Решение по делу № 2а-3938/2020 от 16.10.2020

Дело № 2а-3938/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

30 ноября 2020 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Калининой Е.С. о взыскании пеней,

                     У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Калининой Е.С. начисленных на недоимку по налогу пеней в сумме 820,07 руб.

В обоснование иска указано, что Калинина Е.С. с **.**.2008 по **.**.2014 осуществляла предпринимательскую деятельность, и в соответствии со ст.346.28 НК РФ являлся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД).

На основании поданных в налоговый орган деклараций Калининой Е.С. начислен ЕНВД, который налогоплательщиком в установленный законом срок в полном объеме уплачен не был.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст. 75 НК РФ на сумму недоимки по ЕНВД начислены пени, в адрес должника направлены требования № 892 от 24.03.2016, № 4575 от 24.06.2016, № 8519 от 21.11.2016 об уплате недоимки по ЕНВД и начисленных пеней.

Поскольку в добровольном порядке административный ответчик вышеуказанные требования об уплате недоимки по ЕНВД и начисленных не исполнила, административный истец обратился в суд с данным иском.

Одновременно с подачей административного иска истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании недоимки налогам и пеням, в обоснование ходатайства сослался на большую загруженность работников налоговой инспекции по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Одновременно с подачей иска административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено представить в суд письменные возражения по существу административного искового заявления.

В установленный срок административный ответчик представила письменные возражения, в которых возражала против восстановления административному истцу срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Принимая во внимание сумму задолженности по обязательным платежам, суд, руководствуясь ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрошенного (письменного) производства.

Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьям 1 и 3 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно ст. 346.30 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

В силу п. 1 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

В статье 69 НК РФ установлено, что при наличии недоимки по налогу налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов административного дела, Калинина Е.С. в период с **.**.2008 по **.**.2014 осуществляла предпринимательскую деятельность, и в соответствии со ст.346.28 НК РФ являлась налогоплательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД).

На основании поданных в налоговый орган деклараций Калининой Е.С. начислен ЕНВД /л.д.08-13/, который налогоплательщиком в установленный законом срок уплачен не был.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст. 75 НК РФ на сумму недоимки по ЕНВД начислены пени, в адрес должника направлены требования:

№ 892 от 24.03.2016 об уплате в срок до 26.04.2016 недоимки по ЕНВД за 2 и 3 кварталы 2015 года в сумме 20 853 руб. и начисленных пеней в размере 257,94 руб. /л.д. 8/;

- № 4575 от 24.06.2016 об уплате в срок до 18.07.2016 недоимки по ЕНВД за 3 квартал 2015 года в сумме 7909 руб., задолженности по пеням, начисленным на недоимку по ЕНВД за 3 квартал 2015 года в сумме 264,44 руб. /л.д.10/;

- № 8519 от 21.11.2016 об уплате в срок до 14.12.2016 недоимки по ЕНВД за 3 квартал 2015 года 7909 руб., задолженности по пеням, начисленным на недоимку по ЕНВД за 3 квартал 2015 года в сумме 297,69 руб. /л.д.12/.Сведений об исполнении административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по ЕНДВ и начисленных пеней в установленный срок материалы дела не содержат.

В настоящем административном иске к взысканию налоговым органом заявлены пени по ЕНВД в сумме 820,07 руб.

Поскольку административный ответчик требования об уплате начисленных пеней не исполнила, административный истец 15.10.2020 обратился в суд с административным иском.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно абзацу 3 п.2 ст.48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Аналогичный срок обращения в суд налогового органа с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в части 2 ст. 286 КАС РФ.

Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П).

Судом установлено, что общая сумма задолженности по требованиям № 892 от 24.03.2016, № 4575 от 24.06.2016, № 8519 от 21.11.2016 об уплате начисленных пеней не превышает 3 000 руб., вместе с тем срок исполнения самого раннего требования № 892 от 24.03.2016 истек 24.09.2016, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании имеющейся задолженности в срок до 24.09.2019 включительно.

Как следует из материалов дела, административный истец в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Калининой Е.С. задолженности пеней к мировому судье не обращался, с иском о взыскании пеней обратился в суд 16.10.2020.

Учитывая приведенные выше положения закона, сумму задолженности по налогу и пеням, установленные в требованиях сроки уплаты задолженности, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пеней административным истцом пропущен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять административный истец.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренного ч.2, ч.3 ст.48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с заявленными требованиями, административный истец сослался на большую загруженность работников налоговых органов по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ. Однако доказательств, объективно исключающих возможность налогового органа обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок, представлено не было.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области является юридическим лицом и должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов и сборов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Поскольку в нарушение вышеназванных норм, обращение налогового органа с административным иском последовало по истечении установленного законом срока и оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока не имеется, суд отказывает в удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Калининой Е.С. о взыскании пеней отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья    М.В. Новикова

2а-3938/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №1 по ПО
Ответчики
Калинина Екатерина Сергеевна
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Новикова Марина Валентиновна
Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
16.10.2020Регистрация административного искового заявления
19.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
30.11.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2021Дело оформлено
25.01.2021Дело передано в архив
30.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее