район» отказать. В судебном заседании 08.10.2024 представитель ответчика Полянская Н.В. поддержала доводы изложенные в отзыве.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Забайкальского края по доверенности ФИО5 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представила отзыв на исковое заявление в котором указала, что учредителем и собственником имущества МОУ «ООШ № 26» является администрация муниципального района «Борзинский район». МОУ «ООШ № 26» не является государственным учреждением, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство образования и науки Забайкальского края. Администрация муниципального района «Борзинский район» и МОУ «ООШ № 26» наделены полномочиями по проведению капитального ремонта школы. Министерство не наделено полномочиями, также собственными средствами для проведения капитального ремонта зданий муниципальных школ, в том числе и МОУ «ООШ № 26». С администрацией района, как собственником имущества МОУ «ООШ № 26» Министерство образования и науки Забайкальского края никаких соглашений по финансированию проведения капитального ремонта здания вышеуказанной школы не заключено. Таким образом на Министерство судом не может быть возложена обязанность профинансировать администрацию МР «Борзинский район» на проведение работ по капитальному ремонту здания школы.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в частности, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22 названного Закона) в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст.21 Закона.

Пунктом 4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст. 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).

Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.

В то же время    исполнение требований по осуществлению безопасности жизни и здоровья детей является обязанностью также и органов местного самоуправления.

В силу пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; осуществление в пределах своих полномочий мероприятий     по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В ходе рассмотрения дела установлено, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, противопожарной безопасности в МОУ «ООШ № 26», ходе которой установлено, что здание МОУ «ООШ № 26» требует проведения капитального ремонта.

Выявленные в ходе проведенной прокуратуры нарушения не соответствуют СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Из материалов дела следует, что согласно Уставу МОУ «ООШ № 26» является казенным учреждением, его учредителем является муниципальный район «Борзинский район». Имущество за образовательной организацией закрепляется на праве оперативного управления, собственником имущества, закрепляемого за образовательной организацией является муниципальный район.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что собственником здания МОУ «ООШ № 26» является муниципальный район «Борзинский район». Согласно передаточному акту №46 от 02.12.2002 собственник передал на баланс МОУ «СОШ № 26» в оперативное управление здание, расположенное в г. Борзя – 2.

Из ответа Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» на имя заместителя Борзинского межрайонного прокурора от 07.06.2024 г. следует, что здание школы аварийным не является, для включения МОУ «ООШ №26» в федеральную программу капитального ремонта организована разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт, пройдена государственная экспертиза указанной документации. В 2022, 2024 году направлены заявки в Министерство образования и науки Забайкальского края на включение образовательного учреждения в перечень учреждений нуждающихся в капитальном ремонте. В перечне объектов образования Борзинского района капитальный ремонт здания школы запланирован на 2026 год. Капитальный ремонт здания не проводился.

Согласно актам оценки готовности организации осуществляющей образовательную деятельность к новому 2022-2023, 2023-2024 г.г. МОУ «ООШ № 26» имеет потребность в капитальном ремонте в новом учебном году.

Согласно акту визуального осмотра здания МОУ «СОШ №26» утвержденного председателем Комитета образования и молодежной политики МР «Борзинский район» по результатам комиссионного обследования объекта – задние школы, принято решение о капитальном ремонте здания школы, так как дальнейшая эксплуатация здания без проведения капитального ремонта невозможны.

18.07.2022 Председателем Комитета образования и молодежной политики администрации МР «Борзинский район» утвержден сметный расчет (смета) № ОС-02-01.

Согласно положительного заключения государственной экспертизы ГАУ «Государственная экспертиза Забайкальского края» № 75-1-1-2-049230-2022 от 21.07.2022 г. сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства «Капитальный ремонт здания МОУ «СОШ №26» определена достоверно.

По информации Министерства образования и науки Забайкальского края 15.08.2022 года письмом № 8695 Министерства образования и науки Забайкальского края в адрес Министерства просвещения РФ направлена заявка Забайкальского края на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов в 2024 году, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в раках государственной программы РФ «Развитие образования», в которую вошла вышеуказанная школа. 26.08.2022 года письмом 9056 Министерства образования и науки Забайкальского края в адрес Министерства просвещения РФ направлена заявка Забайкальского края на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов в 2024-2025 годах, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в раках государственной программы РФ «Развитие образования», в которую вошла вышеуказанная школа. 26.06.2023 года письмом 6244 Министерства образования и науки Забайкальского края в адрес Министерства просвещения РФ направлена заявка Забайкальского края на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов в 2024-2026 годах, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в раках государственной программы РФ «Развитие образования», в которую вошла вышеуказанная школа. 17.10.2023 г. письмом Минпросвещения РФ получены результаты отбора 6 зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций Забайкальского края на 2024 год и 8 на 2025 год, в которую не вошла указанная школа. 15.07.2024 года письмом Министерства образования и науки Забайкальского края в адрес Министерства просвещения РФ направлена заявка Забайкальского края на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов по объектам с однолетним (только 2025, 2026, 2027) и двухлетним (2026-2027 г..) циклами производства ремонтных работ возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятия по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы РФ «Развитие образования». в которую повторно включена вышеуказанная школа. Результаты отбора за 4 квартал 2024 года до настоящего времени не поступили. С администрацией района, как собственником имущества МОУ ООШ № 26, Министерством образования и науки Забайкальского края в адрес Министерства просвещения РФ никаких соглашений по финансированию проведения капитального ремонта здания не заключён. Министерство не является ГРБС по ремонту МОУ ООШ № 26.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком требования действующего законодательства по обеспечению прав несовершеннолетних, не соблюдаются, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Доводы ответчиков на то, что бюджет муниципального района «Борзинский район» дефицитный, собственных доходов не достаточно для исполнения первоочередных расходов, суд не принимает во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности.

При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что требования прокурора об обязании произвести капитальный ремонт образовательного учреждения, подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения МОУ ООШ № 26 решения суда, суд принимает во внимание значимость разрешаемого вопроса, время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, поэтому суд считает возможным определить срок исполнения решения суда до 01.09.2026 года.

В силу положений п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании», п. 3 ч. 1 ст. 17, п.11. ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" требование о возложении на администрацию муниципального района «Борзинский район», как учредителя образовательного учреждения, обязанности по финансированию МОУ «ООШ №26» денежными средствами, в случае их недостаточности у образовательного учреждения, следует удовлетворить.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Борзинского межрайонного прокурора, удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №26» в срок до 01.09.2026 произвести капитальный ремонт школы в соответствии с разработанным объектным сметы расчетом (смета) № ОС-02-01 от 18.07.2022.

Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» в случае недостаточности денежных средств у муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №26» профинансировать проведение работ по капитальному ремонту школы.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд, через Борзинский городской суд Забайкальского края, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                   Туранова К.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2024 года.

2-759/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Борзинского межрайонного прокурора
Ответчики
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 26"
Администрация муниципального района "Борзинский район"
Другие
Министерство образования и науки Забайкальского края
Комитет образования и молодежной политики администрации МР "Борзинский район"
Суд
Борзинский городской суд Забайкальский края
Судья
Туранова Ксения Сергеевна
Дело на странице суда
borzya.cht.sudrf.ru
05.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2024Передача материалов судье
12.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Судебное заседание
28.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее