Решение по делу № 8Г-9167/2024 [88-9378/2024] от 09.09.2024

    88-9378/2024

    2-228/2024

    41RS0001-01-2023-008086-95

    Девятый кассационный суд общей юрисдикции

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    14 ноября 2024 года                                                       город Владивосток

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Власенко И.Г.,

    судей Старовойт Р.К., Прасоловой В.Б.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах Бурова Сергея Викторовича к Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края о восстановлении срока на подачу заявления и возложении обязанности предоставить жилое помещение

    по кассационной жалобе Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 24 июля 2024 года.

    Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., представителя Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края – Гиркалова А.Е., поддержавшего кассационную жалобу, заключение прокурора Плетневой С.Н. об отсутствии оснований для отмены постановления суда, судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском в интересах Бурова С.В. к Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края в котором просил восстановить срок для подачи заявления и возложить обязанность на ответчика включить Бурова С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к указанной категории детей и достигли возраста 23 лет в целях обеспечения жилым помещением.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Буров С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ранее относился к категории детей оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год он являли воспитанником КГОБУ «<данные изъяты>». В дальнейшем отбывал наказания за совершение преступлений. После <данные изъяты> Буров С.В. с ДД.ММ.ГГГГ стоит на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. До настоящего времени жильем не обеспечен, в список лиц для получения жилого помещения во внеочередном порядке не включен, нанимателем или собственником жилого помещения не является, на праве собственности жилья не имеет.

В судебном заседании представитель прокуратуры и Буров С.В. поддержали требования иска.

Представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа представил письменный отзыв в котором просил отказать в удовлетворении требований, указал, что Буров С.В. никогда не стоял на учете как ребенок-сирота, оставшейся без попечения родителей по основаниям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, с таким заявлением не обращался. В настоящее время он стоит на учете в целях улучшения жилищных условиях на общих основаниях.

Решением Петропавловск-Камчатский городского суда Камчатского края от 26 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 24 июля 2024 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований.

    На Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края возложена обязанность включить Бурова С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    В кассационной жалобе Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неверную оценку обстоятельств дела, из которых следует, что Буров С.В. обратился с заявлением о постановке на учет по достижении 51 года, в связи с чем утратил право на обеспечение жилым помещением, поскольку действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает возможность обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей старше 23 лет жилыми помещениями.

    Буров С.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Начальником Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя Управления.

    В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Такие основания по настоящему делу установлены.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

Из материалов дела следует, что родителями Бурова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО6 и ФИО9, которые решением Усть-Камчатского районного народного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Буров С.В. был воспитанником <данные изъяты>. По сообщению ИЦ УМВД России по Камчатскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы.

В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Буров С.В. был зарегистрирован в различных жилых помещениях, не являясь членом семьи собственника или нанимателя. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. Жилые помещения, принадлежащие Бурову С.В. на праве собственности на территории Камчатского края отсутствуют.

В ДД.ММ.ГГГГ году Буров С.В. обратился в заявлением о включении в Список на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в чем ему на основании решения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -П было отказано в вязи с достижением 51 года на момент обращения с заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - ДД.ММ.ГГГГ, Буров С.В. достиг 24 лет, обратился с заявлением о включении в Список в 51 год, тогда как предельный возраст по Федеральному закону №159 -ФЗ ограничен 23 годами.

Суд апелляционной инстанции признал неверным указанный вывод полагая, что заявитель не утратил право на обеспечение жильем и подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, поскольку учет указанной категории лиц лежит на органах опеки и попечительства, которые свою обязанность по постановке на учет не выполнили.

Обращаясь с кассационной жалобой Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края полагало неверным указанный вывод, с чем следует согласиться.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с п. п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предусмотренная указанными выше положениями обязанность органов опеки и попечительства выявлять и вести учет, принимать меры для постановки на учет лиц, оставшихся без попечения родителей обусловлена их несовершеннолетним возрастом, в то время как возраст с 18 до 23 лет предполагает самостоятельное совершение активных действий таким лицом по реализации имеющегося права.

Законодателем установлен возрастной предел - 23 года, который учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким - либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

Достижение предельного возраста, не являясь безусловно пресекательным, предусматривает наличие уважительных причин пропуска своевременного обращения с заявлением, в то время как сведений о наличии обстоятельств, указывающих на такие причин материалы дела не содержат.

В соответствии с ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ законность и обоснованность решения предусматривает правильное применение норм материального права и оценку доказательств, определение правоотношения сторон и закон подлежащий применению.

При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела, содержать исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Постановление суда первой инстанции данным положениям соответствует, в то время как суд апелляционной инстанции, призванный устранить нарушения, связанные в неверным применением норм материального и процессуального права, не опровергнув установленные судом первой инстанции обстоятельства, в нарушение статьи 327 ГПК РФ, пп. 5, 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ, не установил новых обстоятельств и не привел выводов о нарушении судом первой инстанции норм права при оценке доказательств, что привело к переоценке выводов суда первой инстанции в нарушение приведенных выше положений норм материального и процессуального права.

    По изложенному, апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения Петропавловск-Камчатский городского суда Камчатского края от 26 февраля 2024 года.

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

    о п р е д е л и л а:

    апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 24 июля 2024 года отменить, решение Петропавловск-Камчатский городского суда Камчатского края от 26 февраля 2024 года оставить в силе.

    Председательствующий

    Судьи

    Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 ноября 2024 года.

8Г-9167/2024 [88-9378/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Власенко Ирина Гавриловна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
14.11.2024Судебное заседание
14.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее