Решение от 09.11.2020 по делу № 2а-3089/2020 от 18.05.2020

Дело № 2а-3089/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2020 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе председательствующего судьи Хабиной И.С.,

при секретаре Степановой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мартыновой Зои Николаевны к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Администрации города Челябинска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Мартынова З.Н. обратились в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Администрации города Челябинска, в котором просила признать незаконным отказ Администрации города Челябинска в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома с кадастровым номером по адресу: <адрес> выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ года № Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и обязать сформировать земельный участок под указанным многоквартирным домом в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Гарант».

Административные исковые требования истца обоснованы тем, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная в доме <адрес>. Желая реализовать право на оформление земельного участка под многоквартирным домом она обратилась с заявлением в орган местного самоуправления, однако, ей было отказано по причине того, что в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом не утверждена документация по планировке территории. С данным отказом административный истец не согласна, считает, что это нарушает их право на получение земельного участка.

В судебном заседании административный истец Мартынова З.Н., и ее представитель, действующая по доверенности Клековкина Н.Д. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, в письменных пояснениях.

Административные ответчики в представленных письменных отзывах указывали помимо того, что причиной принятии решения об отказе в формировании земельного участка послужило то, что земельный участок расположен в территориально зоне А.1.2 (природно-реакриационая зона), что препятствует формировании его для многоквартирного дома.

Указанные доводы, в том числе были поддержаны представителем административных ответчиков в судебном заседании.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства. суд приходит к следующим выводам.

Мартыновой З.Н. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ года Мартынова З.Н., совместно с собственником <адрес>, Олинкевич П.П., в лице представителя обратилась в Администрацию города Челябинске с заявление в котором просили сформировать земельный участок под многоквартирным домом <адрес>.

В письме от <адрес> года за № Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска отказал в формировании земельного участка, указав в качестве единственного основания то, что в отношении территории в пределах которой расположен испрашиваемый земельный участок не утвержден проект межевания территории, что в силу положений статьи 11.3 Земельного кодекса РФ препятствует образованию земельного участка.

Данный отказ обжалуется в рамках настоящего дела.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обращаясь в Администрацию с заявлением административный истец желала реализовать свое право как собственник квартиры в многоквартирном доме на формирование границ земельного участка под многоквартирным домом с целью дальнейшего перехода прав на данный земельный участок к правообладателям жилых помещений в данном доме.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 вышеуказанной статьи).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 вышеуказанной статьи).

При этом, с учетом положений Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 № 12-П, с заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным доме вправе обратиться любой из собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Административный истец, будучи собственником квартиры, вправе обращаться с соответствующим заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодека РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Отсутствием утвержденного проекта межевания территории в границах которой расположен многоквартирный дом обосновывается принятое решение об отказе.

Вместе с тем, суд отмечает, что данная позиция не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме.

Абзацем 3 пункта 11 стать 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В пункте 16 вышеуказанной статьи приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

При этом согласно пункту 17 вышеуказанной статьи в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что соотношение проекта межевания территории и схемы расположения конкретного земельного участка представляет собой соотношения общего и частного.

При этом, в случае если схема расположения земельного участка утверждена ранее чем проект межевания территории, то участок формируется согласно утвержденной схемы, а не проекта межевания территории.

Таким образом, при подготовке проекта межевания территории должны учитываться границы ранее сформированных участков по схемам расположения земельных участков.

Проект межевания территории, согласно статье 41 Градостроительного кодекса РФ, представляет собой разновидность документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Учитывая данное положение закона вопрос об утверждении проекта межевания территории относиться исключительно к дискретным полномочиям органа местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о формировании земельного участка под многоквартирным домом поставлен в зависимость от принятия такого решения органом местного самоуправления, что в случаи затягивания данного процесса существенно препятствует гражданам в реализации их законным жилищных прав и приводит к тому, что земельный участок не формируется ни как объект гражданских прав ни как объект налогообложения.

Как уже отмечалось ранее, закон допускает возможность утверждения схемы расположения земельного участка, в случае если для соответствующей территории не утвержден проект межевания. Данное действие не послужит в будущем препятствием для утверждения проекта территории, в ходе которого также должны будут быть учтены ранее сформированные земельные участки.

Что же касается суждений административных ответчиков о наличии иных оснований для отказа в формировании земельного участка, в том числе: расположение его в территориальной зоне А.1.2 (природно-реакриационая зона); выводы судов, изложенные в ранее состоявщихся судебных актах и т.д., то они не могут быть предметом рассмотрения настоящего спора, поскольку не были предметом оспариваемого отказа.

Как уже отмечалось выше единственным основанием для отказа послужило отсутствие утвержденного проекта межевания территории.

В соответствии с пунктом 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Также суд не вправе отказать в признании решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований.

Учитывая изложенное, суд находит незаконным оспариваемой отказ Комитета.

Надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска повторно рассмотреть заявление административных истцов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № .

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2а-3089/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Олинкевич Петр Павлович (умер)
Мартынова Зоя Николаевна
Ответчики
администрация г. Челябинска
Другие
КУИЗО г. Челябинска
Управление по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска
ООО "Гарант"
Клековкина Наталья Дмитриевна
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Судья
Хабина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
10.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее