Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 14 июня 2016 года
Советский районный суд г.Омска
в составе председательствующего судьи Гужинова А.Н.,
при секретаре Павлюченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Омскмебель» об обязании получить постановление Главного государственного санитарного врача РФ или решение Главного государственного санитарного врача Омской области об установлении размера санитарно-защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Омскмебель» об обязании получить постановление Главного государственного санитарного врача РФ или решение Главного государственного санитарного врача Омской области об установлении размера санитарно-защитной зоны, указав, что ООО «Омскмебель» создано путем реорганизации в форме преобразования, о чем 02.07.2014 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области внесена запись в ЕГРЮЛ за ОГРН №. Общество поставлено на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска 02.07.2014 г. с присвоением <данные изъяты>. В нарушение ст. 20 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.1.1 санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17.05.2001, пунктов 2.1, 1.2, 2.2, 2.5, 2.11, 3.1, 3.10, 3.12, 4.1-4.3, 4.8, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 в редакции, введенной в действие с 01.03.2008, размер санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) объектов и производств, размещенных на производственной площадке ООО «Омскмебель» по адресу: адрес, не установлен вследствие невыполнения Обществом обязанности разработать проект СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) и представить в Федеральную службу Роспотребнадзора для получения постановления Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера санитарно-защитной зоны, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух объекты и производства будут отнесены к I и II классам опасности, в ином случае - в Управление Роспотребнадзора по Омской области для получения решения Главного государственного санитарного врача Омской области или его заместителя об установлении размера СЗЗ указанной площадки. Поскольку не установлен размер СЗЗ производственной площади Общества и её границы, то не проводятся мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физических воздействий, производственный контроль за влиянием выбросов производства Общества на загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ и в зоне влияния выбросов Общества не организован, не определено функциональное зонирование территории СЗЗ и режим её использования, что создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в жилых домах, размещенных в нормативной СЗЗ. Таким образом, промышленные объекты и производства Общества,
размещенные на производственной площадке в адрес,
в силу пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 являются источниками
воздействия на среду обитания и здоровье человека, в границы ориентировочного размера СЗЗ попадают жилые дома, однако границы СЗЗ производственной площадки не уменьшены. Тем самым нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
С учетом изложенного, просит обязать ООО «Омскмебель» получить постановление Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера санитарно-защитной зоны, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух объекты и производства, размещенные на производственной площадке по адресу: адрес будут отнесены к I и II классам опасности в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны для них, установленной СанПиН 2.2.112.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 74 от 25.09.2007 в редакции, введенной в действие с 01.03.2008, в ином случае решение Главного государственного санитарного врача Омской области или его заместителя.
Представитель истца прокурор Полубоярова О.В. требования поддержала, просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика ООО «Омскмебель» Храмова И.Ю., действующая по доверенности, не возражала относительно заявленных исковых требований, пояснила, что для устранения нарушений, установленных проведенной прокуратурой проверкой, ответчиком принимаются все необходимые действия, в том числе заключен договор по разработке и оформлению проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для производственной площадки ООО «Омскмебель».
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ООО «Омскмебель» создано путем реорганизации в форме преобразования, о чем .... Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Омской области внесена запись в ЕГРЮЛ за ОГРН №
Проверкой установлено, что основным видом деятельности Общества согласно ОКВЭД является деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров. Помимо основного вида деятельности предприятие осуществляет деятельность по производству мебельной продукции и специализируется на выпуске мебельной из ДЦСП, МДФ и мебели на металлокаркасе для дома и офиса.
Производственная территория ООО "Омскмебель" представлена одной площадкой, которая находится по адресу: адрес. Производственная площадка Общества расположена в районе сложившейся административно-хозяйственной и жилой застройки на земельном участке с кадастровым номером №, являющимся собственностью ООО «Омскмебель».
Нормативы предельно допустимых выбросов (далее - нормативы ПДВ) от стационарных источников выбросов Общества утверждены приказом Управления Росприроднадзора по Омской области № от .... (л.д. 8).
Министерством природных ресурсов и экологии Омской области выдано разрешение № 44 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с .... в количестве 1,5018 тонны в год. Разрешен выброс 32 вредных (загрязняющих) веществ (л.д. 12, 13-14).
Согласно формы государственной статистической отчетности формы №-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха за 2015 год» Обществом фактически выброшено в атмосферу 1,312 тонны вредных (загрязняющих) веществ (л.д. 15-17).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением на проект нормативов ПДВ Общества №.....000.Т.000206.02166 от .... на производственной площадке размещены следующие источники загрязнения атмосферного воздуха: деревообрабатывающий участок (2 шт.), сварочный участок (4 шт.), металлообрабатывающий участок, котельная, пост пересыпки золы, участок нанесения клея, заточной участок, ремонтный участок, участок наклейки пластика, участок резки стекла, участок погрузки- разгрузки, участок плазменной резки, шлифовальный участок и стоянка автотранспорта предприятия (л.д. 18-28).
По отношению к прилегающей территории, производственная площадка граничит:
с севера - с дорогой по адрес (6 метров), далее с административным 5-этажным зданием Администрации Омского муниципального района Омской области, расположенным по адресу: адрес «а» (53 метра);
с северо-востока - с административным зданием, расположенным по адресу: адрес «в» (9 метров), далее с дорогой по адрес (28 метров), далее с 4-х этажным административным зданием ОЛО "Эталон", расположенным по адресу: адрес (60 метров);
с востока - с хозяйственной застройкой (25 метров) и далее с 2-х этажным
административным зданием ООО "Калачинский молзавод", расположенным по
адресу: адрес (119 метров);
с юго-востока - с дорогой по адрес (3 метра), далее с индивидуальной жилой застройкой по адрес (10 метров);
с юга - с хозяйственным корпусом (10 метров), далее с индивидуальной жилой застройкой по адрес (36 метров);
с юго-запада - с 2-х этажным административным зданием, расположенным по адресу: адрес (14 метров), далее индивидуальной жилой застройкой по адрес (64 метра);
с запада - с дорогой по адрес (5 метров), далее с индивидуальной жилой застройкой по адрес (18 метров);
с северо-запада - с дорогой по адрес (8 метров), далее с
индивидуальной жилой застройкой по адрес (42 метра);
Ближайший нормируемый объект - индивидуальная жилая застройка, расположена в юго-восточном направлении на расстоянии 10 метров.
Общее число действующих источников загрязнения атмосферы на предприятии - 18. В атмосферный воздух выбрасываются 32 вредных (загрязняющих) вещества, из них - 10 твёрдых, 22 жидких и газообразных. Суммарный выброс в атмосферу составляет - 1,502 т / год загрязняющих веществ.
Согласно проведённым расчётам ООО "Омскмебель" является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, поскольку уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки диЖелезо триоксидом (0,65028 ПДК), марганцем и его соединениями (0,55609 ПДК), углеродом (сажей) (0,170169 ПДК), пылью поливинилхлорида (0,25807 ПДК), пылью абразивной (0,48006 ПДК) превышают 0,1 ПДК.
Объекты и производства Общества, размещенные на производственной площадке, учитывая такой вид деятельности как сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски, относятся к V классу опасности с размером ориентировочной СЗЗ - 50 метров в соответствии с подпунктом 5 раздела «Класс V - санитарно-защитная зона 50 м.» пункта 7.1.5 «Обработка древесины» главы VII «Санитарная классификация промышленных объектов производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В нарушение ст. 20 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.1.1 санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17.05.2001, пунктов 2.1, 1.2, 2.2, 2.5, 2.11, 3.1, 3.10, 3.12, 4.1-4.3, 4.8, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 в редакции, введенной в действие с 01.03.2008, размер санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) объектов и производств, размещенных на производственной площадке ООО «Омскмебель» по адресу: адрес, не установлен вследствие невыполнения Обществом обязанности разработать проект СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) и представить в Федеральную службу Роспотребнадзора для получения постановления Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера санитарно-защитной зоны, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух объекты и производства будут отнесены к I и II классам опасности, в ином случае - в Управление Роспотребнадзора по Омской области для получения решения Главного государственного санитарного врача Омской области или его заместителя об установлении размера СЗЗ указанной площадки.
Поскольку не установлен размер СЗЗ производственной площади Общества и её границы, то не проводятся мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физических воздействий, производственный контроль за влиянием выбросов производства Общества на загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ и в зоне влияния выбросов Общества не организован, не определено функциональное зонирование территории СЗЗ и режим её использования, что создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в жилых домах, размещенных в нормативной СЗЗ.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа. исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пунктам 5.3.15., 5.5.9. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, названная служба устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ).
Согласно ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны
осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного
воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия
атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях санитарным
правилам.
Пунктом 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству СЗЗ на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Пунктами 2.1, 1.2, 2.2, 2.5, 2.11, 3.1, 3.10, 3.12, 4.1, 4.3, 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона, СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер СЗЗ и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в
соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным
правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду
обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены
размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1 - III классов
опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-
защитной зоны.
Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован проектом СЗЗ с
расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и
уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден
результатами натурных исследований и измерений (пункт 2.1.).
Ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (пункт 2.2).
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять СЗЗ от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (пункт 2.5).
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами (пункт 2.11).
Проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств (пункт 3.1).
В проекте СЗЗ должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования (пункт 3.10).
Размеры СЗЗ для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязненя атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств 1 и II классов опасности (расчетная СЗЗ) (пункт 3.12).
Установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1).
Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к 1 и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.8).
Таким образом, промышленные объекты и производства Общества,
размещенные на производственной площадке в адрес,
в силу пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 являются источниками
воздействия на среду обитания и здоровье человека, в границы ориентировочного размера СЗЗ попадают жилые дома, однако границы СЗЗ производственной площадки не уменьшены. Тем самым нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
С учетом изложенного, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Других доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено. Оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Омскмебель» удовлетворить полностью.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Омскмебель» получить постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении размера санитарно-защитной зоны, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух объекты и производства, размещенные на производственной площадке по адресу: адрес, будут отнесены к I или II классам опасности в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочной СЗЗ для них, установленной СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 (в редакции 01.03.2008), в ином случае – решение Главного государственного санитарного врача Омской области или его заместителя в срок до 01.06.2018 года.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Омскмебель» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме 20.06.2016.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>