Решение по делу № 2-102/2024 от 16.02.2024

Дело № 2-102/2024

УИД 59RS0026-01-2024-000127-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Куеда                                       21.03.2024

Куединский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Снегиревой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Зайдуллиной О.В.,

с участием представителя ответчика Большекустовского сельского потребительского общества Сапожниковой В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к Большекустовскому потребительскому обществу о признании действий противоправными, возложении обязанности,

установил:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела (далее Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Большекустовскому потребительскому обществу о признании действий противоправными, возложении обязанности.

Иск мотивировал тем, что в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860, у Большекустовского сельского потребительского общества выявлены отклонения при реализации обувных товаров, а именно: товар «Галоши садовые женские, арт. ГС-12Р, размер 24,7» со средством (кодом) идентификации 010462006272320221аHD*)&<4!SZd, принадлежащий Б-Кустовскому сельпо, был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата в оборот, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 18 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 14 час.24 мин.; товар «1310-LP Галоши мужские утепленные, размер 40-45» со средством (кодом) идентификации 0104640071507198215kC”Ezfkn?3V, принадлежащий Б-Кустовскому сельпо, был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата в оборот, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 9 час. 34 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час.55 мин.

В связи с нарушением обязательных требований Большекустовскому сельскому потребительскому обществу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных пунктами 22, 43, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2019.

Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ направлены Б-Кустовскому сельпо и были им получены 09.02.2024 и 09.11.2023 соответственно. Возражений на предостережения не поступило.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

Фактически, в действиях Б-Кустовского сельпо ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, например, на дату выдачи предостережения от 08.11.2023 № 2466 системой было зафиксировано 60 отклонений, на дату выдачи предостережения от 09.02.2024 г. № 181 системой было зафиксировано 64 отклонения, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения.

С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации обувных товаров, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределённого круга потребителей, истец просит признать действия Большекустовского сельского потребительского общества, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Возложить на Большекустовское сельское потребительское общество обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

Представитель истца Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Представитель ответчика Большекустовского сельского потребительского общества Сапожникова В.И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Суду пояснила, что потребительским обществом были получены галоши с кодами маркировки, которые не прилипают к поверхности обуви. При примерке обуви покупателями, коды маркировки теряются, путаются, в связи, с чем возможно, что один и тот же код мог использоваться для продажи нескольких пар галош. Она как руководитель провела беседу с продавцами о недопущении нарушений, предупредила об ответственности.

Суд, изучив материалы дела, выслушав заявленное ответчиком фактическое признание исковых требований, приходит к следующему.

Согласно статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу статьи 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Согласно статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих    обязательной    маркировке средствами идентификации, в    соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (пункт 5). Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16).

Согласно постановлению Правительства РФ от 05.07.2019 (в редакции от 19.10.2022) № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию (пункт 22).

Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации обувных товаров (пункт 43).В случае возврата обувных товаров потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей участник оборота обувных товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга в соответствии с пунктами 76 - 79 настоящих Правил и при необходимости осуществляет перемаркировку обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов.

При возврате обувных товаров с неповрежденным средством идентификации обувных товаров обувные товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга передаются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, принимающего обувные товары; код идентификации; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных обувных товаров.

При возврате обувных товаров с поврежденным средством идентификации обувных товаров либо без средства идентификации обувных товаров (возможность идентифицировать обувные товары отсутствует) участник оборота обувных товаров осуществляет перемаркировку в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом VIII настоящих Правил, и передает в информационную систему мониторинга следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, принимающего обувные товары; новый код идентификации; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных обувных товаров; вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара) (л.д. 85).

Как установлено судом при рассмотрении дела Большекустовское сельское потребительское общество осуществляет розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами (л.д. 27-31).

На основании заданий № 6 от ДД.ММ.ГГГГ, № 13 от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицам Южного территориального отдела Управления Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Пермскому краю поручено обеспечить контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований, в том числе предусмотренных «Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информации мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860, в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет (https://gov.crpt.ru) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д. 7,8).

Согласно акту № 1380 от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у Большекустовского сельского потребительского общества выявлены отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), а именно:

- товар «1310-LP Галоши мужские утепленные, размер 40-45» со средством (кодом) идентификации 0104640071507198215kC”Ezfkn?3V, принадлежащий Б-Кустовскому сельпо, был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата в оборот, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 9 час. 34 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час.55 мин. По адресу: <адрес> (л.д. 10).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у Большекустовского сельского потребительского общества выявлены отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), а именно:

- товар «Галоши садовые женские, арт. ГС-12Р, размер 24,7» со средством (кодом) идентификации 010462006272320221аHD*)&<4!SZd, принадлежащий Б-Кустовскому сельпо, был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата в оборот, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 18 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 14 час.24 мин. По адресу: 617721, <адрес> (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Большекустовскому сельскому потребительскому обществу объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных пунктами 22, 43, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации (л.д. 11-12,13-14).

Возражения на предостережения от Большекустовского сельского потребительского общества в Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора не поступали, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, Большекустовское сельское потребительское общество не приняло меры по надлежащей организации системы контроля за соблюдением обязательных требований действующего законодательства к товарам при их продаже, тем самым нарушив права неопределённого круга потребителей. В связи с чем, исковые требования признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Большекустовское сельское потребительское общество прекратить нарушение обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Россйикой Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы) освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исками, предъявляемыми в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, от уплаты которой ответчик не освобожден. Поскольку иск был подан в интересах неопределенного круга лиц, размер госпошлины, подлежащей уплате следует исчислять в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, но учитывая, что истцом по делу могло быть как физическое, так и юридическое лицо, суд взыскивает госпошлину в размере 600 рублей, установленном для истца физического лица (по 300 руб. за каждое неимущественное требование).

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    Исковые требования Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю удовлетворить.

Признать действия Большекустовского сельского потребительского общества, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Возложить на Большекустовское сельское потребительское общество обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

Взыскать с Большекустовского сельского потребительского общества в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья                        Е.Г. Снегирева

Мотивированное решение изготовлено 26.03.2024.

2-102/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
Большекустовское сельское потребительское общество
Суд
Куединский районный суд Пермского края
Судья
Снегирева Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
kueda.perm.sudrf.ru
16.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2024Передача материалов судье
20.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее