Дело № 2-6741/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
при секретаре Митиной Е.В.,
с участием истца Чуистовой М.А.,
представителя ответчика Жолудя С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Чуистовой М.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании незаконным уведомления, признании права,
установил:
Чуистова М.А. обратилась в суд с иском к ГБУ «ЦСЗН г. Сыктывкара» о признании незаконным уведомления об отказе в направлении средств регионального семейного капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа от ** ** **, заключенному с ПАО «Сбербанк России», возложении обязанности удовлетворить заявление о распоряжении средствами регионального семейного капитала. Заявленные требования мотивировала тем, что заключила с кредитный договор для приобретения жилого помещения по адресу: ... Ответчиком незаконно отказано в направлении средств регионального семейного капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа.
В судебном заседании истец Чуистова М.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ГБУ «ЦСЗН г. Сыктывкара» Жолудь С.С. требования не признал.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми участия в судебном заседании не принял, направил отзыв, в котором требования не признал.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Чуистова М.А. является матерью ... Я.М., ** ** **, ... С.М., ** ** **, а также ... Г.М., ** ** **
В связи с рождением третьего ребенка ** ** ** Чуистовой М.А. выдан сертификат на региональный семейный капитал, серии ...
С целью улучшения жилищных условий Чуистова М.А. ** ** ** заключила с ПАО «Сбербанк России» кредитный договор «приобретение готового жилья» в размере ...
В договоре предусмотрено, что кредит является целевым и предоставляется для приобретения иных неотделимых улучшений объекта недвижимости жилого дома с земельным участком по адресу: ...
** ** ** Чуистовой М.А. заключен договор купли-продажи указанного дома с земельным участком и ** ** ** зарегистрировано право собственности Чуистовой М.А. на жилой дом по адресу: ...
Чуистова М.А. ** ** ** подписала нотариально удостоверенное обязательство оформить на имя супруга, а также детей: ... Я.М., ... С.М., ... Г.М. и последующих детей жилой дом и земельный участок с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после снятия обременения.
09.07.2018 ГБУ «ЦСЗН г. Сыктывкара» отказало Чуистовой М.А. в направлении средств регионального семейного капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору. Причиной для отказа послужили следующие обстоятельства.
Договором купли-продажи от ** ** ** определено приобретение жилого дома стоимостью ... и земельного участка .... Общая стоимость объектов недвижимости составляет .... Дополнительным соглашением к указанному договору купли-продажи внесены изменения только в части увеличения общей стоимости объектов недвижимости (...) без уточнения в какую стоимость оценены жилой дом и земельный участок отдельно. Законом Республики Коми не предусмотрено направление средств (части средств) регионального семейного капитала на приобретение земельного участка, то принять решение на основании предоставленных документов не представляется возможным, поскольку дополнительным соглашением к договору купли-продажи не определена стоимость приобретаемого имущества с земельным участком.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит решение об отказе в направлении средств регионального семейного капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа незаконным.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На территории Республики Коми соответствующее правовое регулирование установлено Законом Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 45-РЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республике Коми", Постановлением Правительства Республики коми от 01.08.2011 N 324 "О мерах по реализации статей 5 - 8(2) Закона Республики Коми "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми".
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми N 45-РЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми" право на дополнительные меры социальной поддержки возникает у матери, родившей третьего ребенка, начиная с 1 января 2011 года.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что региональный семейный капитал устанавливается в размере 150 000 рублей.
На основании п. 1 ч. 5 Закона Республики Коми N 45-РЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами регионального семейного капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.
В соответствии со ст. 6 Закона средства (часть средств) регионального семейного капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, в том числе на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (п. 1).
Средства (часть средств) регионального семейного капитала могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения третьего ребенка или последующих детей.
Средства (часть средств) регионального семейного капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся: кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"; микрофинансовой организацией в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"; кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"; иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Суд не находит доводы ответчика о неуказании в дополнительном соглашении стоимости приобретенного дома заслуживающими внимания.
Как следует из смысла Закона Республики Коми N 45-РЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми" законодатель не ограничивает держателя государственного сертификата в выборе способа улучшения жилищных условий.
Таковым может быть и его покупка, обмен, участие в жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативах и др. Однако обязательным условием всех совершаемых с семейным капиталом сделок является их цель - улучшение жилищных условий заинтересованного лица, под которым следует понимать приобретение или строительство жилого помещения (в том числе доли в жилом помещении), то есть сделки с использованием средств регионального семейного капитала должны повлечь реальное улучшение жилищных условий граждан, приводить к приобретению большего по площади или лучшего по иным техническим характеристикам жилого помещения.
В противном случае распоряжение указанными средствами противоречит смыслу названного регионального закона и может повлечь злоупотребление со стороны лиц, имеющих право на использование средств семейного капитала путем совершения сделок, хотя формально и влекущих возникновение у граждан права (титула), но фактически не приводящих к улучшению их жилищных условий.
Соответственно, в силу статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении спора о распоряжении средствами семейного капитала в круг юридически значимых и подлежащих доказыванию входят вопросы о том, являются ли совершенные сделки действительными и законными, не противоречит ли расходование средств семейного капитала таким способом интересам детей, и произошло ли в результате совершения названных сделок улучшение жилищных условий семьи.
Из дела правоустанавливающих документов, представленных Чуистовой М.А. на регистрацию при совершении сделки купли-продажи жилого дома, следует, что дополнительное соглашение об изменении стоимости приобретенного объекта недвижимости государственную регистрацию не прошло, так как Чуистовой М.А. не предоставлялось. Из договора купли-продажи, прошедшего государственную регистрацию, следует, что стоимость здания по адресу: ..., определена сторонами договора в ...., стоимость земельного участка – в ...
Таким образом, наличие дополнительного соглашения от ** ** ** не может являться основанием для отказа в направлении средств регионального семейного капитала на погашение кредита, предоставленного для приобретения жилого дома.
Совершенная истцом сделка привела к улучшению жилищных условий ее семьи, следовательно, распоряжение средствами регионального семейного капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору будет соответствовать целям направления этих средств.
Доводы третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о возможной непригодности приобретенного истцом дома являются предположением и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» об отказе Чуистовой М.А. в распоряжении средствами регионального семейного капитала.
Признать право Чуистовой М.А. на направление средств регионального семейного капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ** ** ** заключенному с ПАО «Сбербанк России».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья- Н.Е. Колосова