№2-815/2020
31RS0024-01-2020-001046-22
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 августа 2020г. г.Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Ткаченко С.А., при секретаре Тахтахановой А.А., в отсутствие истца Долбыш А.А., ответчика Долбыш И.А., представителей ООО «Шебекино - дом», администрации Шебекинского городского округа, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», АО «Белгородская сбытовая компания», ООО «Шебекинские тепловые сети», ГУП «Белоблводоканал», с участием представителя истца Солодова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долбыш ФИО7 к Долбыш ФИО8, ООО «Шебекино-дом» об определении порядка и размера участия в расходах на оплату жилого помещения, возложении обязанности выдать отдельные платежные документы,
установил:
по договору социального найма от 02.08.2016 № с учетом дополнительных соглашений, Долбыш А.А., Долбыш И.А., ФИО6 предоставлена в найм <адрес>.
Соглашение об определении порядка пользования и оплаты за жилье и коммунальные услуги между сторонами не достигнуто.
Дело инициировано иском Долбыш А.А., который с учетом изменения требований, просит суд определить порядок и размер участия нанимателя ФИО1 в расходах на оплату <адрес> <адрес> – <данные изъяты> доли по оплате; обязать выдать ООО «Шебекино - дом» отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указал, что он с сыном ФИО6 не проживают в указанной квартире, поскольку ответчик ведет антисоциальный образ жизни, не оплачивает коммунальные услуги, из квартиры сделал притон.
Долбыш А.А. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, его представитель Солодов М.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнения.
Ответчик Долбыш И.А. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители ООО «Шебекино - дом», администрации Шебекинского городского округа, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», АО «Белгородская сбытовая компания», ООО «Шебекинские тепловые сети», ГУП «Белоблводоканал» также не явились на рассмотрение дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 69 ЖК РФ предусматривает, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии со ст. 71 ЖК РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
При рассмотрении дела судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью.
По договору социального найма от 02.08.2016 № с учетом дополнительных соглашений, Долбыш А.А., Долбыш И.А., ФИО6 предоставлена в найм названная квартира.
Исходя из сведений из ООО «Шебекино - дом» лицевой счет открыт на Долбыш И.А.
Исполнителем жилищно- коммунальных услуг, поставляемых в вышеуказанную квартиру, являются: ООО «Шебекино - дом», оказывающее услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме.
Соглашение о порядке и размере участия нанимателя и членов его семьи в оплате жилого помещения и коммунальных услуг между сторонами не достигнуто.
Судом установлено, что стороны ведут раздельное хозяйство, между ними имеются разногласия, поскольку со слов Солодова М.А. ответчик ведет антиобщественный образ жизни, не оплачивает услуги, квартиру превратил в притон.
Определить порядок и размер участия в расходах по оплате коммунальных платежей добровольно с ответчиками не получается.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
На основании части 1 названной статьи к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Таким образом, законом установлен круг обязанных лиц, которые несут ответственность за исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда. К ним относятся наниматель, а также дееспособные и ограниченные в дееспособности члены его семьи.
Соответствующее разъяснение о составе лиц, которые несут обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, дано в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности», согласно которому внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что частью 4 статьи 69 ЖК РФ установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке.
Суд, рассматривая названные споры, вправе применительно к положениям частей 4, 5 статьи 155, статьи 156 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, действующее жилищное законодательство не содержит запрета на распределение обязанностей по оплате жилищно – коммунальных услуг в рамках заключенного договора найма.
Наличие разногласий между сонанимателями жилого помещения по поводу оплаты услуг ЖКХ не влечет изменения их жилищных прав, но предполагает изменение порядка несения бремени расходов по уплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за содержание и ремонт жилого помещения, т.е. самостоятельное исполнение обязанностей, вытекающих из договора социального найма.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования об определении долей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Таким образом, истец являясь отцом ФИО6, должен нести бремя содержания жилого помещения за себя, а также за своих несовершеннолетних детей в размере 2/3 доли.
Судом при рассмотрении дела установлено, что соглашение об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не достигнуто. Поскольку стороны не являются членами одной семьи, они имеют право в силу закона самостоятельно отвечать по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Обязательством нанимателя, то есть истца является внесение платы за квартиру. Таким образом, истец вправе выполнять эту обязанность отдельно от остальных зарегистрированных в этой квартире лиц. Для выполнения указанного обязательства ему должен быть выдан отдельный платежный документ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░ ░░░10, ░░░ «░░░░░░░░-░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░, ░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ - ░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░13 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.08.2020.