К делу №2-1647/2023
УИД 23RS0050-01-2023-001504-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 22 августа 2023 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Метелкина Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кожемякиной Я.Л.,
с участием представителя администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Мигель С.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Григоршева В.П. – Кишнева Д.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования <адрес> к ФИО1, ФИО2 о признании незаконным межевого плана, признании незаконным раздела земельного участка, признании незаконными постановку на кадастровый учет и изменения вида разрешенного использования земельных участков, снятии с кадастрового учета вновь образованных земельных участков, восстановлении сведений в ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в суд с иском к Григоршеву В.П. о признании незаконным межевого плана, признании незаконным раздела земельного участка, признании незаконными постановку на кадастровый учет и изменения вида разрешенного использования земельных участков, снятии с кадастрового учета вновь образованных земельных участков, восстановлении сведений в ЕГРН в отношении первоначального земельного участка.
Свои доводы истец обосновал тем, что управлением муниципального контроля проведен визуальный осмотр земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес> «Зона индивидуальной и малоэтажной жилой застройки», ОД-1 «Зона общественного центра местного значения», ИТ-2 «Зона объектов автомобильного транспорта». По мере принятия решений о застройке данных территорий, в соответствии со ст. 42,43 ГрК РФ, в обязательном порядке подготавливается документация по планировке территории, после чего проводятся работы по размежеванию существующих земельных участков с целью выделения требуемой планировочной структуры. Расходы, связанные с подготовкой документации по планировке территории, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в подготовке такой документации. После проведения данных мероприятий осуществляется зонирование таких территорий, в установленном порядке вносятся изменения в карту градостроительного зонирования настоящих Правил. До момента разработки и утверждения документации по планировке территории запрещается установление, изменение, применение видов разрешенного использования земельных участков, описанных в данной зоне и определенных для них предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документация по планировке территории, разрабатываемая на основе положений документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, при соблюдении законодательно закрепленного принципа ее соответствия названным документам, обеспечивает реализацию базовых градостроительных решений, устанавливает соответствующие этапы развития территории, в том числе - создания, в частности объектов капитального строительства, с конкретизацией предусмотренных параметров разрешенного строительства в отношении проектируемых объектов, выделяя зоны планируемого размещения объектов в привязке к земельным участкам. Расходы, связанные с подготовкой документации по планировке территории, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в подготовке такой документации. После проведения данных мероприятий осуществляется зонирование таких территорий, в установленном порядке вносятся изменения в карту градостроительного зонирования настоящих Правил. До момента разработки и утверждения документации по планировке территории запрещается установление, изменение, применение видов разрешенного использования земельных участков, описанных в данной зоне и определенных для них предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства. При хозяйственном освоении территории (в том числе подготовке градостроительного плана земельного участка, проектирование, строительство/реконструкция, вводе в эксплуатацию) в обязательном порядке должны учитываться требования нормативов градостроительного проектирования всех уровней. В целях установления элементов планировочной инфраструктуры, улично-дорожной сети, красных линий, подготовка документации по планировке территории, на которой расположены образованные в результате раздела земельные участки является обязательной. В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Администрацией муниципального образования <адрес> В настоящее время образованные земельные участки не имеют установленных адресов, что тем не менее не может служить препятствием для их реализации, однако будет является препятствием для граждан, которые в последующем могут стать собственниками земельных участков с целью использования их по целевому виду разрешенного использования. При этом в соответствии с подпунктом «а» пунктом 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Таким образом, раздел земельного участка с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
Определением Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица – Темрюкский отдел Управления Росреестра по КК.
Определением Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена – Плугина Л.В.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Темрюкский район Мигель С.А. поддержал уточненные исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Суть требований сводится к тому, что указанные мероприятия были проведены без разработанного проекта планировки. Считает, что нарушены действующие нормы. Земельные участки образованы без установления зон, без выдела каких либо красных линий, в иске указаны все нормы, в дальнейшем может привести к нарушению прав и законных интересов новых собственников которые начинают приобретать участки, не выделены дороги и тому подобное. Администрация работает в интересах граждан, граждане могут столкнуться в дальнейшем со сложностями использования земельного участка. В отсутствии проекта планировки, мероприятия не проведены.
Ответчики Григоршев В.П. и Плугина Л.В., будучи надлежаще извещенными о дне слушания дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель ответчика Григоршева В.П. – Кишнев Д.Ю. с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в иске. Суду представитель ответчика Кишнев Д.Ю. пояснил, что в настоящий момент ответчику принадлежат земельные участки, которые соответствует правилам землепользования застройки в части площади, вида. Участки имеют статус учтенные, ограничение прав не зарегистрировано, расположены в зоне Ж1, каких-либо законодательных препятствий для кадастрового учета на момент межевания и на сегодняшний день не имеется. Решение собственника о разделе является основополагающим документом, а межевой план это лишь технический вопрос для регистрации прав на размежёванные земельные участки. Без решения собственника невозможно подать документы в кадастровую палату, чтобы размежевать эти земли. Решение сособственника администрация не оспаривает. Оспаривают межевой план, каких-либо законодательных препятствий администрация не привела. Основанием для снятия с кадастрового учета земельных участков прямо предусмотрено в законе. В исковом заявлении данные требования отсутствуют. Собственник земельного участка вправе выбирать самостоятельно без дополнительных ограничений. В зоне Ж1 все виды разрешенного использования в том числе ИЖС, проект планировки не нужен в соответствии с законом о Росреестре для межевого плана, не нужен для изменения вида разрешенного использования. <адрес> не уполномочена обращаться в суд с требованием об оспаривании мероприятий, связанных с формированием земельных участков, не находящиеся в муниципальной собственности. Права и законные интересы истца не могут быть нарушены образованием земельных участков. Сам по себе раздел никому никакого вреда не причинил и не нарушает нормы права. Истцом не применялись в отношении ответчиков установленные регламентом меры, применяемые к нарушителям земельного законодательства. Он не был привлечен к административной ответственности, ему не было выдано предписание. По мимо этого есть Устав МО ТР (ст.36 полномочия администрация, ст.48 муниципальный контроль), ст.17, 131 Закона, ст.72 ЗК РФ. Во всех нормативных актах указана административная ответственность, выдача предписания. Обращаться в суд с такими требованиями администрация не может, потому что она выходит за рамки своего регламента. Ответчики не могут принять решение по проектированию, чтобы утвердить проект планировки, это прерогатива администрации. Они направили предложение на подготовку проекта планировки, но администрация отказала, указав, что нет оснований. Если администрации надо, пусть делает ст.45 ГрК. Полагает, что исковые требования администрации не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В письменных возражения на иск, ответчик Плугина Л.В. указала, что является добросовестным приобретателем, купила данный земельный участок в 2023 году, перед покупкой участка она проверила правоустанавливающие документы, работники Росреестра и администрации Темрюкского района подтвердили, что ее приобретение не нарушает действующее законодательство, сделка будет зарегистрирована. В настоящее время она является законным владельцем данных участков. С момента приобретения ею участка со стороны администрации района ей каких-либо претензий не поступало, требований о снятии с учета участка не поступало (п.3 ст. 132 ГПК РФ). Действующим законодательством ограничен перечень оснований для снятия с учета участков, основания, указанные в требованиях администрации законодательством не предусмотрено, в связи с чем ее участок не может быть снят с кадастрового учета. В настоящее время участок отвечает всем требованиям ПЗЗ участки имеют статус «учтенных», ограничения прав не зарегистрировано о чем свидетельствует государственная регистрация прав, в связи с чем к ее участкам не могут быть применены негативные последствия за возможные нарушения, по мнению администрации, которые могли иметь место со стороны предыдущего собственника в период до заключения ею договора купли-продажи, тем более, что на момент рассмотрения дела ее участки каких-либо законодательных препятствий для кадастрового учета не имеют. Законодатель установил, что права и законные интересы администрации не могут быть нарушены образованием земельных участков, находящихся в частной собственности. Учитывая изложенное, полагает, что избранный истцом способ защиты нарушенных прав не соответствует способам защиты, предусмотренных Регламентом и законодательством. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав, что в данном случае не указано. Считает, что в удовлетворении исковых требованиях администрации необходимо отказать.
Представитель третьего лица – Темрюкского отдела Управления Росреестра по КК, будучи надлежаще извещенным о дне слушания дела, в суд не явился.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования администрации муниципального образования Темрюкский район подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:30:0701000:658, имеющий вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежащий Григоршеву В.П. на праве собственности, был снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, так как был разделен на 8 земельных участков с кадастровыми номерами: <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Таким образом, после подачи истцом настоящего иска в суд два земельных участка из 28 были реализованы Григоршевым В.П. - Плугиной Л.В.
В соответствии с п.2 и п.3 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу п.1 и п.2 ст.11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений статей 9 и 18 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования относятся документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений.
Согласно ч.1 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п.1 ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В силу ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
Согласно ч.6 ст.41 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В соответствии ч.1 ст.41.1 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, муниципальных округов, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Согласно ч.1 ст.42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу ч.9 ст.43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
В соответствии ч.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу ч.5 ст.31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Согласно ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.2.1 и ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По мере принятия решений о застройке территорий, в соответствии со ст. 42,43 Градостроительного кодекса РФ в обязательном порядке подготавливается документация по планировке территории, после чего проводятся работы по размежеванию существующих земельных участков с целью выделения требуемой планировочной структуры.
После проведения данных мероприятий осуществляется зонирование таких территорий, в установленном порядке вносятся изменения в карту градостроительного зонирования.
До момента разработки и утверждения документации по планировке территории запрещается установление, изменение, применение видов разрешенного использования земельных участков, описанных в данной зоне и определенных для них предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства.
Кроме того, без разработанной и утвержденной, в соответствии с нормами действующего законодательства, документации по планировке территории не обеспечивается устойчивое развитие территории, в том числе не выделены элементы планировочной структуры, не могут быть установлены границы земельных участков, не могут быть установлены красные линии.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, администрацией муниципального образования <адрес>
<адрес>, в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район отсутствует.
Образованные земельные участки не имеют установленных адресов.
При этом, в соответствии с подпунктом «а» пунктом 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Таким образом, раздел и межевание земельного участка с кадастровым номером <адрес> и его раздел на 8 земельных участков, а в последующем и на 28 земельных участков произведен в отсутствие решения органа местного самоуправления о подготовке, утверждении документации по планировке территории.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что раздел земельного участка с кадастровым номером <адрес> и изменения вида разрешенного использования до утверждения документации по планировке территории градостроительные регламенты не соответствует требованиям законодательства РФ. В связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении иска администрации муниципального образования <адрес> судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО1, ФИО2 о признании незаконным межевого плана, признании незаконным раздела земельного участка, признании незаконными постановку на кадастровый учет и изменения вида разрешенного использования земельных участков, снятии с кадастрового учета вновь образованных земельных участков, восстановлении сведений в ЕГРН - удовлетворить.
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Восстановить сведения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Метелкин
Решение в окончательной форме принято 28 августа 2023 года.