Судья Харченко И.В. Дело № 33-1567/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Ушаковой И.Г., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Емелиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 30 мая 2019 г. гражданское дело по исковому заявлению САГ к государственному бюджетному учреждению «Курганская больница скорой медицинской помощи» о признании права на заработную плату не менее минимального размера оплаты труда, взыскании задолженности по заработной плате,
по апелляционной жалобе САГ на решение Курганского городского суда Курганской области от 12 марта 2019 г., которым постановлено:
«САГ в удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению «Курганская больница скорой медицинской помощи» о признании права на заработную плату не менее МРОТ, производстве перерасчета заработной платы отказать.».
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, объяснения представителей ответчика государственного бюджетного учреждения «Курганская больница скорой медицинской помощи» - РАС, РТВ, судебная коллегия
установила:
САГ обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению «Курганская больница скорой медицинской помощи» (далее – ГБУ «Курганская БСМП») о признании права на заработную плату не менее минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), взыскании задолженности по заработной плате.
Изменив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), в их обоснование указала, что на основании трудового договора от 24.03.2015 она работает в ГБУ «Курганская БСМП». В соответствии с коллективным договором норма рабочего времени установлена в размере 39 часов в неделю, оплата за выполненную норму часов в соответствии с федеральным законом установлена в размере МРОТ. Она проживает и работает в местности с особыми климатическими условиями, в связи с чем увеличение заработной платы должно производиться за счет применения уральского коэффициента в размере 15%. В нарушение требований действующего законодательства ответчик включает указанную компенсационную выплату в состав МРОТ, тогда как минимальный размер оплаты труда должен быть увеличен на процент коэффициента. Включая районный коэффициент в сумму МРОТ, работодатель фактически уменьшает ее размер, в связи с чем выплачивает заработную плату не в полном объеме. Незаконное уменьшение заработной платы, по мнению САГ, нарушает ее права на получение повышенной оплаты труда в связи с особыми климатическими условиями.
Просила признать за ней право на заработную плату не менее МРОТ, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее предусмотренного районного коэффициента, возложить на ГБУ «Курганская БСМП» обязанность произвести перерасчет заработной платы за февраль, март, апрель, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и взыскать с работодателя задолженность по заработной плате в размере 4833 руб. 19 коп. путем перечисления ее на счет №, открытый в ПАО Сбербанк.
В судебном заседании САГ на исковых требования настаивала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков ГБУ «Курганская БСМП» по доверенностям РАС, РТВ против удовлетворения исковых требований возражали, указав, что с 01.09.2007 в сумму МРОТ входили компенсационные, стимулирующие, социальные выплаты и районный коэффициент. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П были исключены альтернативные варианты применения районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в особых климатических условиях. В соответствии с данным Постановлением районный коэффициент не входит в состав МРОТ и должен начисляться сверх него, в связи с чем истцу с января 2018 года районный коэффициент в размере 15% начисляется на размер МРОТ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнению к ней САГ просит решение суда отменить, выражая несогласие с выводом суда о том, что она имеет право на выплату заработной платы не менее МРОТ без учета включения в него районного коэффициента только с 07.12.2017. Считает ссылку суда на Письмо Минтруда России от 04.06.2018 № 14-1/10/В-4036 необоснованной, поскольку нормы материального права, предусматривающие повышенную заработную плату в связи с особыми условиями, действовали до принятия 07.12.2017 Конституционным Судом Российской Федерации Постановления № 38-П. Полагает, что право на повышенную заработную плату должно быть ею реализовано в спорные периоды. По мнению апеллянта, суд не учел, что правоотношения между истцом и ответчиком носят длящийся характер, а в длящихся правоотношениях применяется законодательство, определенное на момент их возникновения, решение должно быть вынесено в соответствии с законодательством, действовавшем на правообразующий момент. Указывает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П распространяется на факты и правовые последствия, возникающие до вступления его в законную силу. Вышеназванное Письмо Минтруда России законодательным актом не является. Настаивает на применении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П к правоотношениям, возникшим до дня его принятия. Считает, что суд в решении не привел мотивов, по которым не принял во внимание ее доводы о том, что работа в особых климатических условиях – самостоятельное основание для повышенной оплаты труда, а также доводы, связанные с применением ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК Российской Федерации), предусматривающей обязанности работодателя, не исследовал расчеты, приведенные ею в иске, свидетельствующие о наличии задолженности по заработной плате. Суд не учел недопустимость ухудшения ее положения как работника в правоотношениях с государственным учреждением. Полагает, что решение суда противоречит установленным обстоятельствам, а также правовым нормам, закрепленным в ч. 1 и ч. 3 ст. 133 ТК Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
В возражениях ГБУ «Курганская БСМП», полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу САГ – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика ГБУ «Курганская БСМП» по доверенностям РАС, РТВ выразили согласие с решением суда, полагая, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Истец САГ, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что с 24.03.2015 САГ работает в ГБУ «Курганская БСМП» в должности санитарки приемного отделения «взрослое», что подтверждается копией трудового договора от 24.03.2015 №.
В соответствии с условиями трудового договора истцу установлен оклад в размере 3616 руб., коэффициент специфики – 542 руб. 40 коп., уральский коэффициент – 623 руб. 76 коп., установлен режим рабочего времени – график.
Согласно условиям коллективного договора ГБУ «Курганская БСМП» на 2017-2020 годы, принятого на конференции (собрании) работников, работникам предусмотрены выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Коллективным договором установлена продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю, для медицинских работников 39 часов в неделю.
Положение о системе оплаты труда работников ГБУ «Курганская БСМП», подведомственного Департаменту здравоохранения Курганской области, утвержденное 01.09.2016, определяет порядок и условия оплаты труда работников учреждения. В соответствии с указанным Положением размер оклада медицинского персонала первого уровня, в том числе санитарки, составляет 4520 руб.
Обращаясь в суд с настоящим иском, САГ полагала, что работодатель, реализуя положения ст. 130 ТК Российской Федерации, гарантирующей каждому работнику заработную плату не мерее МРОТ, в нарушение норм действующего законодательства включал в ее состав в спорные периоды районный коэффициент, вследствие чего размер ее заработной платы был менее размера, гарантированного федеральным законодателем.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае оснований для перерасчета и взыскании с ГБУ «Курганская БСМП» задолженности по заработной плате не имеется.
При этом суд указал, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, которым дано толкование ст. 129, 133, 133.1 ТК Российской Федерации в части включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть с 07.12.2017.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Так, охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 ТК Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК Российской Федерации).
В соответствии со ст. 129 ТК Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно ст. 135 ТК Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В ст. 130 ТК Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст. 133 ТК Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем ч. 2 ст. 146 ТК Российской Федерации установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Курганской области в размере – 1,15 (п. 1).
В соответствии с п. 4 указанного Постановления введение районного коэффициента не образует новых тарифных ставок и должностных окладов. Районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденному постановлением данного министерства от 11.09.1995 № 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, ТК Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей как обязанность оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК Российской Федерации принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П применительно к районным коэффициентам, установленным для местностей с особыми климатическими условиями.
Таким образом, районный коэффициент не подлежит включению в заработную плату при разрешении вопроса о ее соответствии установленному законом МРОТ, иное не соответствует нормам материального права, а также затрагивает конституционные права истца на получение заработной платы не ниже МРОТ и, сверх этого, на повышенную оплату за работу в местности с особыми климатическими условиями.
Вывод суда о распространении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П на правоотношения, возникшие после 07.12.2017, является ошибочным ввиду следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении истолкованием.
С учетом положений приведенной выше правовой нормы, выводы суда первой инстанции о неприменении постановления Конституционного суда Российской Федерации к правоотношениям, сложившимся между сторонами в 2017 году по вопросу выплаты заработной платы, не соответствуют нормам материального права.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ с 01.07.2016 был установлен в размере 7 500 руб. в месяц, с 01.07.2017 – 7 800 руб. в месяц.
Согласно расчету заработной платы за февраль, март, апрель, май, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2017 года на должностной оклад истца начислялись различные надбавки.
Начисленная таким образом заработная плата САГ за полностью отработанные периоды была менее указанного выше минимального размера оплаты труда, установленного законом в Российской Федерации на 2017 год, в связи с чем к рассчитанной исходя из должностного оклада и надбавок заработной плате применялся установленный постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» на территории Курганской области районный коэффициент к заработной плате в размере 1,15 (15%). После применения районного коэффициента заработная плата САГ достигала уровня МРОТ.
При таком расчете районный коэффициент на заработную плату истца САГ входил в состав МРОТ, что противоречит нормам материального права, поскольку установленный в соответствии со ст. 146 и 148 ТК Российской Федерации районный коэффициент к заработной плате является компенсацией за работу в неблагоприятных климатических условиях и не должен учитываться при определении минимального заработка работника в таких местностях, а подлежит начислению на фактический заработок работника, который перед начислением этого коэффициента должен быть не ниже МРОТ, установленного по Российской Федерации в целом.
Из материалов дела следует, что САГ в 2017 году начислена заработная плата:
- в феврале за отработанную по графику норму времени 139,24 ч в размере 8075 руб. (клад – 4520 руб., ночные – 933 руб. 83 коп., районный коэффициент – 1053 руб. 33 коп., КТУ – 1000 руб., надбавка за ВИЧ – 25 руб. 94 коп., вредность – 542 руб. 40 коп.);
- в марте за отработанную по графику норму времени 170,36 ч в размере 8 263 руб. 64 коп. (оклад – 4520 руб., ночные – 890 руб. 22 коп., праздничные – 211 руб. 96 коп., районный коэффициент – 1077 руб. 86 коп., КТУ – 1 000 руб., надбавка за ВИЧ – 21 руб. 20 коп., вредность – 542 руб. 40 коп.);
- в апреле за отработанную по графику норму времени 156 ч в размере 13879 руб. 42 коп. (оклад – 4 520 руб., ночные – 834 руб. 46 коп., очередной отпуск – 5921 руб. 37 коп., районный коэффициент – 1038 руб. 01 коп., КТУ – 1 000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░ – 23 ░░░. 18 ░░░., ░░░░░░░░░ – 542 ░░░. 40 ░░░.);
- ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 179,24 ░ ░ ░░░░░░░ 7968 ░░░. 48 ░░░. (░░░░░ – 4 520 ░░░., ░░░░░░ – 846 ░░░. 56 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 1039 ░░░. 36 ░░░., ░░░ – 1 000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░ – 20 ░░░. 16 ░░░., ░░░░░░░░░ – 542 ░░░. 40 ░░░.);
- ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 163,48 ░ ░ ░░░░░░░ 8063 ░░░. 41 ░░░. (░░░░░ – 4 520 ░░░., ░░░░░░ – 927 ░░░. 18 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 1051 ░░░. 75 ░░░., ░░░ – 1 000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░ – 22 ░░░. 08 ░░░., ░░░░░░░░░ – 542 ░░░. 40 ░░░.);
- ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 162,48 ░ ░ ░░░░░░░ 11520 ░░░. 10 ░░░. (░░░░░ – 4 520 ░░░., ░░░░░░ – 932 ░░░. 87 ░░░., ░░░░░░░ ░░░░░░ – 3000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 1502 ░░░. 62 ░░░., ░░░ – 1 000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░ – 22 ░░░. 21 ░░░., ░░░░░░░░░ – 542 ░░░. 40 ░░░.);
- ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 168 ░ ░ ░░░░░░░ 13993 ░░░. 95 ░░░. (░░░░░ – 4 520 ░░░., ░░░░░░ – 753 ░░░. 33 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░ – 1086 ░░░. 52 ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 294 ░░░. 95 ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 5899 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 875 ░░░. 67 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░ – 22 ░░░. 08 ░░░., ░░░░░░░░░ – 542 ░░░. 40 ░░░.).
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░ 549 ░░░. 50 ░░░. (8625 ░░░. (7500 ░░░. ░ 15%) – 8075 ░░░. 50 ░░░.);
- ░ ░░░░░ 361 ░░░. 36 ░░░. (8 625 ░░░. (7 500 ░░░. ░ 15%) – 8263 ░░░. 64 ░░░.);
- ░ ░░░░░░ 666 ░░░. 95 ░░░. (8 625 ░░░. (7 500 ░░░. ░ 15%) – 7958 ░░░. 05 ░░░. (13879 ░░░. 42 ░░░. – 5921 ░░░. 37 ░░░.);
- ░ ░░░░░░░ 1001 ░░░. 52 ░░░. (8970 ░░░. (7 800 ░░░. ░ 15%) – 7968 ░░░. 48 ░░░.);
- ░ ░░░░░░░░ 906 ░░░. 59 ░░░. (8 970 ░░░. (7 800 ░░░. ░ 15%) – 8063 ░░░. 41 ░░░.);
- ░ ░░░░░░ 449 ░░░. 90 ░░░. (8 970 ░░░. (7 800 ░░░. ░ 15%) – 8520 ░░░. 10 ░░░. (11520 ░░░. 10 ░░░. – 3000 ░░░.);
- ░ ░░░░░░░ 1170 ░░░. (8 970 ░░░. (7 800 ░░░. ░ 15%) – 7800 ░░░. (13993 ░░░. 95 ░░░. – 294 ░░░. 95 ░░░., - 5899 ░░░.).
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░ 4442 ░░░. 06 ░░░. (549 ░░░. 50 ░░░. + 361 ░░░. 36 ░░░. + 666 ░░░. 95 ░░░. + 1001 ░░░. 52 ░░░. + 906 ░░░. 59 ░░░. + 449 ░░░. 90 ░░░. + 1170 ░░░.) = 5105 ░░░. 82 ░░░. – 13% (░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░. 23 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 98 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░. 8 ░. 1 ░░. 333.20 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328, 329, 330 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4442 ░░░. 06 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: